Фанзона. Как клуб из Регионаллиги ведет борьбу против ультраправых в футболе
Громкие заявления руководства, просвещающие поездки для болельщиков и сотрудничество с музеями ‒ вот путь больших клубов из первой Бундеслиги, о котором мы рассказывали ранее. Однако у маленьких команд из самых низов нет таких возможностей, и они справляются с проблемами современного мира, проявляя находчивость и порой даже упрямство. Посмотрим, как же это происходит.
Как клуб из Регионаллиги ведет борьбу против ультраправых в футболе.
Вряд ли вы когда-либо слышали о таком клубе как «Бабельсберг 03». По правде говоря, даже сами немцы о нем ничего не слышали.
Бабельсберг, район Потсдама, известен прежде всего, как дом немецкой киноиндустрии, однако у его не совсем успешной команды в истории никогда не было эпизодов голливудских масштабов. Однако все же люди из Потсдама оказались вовлечены в разного рода скандалы.
Эта история произошла в апреле позапрошлого года во время дерби в Регионаллиге «Северо-Восток»: команда из Бабельсберга встречалась со своим ненавистным соперником «Энерги» Котбус. Болельщики первых известны своими левыми взглядами, в то время как болельщики вторых ‒ одни из худших правонарушителей Восточной Германии, если дело касается хулиганства на почве правых взглядов. Обе команды, помимо этого, не встречались в лиге более 25 лет. Не сложно догадаться, к чему все шло.
Матч несколько раз останавливался, потому что хулиганы Котбуса пытались залезть на сектор болельщиков хозяев. Были такие скандирования, как например «Труд делает свободным, «Бабельсберг 03» и «Клещи, цыгане и евреи». Также ультрас Котбуса в масках исполняли приветствие Гитлера.
И в данном конфликте больше всего выделяется реакция руководства лиги. Северо-восточная федерация футбола (NOFV) оштрафовала Котбус на 10 тыс. евро за поведение болельщиков, но без какого-либо упоминания расизма или антисемитизма. Позднее штраф снизили до 6 тыс. евро, а Бабельсбергу сказали заплатить 7 тыс. евро. Несмотря на риск вылететь из лиги (и, возможно, стать банкротами), они отказались выплачивать штраф.
Однако такой жест был только началом. Бабельсберг запустил программу «Нацисты, прочь со стадиона!» и стал продавать футболки, чтобы повысить осведомленность людей и также заработать денег для защиты в суде. Таким образом они привлекли 200 новых сторонников в знак солидарности и продали тысячи футболок. Среди тех, кто пообещал свою поддержку, были болельщики «Селтика», «Бетиса», «Баварии» и «Боруссии» Дортмунд.
Когда федерация начала процедуру по исключению Бабельсберга из лиги, политическое давление заставило в дело вмешаться Немецкий футбольный союз. В итоге была достигнута определенная договоренность: клуб выплачивает половину штрафа, но только при условии, что эти деньги пойдут на финансирование антидискриминационных кампаний.
Про Бабельсберг можно сказать, что это типичный клуб, и даже в какой-то степени он является карикатурой на левых в Германии: никто не воспринимает их игры всерьез, еда на стадионе включает в себя достаточное количество веганского карри и на фанатских секторах гораздо больше людей с дредами, чем вы привыкли видеть на футбольном матче.
Но если отбросим все эти стереотипы, увидим, что такой характер болельщицкой поддержки Бабельсберга – определяющая черта клуба. В разгар миграционного кризиса 2015 года Бабельсберг сформировал команду для игроков-беженцев, в то время как остальным беженцам было разрешено посещать их домашние игры бесплатно. В 2014 году они пригласили Томаса Хитцльсбергера, чтобы запустить на своем стадионе новую программу, направленную против гомофобии.
Вплоть до индустриальных времен можно проследить, как и откуда пошла подобная политика. Сейчас клуб играет на стадионе «Карл-Либкнехт» на Карл-Либкнехт-штрассе, однако изначально он существовал под названием «Карл Маркс Бабельсберг», а после объединения с местным локомотивным заводом стал именоваться «SV Motor Babelsberg». Когда Берлинская стена пала, сквоттеры в Потсдаме стали посещать игры команды и создавали контраст на фоне общей тенденции правых, которая охватила футбольную арену бывшей ГДР.
И это приводит нас к другой стороне вопроса. У «Энерги Котбус» похожее спонсируемое государством прошлое – как видно из названия (Fußballclub Energie Cottbus e. V.), их ассоциация была связана с местной угольной шахтой, ‒ однако их реакция на конец социализма была несколько иной. К концу 90-х Котбус стал самой успешной командой из стран бывшего Востока: несмотря на довольно посредственное выступление в чемпионате ГДР, клуб достиг финала кубка Германии в 1997-м и к началу 2000-х стал постоянным участником Бундеслиги.
Тем не менее дела в самом городе шли не так хорошо. Прижатый к польской границе, город Котбус основывал свою экономику на добыче угля, которая рухнула вместе с государством, контролировавшим промышленность. За десять лет население сократилось на треть, а те, кто не покинул город, страдали от массовой безработицы, отсутствия инвестиций и разочарования в новой Германии.
Расизм и ксенофобия всегда находились поблизости, и вышеупомянутая правая тенденция, которая охватывала большую часть восточногерманского футбола в 1990-х и начале 2000-х, была с энтузиазмом подхвачена хулиганами местной команды. Естественно, что Котбус, будучи экономическим захолустьем, опустошенным из-за потери населения, почти не имел внутренней миграции, и на данный момент население этнических меньшинств составляет всего 6% ‒ один из самых низких показателей в Германии.
«Инферно Котбус» ‒ одна из самых странных вещей всей этой ситуации заключается в том, что ультрас обоих клубов называются «Инферно» ‒ имел целый список зарядов с расистскими и антисемитскими мотивами.
Однако после событий в матче с Бабельсбергом им пришлось объявиться о своем роспуске: «Мы больше не хотим иметь дело с заговорщицкими разговорами. Мы больше не будем козлами отпущения из-за ошибок других. Название «Инферно Котбус» неотделимо от фанатского движения «Энерги Котбус» ‒ движения, которое сейчас мы оставляем лежать в руинах.»
Официальный представитель клуба Стефан Шарфенберг заявил, что его клуб выступает в роли жертвы: «Мы не нацистский клуб, мы жертвы тех, кто хочет его использоваться для оскорблений.»
Впоследствии клуб запретил «Инферно Котбус» (вне зависимости от того, продолжают ли они существование или нет) посещать стадион и запустил антирасистскую кампанию.
Котбус далеко не единственный неонацистский клуб, разгуливающий по низшим лигам Восточной Германии. Когда на болельщиков Бабельсберга на обратном пути после игры напали, было много дискуссий о том, кто мог это совершить: «Халлешер», «Локомотив» Лейпциг, «Кемницер», «Динамо» Берлин и, конечно же, «Энерги Котбус». Фанатские группировки всех этих клубов рассматривались как потенциальные преступники. «Хеми» ‒ другая команда из Регионаллиги «Северо-Восток», соседствующая с «Локомотивом» в Лейпциге, подверглась со стороны их болельщиков антисемитским оскорблениям.
После всех этих событий Бабельсберг и Котбус вновь встретились, однако при этом уже отсутствовали болельщики со стороны гостей. Также они встречались как две доминирующие команды в финале Кубка Бранденбурга на «Карл Либкнехт Штадион».
Фанаты «Энерги» прошли по городу в одежде Ку-клукс-клана в честь выхода клуба в 3-й дивизион
Если говорить о дальнейших планах Бабельсберга, то клуб надеется продолжить работу по борьбе с расизмом и показать, что, несмотря на преобладающие тенденции в последнее время, где партия «Альтернатива для Германии» набрала 20% голосов в Бранденбурге на всеобщих выборах, футбол может быть прогрессивной силой в футболе.
***
Материал взят и переведен с The Set Pieces
***
Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!
Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер!