В 1996 году «Ювентус» победил «Аякс» и выиграл Лигу чемпионов
Этой весной не сможем повторить.
22 мая 1996 года. Рим. «Стадио Олимпико». Финал Лиги чемпионов. «Аякс» – «Ювентус». Скоро полночь. Заканчивается серия пенальти. Итальянцы ведут. На табло – 4:3. Владимир Югович уверенной походкой направляется к точке. Второй комментатор Сальваторе Баньи бормочет: «Победа рядом! Если сейчас серб забьет, «Ювентус» выиграет Кубок…» Болельщики на трибунах читают молитвы, некоторые отворачиваются. Неужели мучениям пришел конец? Югович спокоен. Он уже знает, что пробьет в левый от себя угол…
Итальянские газеты называли «Аякс» фаворитом, но больше по инерции. Луи ван Гал лишился нескольких футболистов: Овермарс и Марсио Сантос – травмированы, Райцигер –дисквалифицирован, а состояние Клюйверта было далеко от идеального – в апреле он перенес операцию на мениске. У Марчелло Липпи же все были здоровы.
Однако в Турине нервничали. Все, кроме Лучано Моджи. Генеральный директор «Ювентуса» был уверен в победе, о чем и говорил в интервью. Но все-таки голландцев стоило опасаться. Действующий победитель Лиги чемпионов сохранил лидеров – против «Ювентуса» вышли девять футболистов, которые за год до этого участвовали в победном матче в Вене. А ведь тогда «красно-белые» превзошли «Милан» Фабио Капелло.
А как забыть о фатальном невезении «Ювентуса» в финалах главного еврокубка! Проклятие не сработало только один раз. На «Эйзеле». Стадионе, имя которого стало синонимом трагедии. Тогда погибло 39 болельщиков «Старой Синьоры». До сих пор не утихают споры: не стоило ли прервать встречу между «Ювентусом» и «Ливерпулем»?
С «Аяксом» же было связано другое досадное событие. 30 мая 1973 года на финал Кубка чемпионов в Белград приехало 45 тысяч итальянцев. «Ювентус» Честимира Вичпалека с Дзоффом, Каузио, Капелло, Беттегой, Альтафини и Анастази был остановлен звездной командой Кройфа, Крола, Хана и Репа. Именно последний стал автором единственного гола, который лишил «бьянконери» трофея.
«Юве» участвовал в розыгрыше Кубка чемпионов 15 раз – больше других итальянских клубов. Но только четыре раза попал в финал. Столько же в активе «Интера», а у «Милана» – вдвое больше. Лишь в трех из шестнадцати случаев действующий обладатель Кубка чемпионов проигрывал, если добирался до финала. Итальянские клубы уступили в десяти финалах из восемнадцати. Голландцы – лишь в одном из семи.
Наконец, в римском финале «Аякс» считался номинальным хозяином поля. Как следствие – голландцы выбрали традиционные «красно-белые» футболки. «Ювентусу» же пришлось довольствоваться выездной желто-синей формой, из-за чего команду Марчелло Липпи прозвали «морскими пехотинцами» – в итальянской армии в парадной форме этих воинских подразделений встречаются синий и желтый цвета. Суеверные люди не обошли вниманием и этот факт.
Итак, неудобный соперник, несчастливый турнир, странная форма. Чиро Феррара, стоя у своей штрафной в ожидании стартового свистка, хмурит брови. Рядом – легендарный Пьетро Верховод, чей вид не обещает соперникам ничего хорошего. В жизни Пьетро пережил все: «Неужели нас испугают какие-то голландские мальчишки?» Вдруг лицо Верховода озаряет улыбка.
– Ну что, Чиро, сыграем?
Буквально через несколько секунд стало понятно – «бьянконери» чтят заветы Клаудио Джентиле, и встреча с «Аяксом» будет мало походить на балет. Морено Торричелли срубил Уинстона Богарда, который за мгновение до этого издевательским финтом убрал итальянского защитника. Для голландца матч едва не закончился на первой минуте. Пусть это был всего лишь эпизод, но он проиллюстрировал дальнейший сценарий происходящего на поле. Красивого футбола ждать не стоит. Будет нервная и грубая игра. И горе тому, кто первым испугается. Это финал.
Луи ван Гал выбрал расстановку 3-4-3, где Франк Де Бур выполнял роль, схожую с той, которая сейчас возложена на Лео Бонуччи в «Юве». Начинать атаки Франку помогал прекрасно владеющий ногами вратарь Ван дер Сар. Качество, благодаря которому его пригласят в «Ювентусе» через несколько лет.
За спиной Де Бура находились три защитника – Блинд, Силой и Богард. С первым он периодически менялся местами, второй был больше нацелен на оборону, третий же часто выдвигался вперед. Средняя линия «Аякса» представляла собой ромб. В его основании – плеймейкер (Франк Де Бур), по бокам – Давидс (медзала инконтриста) и Рональд Де Бур (медзала инкурсоре). На верху же – мозговой центр голландских атак Яри Литманен. Финский треквартиста (подробнее о значении специальных терминов вы можете прочитать здесь) номинально располагался между линиями, однако постоянно подключался вперед, занимая место в группе атаки. Структура же нападения была следующей: Нванку Кану – прима пунта, Кики Мусампа – левый ала и Финиди Джордж – правый ала. Фирменным стилем того «Аякса» были: высокая оборона, ставка на владение и феноменальная сыгранность. Молодость состава и хорошая физическая форма позволяли все это сочетать без потери качества.
Марчелло Липпи понимал, что ему не удастся разрушить этот идеальный механизм. А если попробовать прессинговать? Весьма затруднительно. Эту ошибку год назад допустил Фабио Капелло, и тогда у опытных игроков «Милана» в конце второго тайма закончились силы. Накануне матча некоторые эксперты советовали Липпи сыграть на контратаках, как это сделал «Панатинаикос» в Амстердаме в ¼ финала. Однако тренер придумал кое-что получше. Прежде всего, он адекватно оценил собственные силы – «Ювентус» по уровню автоматизации еще уступал «Аяксу», хотя и развивался быстрыми темпами. Меньше чем через год это будут команды из разных галактик. Но не сегодня.
Стратегический план Липпи состоял в том, чтобы разбить игру на эпизоды, в которых значение будут иметь индивидуальный класс и, особенно, характер его футболистов. Поэтому весь матч туринцы действовали нестандартно: рвали темп, импровизировали, меняли уровень линии обороны, иногда нарочно тормозили игру, а иногда, вопреки логике, ускоряли. И все для того, чтобы не дать «Аяксу» двигаться в привычном ритме. Ведь голландский клуб – это оркестр, в котором каждый исполнитель отлично знает свою партию. В этом их сила. Но в этом же и слабость. Они всегда воспроизводят одну и ту же мелодию.
В целом идея сработала. После матча вновь раздались голоса тех, кто в 1994 году говорил о какой-то футбольной трагедии, убийстве красоты и прочих субъективных материях. Однако факты упрямы: «Юве» создал больше голевых моментов, нанес в два раза больше ударов по воротам соперника и уступил лишь в проценте владения – 41% против 59%. Но даже двадцать лет назад все понимали – это второстепенный показатель, особенно когда он обратно пропорционален числу голевых возможностей.
Липпи использовал схему 4-3-3, в которой четыре защитника располагались в линию. Пессотто – на левом фланге. Торричелли – на правом. Феррара и Верховод – в центре, причем Пьетро действовал по форварду, а Чиро «закрывал дверь». Фамилии полузащитников звучат, как песня: Паулу Соуза, Дешам и Конте. Француз – левый медзала, итальянец – правый. Дирижерская палочка – у португальца, хотя это условно – множество атак Перуцци начинал длинными забросами.
Впереди же – знаменитый трезубец: Виалли, Раванелли, Дель Пьеро. Это была их прощальная гастроль. Изначально Виалли располагался в центре, Раванелли – на правом фланге, Дель Пьеро же досталась левая бровка. Однако через несколько минут Лука ушел налево, Алекс – направо, а Фабрицио – в центр. Так весь матч они и менялись местами, а иногда Дель Пьеро даже оказывался на позиции «ложной девятки».
На установке Липпи дал последние указания – Конте и Дешам в случае смены владения должны были как можно быстрее делать вертикальные передачи. Возиться с мячом было позволено лишь Паулу Соузе. Не прошло и четверти часа, как в центре внимания оказался Франк де Бур. Грубейшая ошибка голландца позволила Фабрицио Раванелли продемонстрировать невероятную ловкость. Во время празднования случился забавный эпизод – Раванелли вырвался из объятий партнеров и решил воспроизвести знаменитый рывок Марко Тарделли в финале ЧМ-1982.
Быстрый гол мало что изменил. «Аякс» по-прежнему пытался нащупать нужный ритм, а «Юве» мешал ему. При этом итальянцы действовали в манере, несвойственной гранду – бросались на каждый мяч. Этим не брезговал даже Лука Виалли, и порой возникало впечатление, что команда Липпи состоит из одиннадцати полузащитников породы, которую в Италии называют «собаками». Неслучайно «бьянконери» совершили девять из первой десятки фолов в матче. Только Дель Пьеро время от времени напоминал, что в финале Лиги чемпионов нужно хотя бы иногда играть в футбол.
Когда «Аяксу» удавалось преодолеть итальянскую паутину, у ворот Перуцци становилось действительно опасно. Неплохие возможности упустили Кану и Мусампа. Нигерийца в последний момент остановил отчаянный прыжок Торричелли. «Ювентус» атаковал не столь разнообразно, и порой на ударных позициях оказывались игроки, чья специализация была иной. Это еще раз доказывает, что Виалли и К° были сосредоточены на черновой работе, а не на созидании.
Ответный гол вытекал из логики игры еще меньше, чем первый. Франк Де Бур не слишком удачно выполнил штрафной удар – мяч летел прямо в Перуцци. Однако Анжело слишком долго думал – ловить или нет. В результате он отбил его прямо перед собой. В суматохе у ворот Литманен оказался проворнее Феррары и Верховода. Это была единственная грубая ошибка защиты «бьянконери» за весь матч. Липпи всплеснул руками. Кто-то еще сомневается, что для «Ювентуса» этот Кубок проклят?
На этом беды туринцев не закончились. Тяжелую травму получил Антонио Конте – единственный человек, чей голос в раздевалке заставлял умолкать Виалли. Вместо него вышел Югович, что поубавило драйва и страсти, но благоприятно сказалось на точности передач. Луи ван Гал также пошел на перестановки – бросил в бой Клюйверта, а Кану передвинул на правый фланг. Поскольку активный Мусампа покинул поле, Морено Торричелли стал все чаще подключаться к атакам.
Следующая замена Липпи была более концептуальной. Паулу Соуза совсем сник, процент брака в его передачах достиг критической отметки. Вместо португальца вышел Ди Ливио, который занял непривычную позицию правого медзалы. У него было две задачи. Во-первых, сдерживать разыгравшегося Давидса. Во-вторых, страховать Торричелли. Место же плеймейкера перед обороной досталось Дидье Дешаму. В таком сочетании «Ювентус» окончательно перешел на систему с методистой – в начальной фазе была сделана ставка на надежность. Оба форварда «Юве» очень устали, но Раванелли – чуть больше. Вместо него вышел Микеле Падовано.
Именно он поучаствовал в комбинации, которая должна была завершиться взятием ворот «Аякса» и победой итальянцев в основное время. Пас Падавано на Виалли мог стать голевым, однако Лука, обыграв Ван дер Сара, не смог с острого угла поразить уже пустые ворота.
«Я нервничал больше остальных. Ведь я уже проиграл финал с «Сампдорией» на «Уэмбли». В том матче я упустил две-три возможности, – вспоминал позднее Виалли. – И тогда был последний раз, когда я надел футболку «Самп». История повторилась – в Риме был мой последний матч за «Юве» и, возможно, последний шанс в карьере выиграть Лигу чемпионов».
Казалось, что удача окончательно отвернулась от «бьянконери». Очередной рейд Торричелли дорого стоил Морено – у него начались судороги. Видя это, Ван Гал поменял Рональда де Бура и бросил на левый фланг Воутера. Однако Липпи быстро инвертировал Пессотто и Торричелли, и голландцам не удалось развить успех на этом участке поля.
Неужели серия пенальти? Осталось несколько секунд до свистка. Последняя атака «Юве». Югович врывается в штрафную и скидывает на Дель Пьеро. Из выгоднейшей позиции Алекс бьет по воротам. Гол? С боковой трибуны кажется, что мяч летит в ворота, но Ван дер Сар легко ловит его. Трибуны вздыхают. Комментатор Бруно Лонги отчаянно кричит – даже старый «интериста» переживает за «Юве». Теперь-то уж лотереи не миновать.
При выборе пенальтистов Марчелло Липпи поставил не на звезд, а на воинов. Виалли и Дель Пьеро так и не подошли к точке. Особенно это было противопоказано Луке, который рисковал оказаться в роли полицейского, получившего задание за день до пенсии.
Пройдет десять лет, и в похожей ситуации Липпи снова угадает. В 2006 году, в финале чемпионата мира, он осознает метафизический смысл противостояния с французами. Тогда в воздухе так и витало одно слово – месть. Для всей команды было важно взять реванш за несправедливое поражение в финале Евро-2000. Но и отдельным игрокам было что доказать миру. Пирло – что он заслужил «Золотой мяч» или хотя бы звание лучшего игрока турнира. Матерацци – что он прав в эпизоде с Зиданом. Де Росси – что он искупил вину за глупое удаление с американцами. Дель Пьеро – что его рано списали. Гроссо – что он и правда избранный. Трезеге – что он должен вернуть долг. Тогда в Берлине все звезды сошлись. Что же будет теперь?
Парни, бейте сильно в угол. Не выпендривайтесь. Перуцци будет гадать. Его комплекция не оставляет другого выхода, ведь конек Анжело – правильно выбранная позиция, а не фантастические сэйвы. Ван дер Сар же понадеется на реакцию, прыжок и длинные руки. Но будьте осторожны! Малейшая неточность, и он дотянется. Удачи! Скорей бы все это закончилось!
Давидс. Долго устанавливает мяч. Бесхитростно бьет прямо по центру. Эдгар слишком талантлив для этого финала. Перуцци на месте. 1:1.
Феррара. «Против длиннющего Ван дер Сара», – шутит Лонги. Чиро заранее решил пробить сильно в левый от себя угол. Ван дер Сар все понял, но ничего не успел сделать. К радости Баньи, который особенно переживал за бывшего одноклубника. 2:1.
Литманен. Длинный разбег и пауза перед ударом. Перуцци рванул в один угол, мяч улетел в другой. 2:2.
Пессотто. Последовал примеру Феррары, только пробил низом. Короткий разбег à la Беппе Синьори. Весь стадион догадался, что Джанлука ударит в левый угол. Но голландский вратарь снова не стал падать заранее, и ему не хватило пары сантиметров. 3:2.
Схолтен. Хладнокровно развел Перуцци и мяч в разные стороны. 3:3.
Падовано. Левша запрограммировал себя на удар в правый угол. Ван дер Сар в третий раз подряд все знал, даже начал движение до удара, но снова прыгнул на мгновение позже, чем следовало. 4:3.
Силой. Попытался повторить трюк Падовано, но удару голландца не хватило точности. Перуцци нужно было только прыгнуть в правильную сторону, что он благополучно и сделал. Да уж, повезло. У «Ювентуса» теперь два матчбола. 4:3.
Югович. Идет к точке твердым шагом. Без тени сомнения. Бьет с правой ноги. В левый угол низом. Точно и от души.
Все. 5:3. «Юве», ступай царствовать! Ты вновь на вершине мира.
А потом началась куча-мала из счастливых «бьянконери». Рыдающий Феррара. Обезумевший от радости Ди Ливио. Счастливый Конте, который остался на скамейке, хотя боль не давала ему даже сидеть. И Виалли, у которого получилось наконец-то взять этот чертов Кубок. Он столько раз снился ему после финала на «Уэмбли», который для его «Сампдории» оборвался за несколько секунд до конца дополнительного времени. Рядом те, кто были с ним в тот черный день и сейчас испытывали те же эмоции – Верховод и Ломбардо. И вот теперь он, капитан «Ювентуса», поднял над головой «ушастого» так высоко, на сколько смог. Прямо в римское небо.
Недалеко раскуривал очередную сигару мистер Липпи – тогда было еще можно. Наверное, в тот момент он и сам не осознавал, что открыл правильную формулу побед «Ювентуса» в финалах. Она актуальна до сих пор, и ей всегда могут воспользоваться наследники тосканского тренера. Ведь его «Юве» сознательно отказался от капризных примадонн и сделал ставку на тружеников, которые постепенно стали героями. Конечно, были в команде и звезды, такие как Виалли и Дель Пьеро, но они были готовы пожертвовать собой ради общего дела. Основу же составляли исполнители, которые были ментально близки большинству болельщиков «Синьоры». Классический коктейль, проверенный десятилетиями. Сочетание высокого происхождения, души пролетария и страсти к победе. Черно-белая футболка и готовность работать. Пьяцца Сан Карло и пыль новостроек промышленных районов Турина. Сегодня одно неотделимо от другого. Пессотто, Ди Ливио, Конте, Феррара, Падовано… Они – настоящие.
Неслучайно, символом римского финала стал Морено Торричелли. Невероятная история Джеппетто – плотника мебельной фабрики из Брианцы – началась за четыре года до поединка с «Аяксом». Клаудио Джентиле присмотрел этого защитника с ужасной техникой и большим сердцем и посоветовал его Джованни Трапаттони. Сначала его использовали в качестве спарринг-партнера, но постепенно, шаг за шагом, под руководством двух тренеров он восполнил пробелы в футбольном образовании. Это был скачок через гиперпространство – от любителей до финала Лиги чемпионов. Матч против «Аякса» стал моментом его триумфа. Все 120 минут Морено бился как гладиатор. А его длинные волосы развевались, делая защитника «Ювентуса» похожим на разбойников времен чинквеченто. Морено оборонял свой фланг, проявляя не меньше мужества, чем капитаны городков Романьи во время походов герцога Валентино.
Вспоминая римский финал, я иногда думаю, что в тот день Морено Торричелли и был самим «Юве».
Всем, кто любит Италию, мы говорим GRAZIE!
Телеграм-канал Алексея Логинова
Последние материалы блога:
Я вижу, как ты танцуешь. Почему уже можно хвалить Роберто Манчини
В общем, интересный матч нас ждёт, хоть и страшновато.