3 мин.

«Мальчик, вот скажи...»

 

Мальчик, вот скажи, не проиграем мы словакам? А, выиграем...  Точно знаешь? Молодец.

Я раньше тоже много чего знал.

Знал, например, что мы будем чемпионами мира.  Я когда-то и не подозревал, что мы ими и не были никогда. Когда сказали, не поверил. Нет, гугла не было. И яндекса тоже.

Когда это было? Восемьдесят второй. Первый мой футбольный форум по черно-белому телевизору. Если бы Сулаквелидзе тогда попал в угол, почти в упор же бил, головой…  Но не попал, и никто не попал - по нулям и в полуфинал поляки прошли.  

А в восемьдесят шестом у нас уже не сборная была, а каток асфальтоукладочный. Мы Венгрию 6-0 вынесли. Это государство в Европе.

Не, они и сейчас в футбол играют, но с тех пор как-то неохотно. А тогда их выше нас котировали, они бразильцев накануне в товарняке обули. А мы за тур до конца из группы вышли. Да, не ослышался, за тур до конца из группы. В одну восьмую. Правда, там и остались. На всякий каток свое бездорожье. Бельгия забила больше, чем Игореха Беланов, который в том году «Золотой мяч» получил. Ага, приз лучшему игроку Европы, все верно. Тогда его, правда, только европейцам давали, а то б, конечно,  Марадоне достался, он  феерил, хочешь ногой забью, хочешь рукой…

Ну а что нам одна восьмая?  Это сейчас предел мечтаний, а тогда так, полдень дистанции. Погоревали и забыли. Через два года взяли  серебро на Евро, подзарядились оптимизмом, а там уже и итальянский мундиаль.

И как из ушата ледяной водой  окатили. Две баранки на старте, из группы не вышли. Но я уже знал, что неизбежен только дембель. Ни победы, ни поражения никакая Кассандра не предскажет, фишка как захочет, так и ляжет.

А потом страна уже расползалась, как  тогдашние китайские джинсы, и футбол вместе с ней.  В  девяносто втором шотландцам полумертвым слили, в девяносто четвертом половина сборников вообще играть отказалась. «Письмо четырнадцати», не слышал? Такой шанс парни просохатили…

Потом и отбор пройти для нас за праздник стало. Мечты на  этаж ниже спустились, так сказать.

Обыграли Францию – восторг.

Отобрались на ЧМ-2002  – ну и слава футбольному богу.

Для многих главный позитив от сборной первой половины нулевых, это эмоции Евсеева, когда  Уэльс прошли в стыках.

Нет, Уэльс, это как раз не страна. Долго объяснять.

Ну а потом, ты уже помнишь.  Эра Гуса. Вроде уже поняли, что Деда Мороза не существует, а тут  Хиддинк в своих красных штанах. Криво-косо пробираемся по отбору, Англия в луже, сливаем Израилю. Куда там американским горкам.

А там ррраз - и мы на Евро. Еще ррраз – полуфинал.

Помнишь, что тогда творилось? Футбол в кинотеатрах показывали, глоры повылазили…  Многим казалось, все вернулось. Не надо ни железных ребят Лобановского, ни звездного поколения девяностых…  Пришел дедушка Гус, и заработало. Накормил голодающих пирожными. 

А не бывает так, мальчик. Орнамент нанесли, а фундамент-то взять неоткуда. Гранды и те спотыкаются, а уж мы и в лучшие свои года  по заказу выигрывать не умели. Голландия-08 и  Словения-09 это наши ангел и бес, нас между ними и болтает. Попробуй, угадай, кто из них в завтрашнем прикупе.

Так что мое ожидание не то, что в знание - в понятие веры как-то плохо укладывается. Я болельщик, я болеть буду. Как и тогда, в восемьдесят втором.

А то, что тогда я как бы знал, что мы выиграем, а теперь не знаю, ничего не меняет.