Серые кардиналы Ливерпуля
Иен Грем (руководитель отдела анализа данных)
Когда той осенью Ливерпуль решал, кем заменить уволенного Брендана Роджерса, Иан Грэм(руководитель отдела анализа данных) предоставил американским боссам, которые любят вчитываться в аналитику, цифровое сопоставление каждого паса, удара и отбора, которые совершили игроки Клоппа в Боруссии. Валлиец создал для этого специальную математическую модель. Он до мелочей проанализировал каждый матч, высчитывая действия всех игроков, и оказалось, что Дортмунд, который завершил сезон 7-м, должен был финишировать вице-чемпионом. Это означало, что слабый результат "шмелей" не имел ничего общего с Клоппом, хотя его репутация и рухнула через турнирный провал.
Просто он тренировал одну из самых невезучих команд в недавней истории футбола. Взять только матч с Майнцом: 19:10 по ударам, 85:55 с доставкой мяча в зону атаки, 36:17 за действиями в штрафной соперника, контроль игры примерно две трети времени. Боруссия проиграла. На 70-й не реализовали пенальти, за 4 минуты забили в свои ворота. При этом команда Клоппа была лучшей в практически каждом аспекте игры – кроме результата.
В футболе в среднем забивают меньше 3-х голов за матч. Момент фарта здесь имеет гораздо большее влияние, чем в других видах спорта. Рикошет, после которого мяч залетает в сетку или идет мимо, имеет безумное влияние на результат. Матч с Ганновером также был проигран (0:1) несмотря на еще большее преимущество во всем, но Грэм отметил: "Вы создали вдвое больше моментов". Эмоциональный Клопп и тут не выдержал: "Ты видел этот матч? Мы разбили их! Я никогда не видел ничего подобного. Мы должны были выиграть. Ах, ты же это видел!"
Грэм признался, что не просмотрел ни одного матча Боруссии в том сезоне. Ни тебе прямых трансляции, ни повторов. Чтобы понять суть того, что проиcходило, ему просто нужно было заглянуть в свои таблицы. В традиционно американских видах спорта бейсболе и баскетболе заметнее в последнее время все большее влияние аналитиков на тактику. А не пришло ли время революции и в футболе? Символично, что ее флагманом может стать Ливерпуль – клуб, которым владеет бизнес-группа из Штатов.
Футбол – это такая вещь, которая противится статистике до последнего. Грэм, который получил степень доктора наук в Кембридже, создал базу данных 100 тысяч футболистов со всего мира. Советуя, кого из потенциальных новичков стоит приобрести и как их лучше всего использовать на поле, он помог "красным" вновь подобраться к вершинам английского и международного футбола. При этом Иан признается, что не любит пересматривать видеонарезки игроков, потому что это сбивает с толку, в отличие от формул.
Ливерпуль проиграл лишь 1 матч из 38 в последнем сезоне АПЛ - наиболее требовательном турнире в истории. И несмотря на это, Манчестер Сити и так обошел его на 1 балл, выиграв все матчи, начиная с января. Команда Клоппа установила рекорд очков для вице-чемпиона (97), а также второй год подряд вышла в финал Лиги чемпионов, на этот раз отыграв 3 гола у невероятной Барселоны. Именно Ливерпуль значительно больше полагается на данные аналитиков, чем другие клубы – это касается и кадровых решений, и тактических.
Благодаря его успехам в Англии и за ее пределами стали больше ценить работу с цифрами. Все чаще клубы склоняются к тому, чтобы нанять аналитика без футбольного прошлого – в погоне за определенного рода трендом. В Дортмунде Клопп не работал ни с какими цифрами. Его полностью поглощала работа на поле с молодой командой. Однако после встречи с Грэмом его осенило – это аналитик, который не видел ни одного матча Боруссии, понимал невезение команды настолько метко, будто был ее тренером. Впоследствии немец узнал, что без анализа валлийца, его бы не взяли на работу. "Отдел в конце коридора является причиной, почему я здесь", – сказал Клопп об этой мощной аналитической группе.
Грэм собирает данные, которые рядовой болельщик даже представить себе не может. Например, что левый вингер делает сильные подачи за спины защитникам, зато правый выполняет реже кроссы по земле, но они более точные и чаще приводят к голам. Вроде звучит банально, но в футболе это настоящая революция. Игрокам вся статистическая информация подается в переваренном Клоппом виде. Они просто знают, что "кто-то за закрытыми дверями провел не один час с данными". Не все осознают, что за этим анализом стоит группа профессоров по математике.
Когда в конце января Ливерпуль получил шанс увеличить преимущество над Манчестер Сити в 7 очков, на его пути стал Лестер. Грэм в клубе не только собирает данные и переводит их в формулы, доступные для тренера, он также имеет очень весомое слово при подписании игроков. Гвинейский опорник стал одним из тех, на ком Иан настаивал чуть ли не больше. Он открыл талант Наби Кейта, заметив впечатляющие цифры в своей базе еще тогда, когда тот играл за австрийский Зальцбург до перехода в РБ Лейпциг.
На ту пору это был опорник, которого ставили перед центральными защитниками. Иногда такие полузащитники эволюционируют в универсальных центральных хавбеков. Еще реже – в атакующих с большинством задач, ориентированных на нападение. Кейта удалось и то, и это. Цифры показывали, что никто не может с ним сравниться. Универсальность и смена позиций внесла определенную путаницу в статистику Наби, ведь в некоторых полузащитников за позицией есть больше шансов создать или реализовать момент, а в других – вступить в единоборство и отбор. Грэм низко оценивает подобный метод анализа. Чуть менее пренебрежительно он относится к такой статистика, как процент точности передач.
Вместо этого Иан за несколько месяцев разработал модель, которая рассчитывает шанс забить гол перед и после любого тактико-технического действия (ТТД) – паса, удара, подката. С использованием этой модели Грэм показывает, насколько сильно тот или иной игрок влияет на шансы своей команды победить. Процент успешных передач Кейта ниже, чем в других топовых полузащитников. Однако цифры шефа аналитиков Ливерпуля показывают, что гвинеец чаще применяет пасы, которые в случае успешности дают партнеру выше среднего шанс забить.
Скауты разглядели в Кейта разнопланового полузащитника. Грэм же увидел на своем ноутбуке феноменального игрока. Наби постоянно работает над тем, чтобы переправить мяч в чрезвычайно выгодные позиции у ворот соперника. Этого может не заметить даже внимательный зритель, пока ему не укажут на такой факт. Грэм с 2016 года советовал Ливерпулю купить гвинейца, что и было сделано летом 2018-го.
Упомянутый матч против Лестера на первый взгляд не соответствовал похвальным тезисам Иана. Расчеты уравнений все еще показывали, что гвинеец играл на своем привычном уровне, но лишь малая часть болельщиков могла с этим согласиться. Ба, даже некоторые из клубных боссов были настроены скептически. Голы и асисты помогли бы Кейта и успокоили бы Грэма. Во втором тайме Наби на дриблинге прошел нескольких защитников Лестера и вышел на вратаря. Грэм поднялся со своего места, и в этот момент гвинеец ударил. В тот же миг защитник врезался в Кейта, но мяч прошел мимо ворот.
К разочарованию болельщиков, судья не указал на 11-метровую отметку. Грэм тяжело выдохнул. Вскоре Кейта заменили, Ливерпуль не дожал Лестер. Иан аплодисментами провожал гвинейца, но не был убежден, тот провел хороший матч, мол, нужно было взглянуть на цифры. "Если кто-то из них играет плохо, для меня это приравнивается к личной обиды". Грэм хочет, чтобы клуб, который нанял его (и за который он болел еще с детства в 1980 гг, когда там феерил земляк Иан Раш), побеждал. Однако он также хочет, чтобы его оценки конкретных футболистов оправдывались в реальности.
В 2014-м Челси приобрел восходящую Салаха-звезду. Мохамед забил в Базеле только 9 голов за 2 сезона, но он забил лишь дважды за лондонский клуб. Атакующего полузащитника сборной Египта сдавали по арендам и считали списанным материалом для АПЛ. Это уникальное лига, считают английские фанаты. Сильнее всего конкурентная среда из всех. почти без проходных матчей. Ужасная погода, силовой и грубый футбол, который некоторым технарям просто не подходит. "Салах не справился в Челси? Я с этим не согласен", - противоречит массовому мнению Грэм.
Иан читает, что Мо играл в Лондоне так же качественно, как и до того и после. На его защиту приводит формулы и уравнения. Валлиец увидел шанс в том общепринятом подходе, что "игра в АПЛ отличается от всего остального", мол, это неэффективность системы. Грэм рекомендовал Ливерпулю взять на себя риск трансфера игрока, который феерил в далеко не такой интенсивной лиге, как Серия А. Того же июля Рома получила за своего лидера неплохой 41 миллион долларов, хотя сейчас эти деньги кажутся смешными.
Цифры Грэма показывали, что Мохамед будет прекрасно взаимодействовать с Фирмино – еще одним форвардом, который создает больше "ожидаемых голов", чем практически любой другой. И эти предположения воплотились в жизнь. Салах стабильно превращал эти ожидаемые голы в настоящие. В сезоне 2017/18 египтянин побил голевой рекорд АПЛ, забив 32 мяча. Он стал символом возрождения Ливерпуля и как нельзя лучше доказал, что стратегия Генри и его компании Fenway работает.
В следующем сезоне Мохамед вновь стал лучшим бомбардиром, разделив это звание с одноклубником Мане и Обамеянгом. Сейчас Салах стоит дороже Месси – согласно оценкам CIES, стоимость египтянина составляет 185 млн евро. Его хотят чуть ли не все гранды – от Реала в ПСЖ. Похожа и на практике, пожалуй, важнее история произошла и с Фелипе Коутиньо. После прихода Грэма в Ливерпуль его попросили заняться левым вингером Интера.
Цифры Иана говорили в пользу бразильца, которого выкупили за каких-то 16 млн долларов. За 5 лет Коутиньо сделал существенный вклад в рост "красных". И самое существенное ситуацию иллюстрировала стоимость его продажи в Барселону наличными – примерно 170 млн долларов. Вскоре Ливерпуль потратил более 200 миллионов на трио игроков: вратарь Алиссон Беккер, полузащитник Фабинью и центрбек ван Дейк стали фундаментально важными футболистами для нынешней команды Клоппа. Все они были предметом желаний топ-клубов и стоили далеко не копейки. Однако владелец клуба Генри признался, что без продажи Коутиньо этих трансферов просто не было бы.
В штабе аналитиков Грэма еще 3 специалиста. Тим Васкет ранее занимался астрофизикой. Дафидд Стил-бывший чемпион по шахматам среди юниоров, у него также докторская степень по математике. Уилл Спирман пришел самое позднее. Сын профессора из Техаса, получил ученую степень Гарварда по физике высоких энергий, работал на Европейскую ассоциацию ядерных исследований, где диссертацией поспособствовал фундаментальному открытию бозона Хиггса. Другой клуб мог бы нанять таких аналитиков, как Грэм, Васкет, Стил или Спирман. Однако почти невозможно себе представить, чтобы кто-то еще, кроме Ливерпуля, пригласил их всех.
Они обычно приезжают на клубную базу в Мелвуд еще до завтрака. Яйца, 5-6 видов салата и запеченная говядина в меню. Игроки и тренеры сидят вместе, аналитики за отдельным столиком. Дружеская теплая атмосфера, но вряд ли игроки различают, кто есть кто из этих умников. "Какого футболиста коллективное мнение точно оценивает? Наверное, Месси. Если он не первый, то точно второй. Поэтому ошибка может быть максимум на одну ступеньку", - Спирман сам спрашивает, сам и находит ответ.
Они хотят попытаться найти другой способ игры. Футбол – это сумма тысяч индивидуальных действий, но модели Грэма могут учитывать только передачи, удары и движения мяча, которые можно выделить из официальных источников. "У нас по-прежнему много фундаментальных ограничений имеющихся данных. Мы смотрим сквозь мутную линзу", – считает Иан. Спирман хочет математически отразить то, что реально происходит на поле. То есть не просто пас от защитника до полузащитника, а насколько легко эта передача прошла, что произошло после нее. Спирман надеется пробиться через этот туман.
Аналитиков к черту раздражает факт непредсказуемости футбола. При отсутствии трофеев, когда Ливерпуль только подходил максимально близко к завоеванию вершин, их работу все еще норовят оценить как нечто ограниченное, что не дает команде сделать финальный победный шаг, а только подводит к определенной границе. Но так работает вероятность – ты можешь сделать и высчитать все идеально, а один рикошет, неназначенный пенальти или индивидуальная ошибка приведет к краху. Вспомните только, что творилось с вратарем Ливерпуля в киевском финале ЛЧ против Реала. И подобные вещи огорчают этих гениев цифр, но делают игру №1 еще более прекрасной и увлекательной.
Джон Генри (владелец команды)
Американец Джон Генри построил свое состояние благодаря алгоритму, который высчитывал колебания на рынке соевых зерен. В его компании, которая выкупила клуб за 480 млн долларов в 2010-м, фактически ни одно решение не принимается без анализа данных: назначение директора, то позиция игрока Бостон Редс Сокс – бейсбольной команды, которой владеет группа Fenway Sports. Эти инвесторы не могут себе позволить конкурировать в финансовом плане с российским олигархом Абрамовичем (Челси) или шейхами с Манчестер Сити, поэтому должны действовать разумно.
За первые 6 сезонов управления Генри Ливерпуль лишь раз поднялся выше 6-го места. Так же и в ЛЧ вышли лишь в одном случае, вылетев сразу на групповой стадии. "Они слишком доверяют цифрам", – говорили более традиционные футбольные эксперты. Самым большим вызовом для Клоппа якобы должна стать "смена глубоко укоренившейся веры, что статистика футболистов и аналитики могут дать ответы на большинство вопросов". На самом деле немецкий тренер черпает информацию и из более традиционных источников, поэтому его тактика – это сочетание данных из статистики и интуитивного начала.
Несмотря на то, что в других видах спорта используют широкий спектр статистических данных для оценки игроков и команд, до недавнего времени в футболе мало занимались чем-то большим, чем именем автора взятия ворот. Сейчас начали рассчитывать море данных, из которых количество ударов каждого отдельного футболиста и процент владения мячом – еще простейшие цифры. Казалось также невозможно определить что-то наверняка в спорте, в котором твой игрок может забить решающий гол, но при этом не сделать больше ничего полезного, а это именно взятие ворот приходит после неудачного выноса или рикошета от команды, которая доминировала большинство матча.
"Все есть число", - цитировал однажды Пифагора легендарный тренер Динамо Валерий Лобановский. Можно и нужно просчитать все варианты и элементы игры. "Случайность – тоже проявление определенной закономерности. Нельзя требовать от футболистов современной игры, а находиться на организационном уровне позавчерашнего дня". Что ж, выдающийся украинский тренер мог бы быть доволен чудами развития европейского футбола настоящего.
Вот текст, где про это написано
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/voronin/2469015.html