Поплыл, но не сдался. Почему Олегу Кононову нужно дать ещё один шанс
Никогда не был, и сейчас не являюсь сторонником категоричных суждений и безапелляционных оценок. Они годятся для того, чтобы навесить ярлыки и вынести приговор неугодному человеку, создать определённый эмоциональный накал вокруг обсуждения той или иной темы. Но они абсолютно непригодны для трезвого анализа ситуации, поиска причин создавшегося положения и принятия взвешенного и оптимального решения.
Сейчас, после неудачного дерби, Олег Кононов находится под перекрёстным обстрелом со всех сторон – как со стороны болельщиков, так и со стороны СМИ, где уже чуть ли не считают дни до его отставки. Да, критиковать Кононова есть за что, но делать это нужно на холодную голову, а не под градусом эмоций после неудачно закончившегося поединка с самым принципиальным соперником. Да, это был чувствительный удар – и по команде, и персонально по тренеру. Но всё же и излишне драматизировать происходящее также не стоит.
Хотя, конечно, повод для некоторых упаднических настроений есть. Проиграть в дерби – само по себе неприятно, к тому же в матче, который почти совпал с днём рождения владельца клуба Леонида Федуна. Да и сам характер матча оставил горький осадок и ряд острых вопросов.
На пресс-конференции после игры, стоит признать, Кононов выглядел как очень уставший человек, может быть, даже немного поплывший, не выдерживающий тяжелейшего груза психоэмоционального давления. В его речи рефреном звучал тезис о том, что первый тайм его команда провела лучше. И это действительно так. Неслучайно в перерыве Валерий Газзаев, человек, всю свою тренерскую карьеру противостоявший красно-белым (по большей части успешно), и в этот вечер явно симпатизировавший армейцам, отметил, что «Спартак» в первые сорок пять минут был лучше. И даже выразился в том духе, что только одна команда на поле хотела победить. Моментов для взятия ворот у подопечных Кононова действительно было вполне достаточно для того, чтобы как минимум однажды поразить ворота Игоря Акинфеева. Но не поучилось.
А затем, в самом начале второго тайма, случился конфуз имени Селихова и Жиго, приведший к крайне глупому и обидному голу в ворота «Спартака». Кононов на пресс-конференции не преминул посетовать и на упущенные моменты Зе Луиша и Мельгарехо, и упомянуть ошибку голкипера. Александр Селихов, к слову, вообще в первых играх после паузы смотрится не слишком уверенно, особенно в плане игры ногами. Бросается в глаза и несогласованность в действиях между ним и игроками обороны. Здесь, ко всему прочему, сыграло роль и то, что Жиго вышел на поле впервые после долгого отсутствия из-за травмы, и ещё не набрал нужных кондиций. Но выбора у тренера не было – дисквалификация Боккетти и травма Кутепова не оставила ему иных вариантов, кроме недавно оправившегося французского защитника.
В принципе, всё это объективные обстоятельства, негативно повлиявшие на ход матча. Но, вместе с тем вопросы к тренеру всё равно возникают. К предшественнику Кононова, Массимо Каррере, может быть множество претензий по чисто футбольным аспектам, но в одном он своего наследника точно превосходит – в умении держать удар. Каррера всегда и в любых, даже самых сложных ситуациях, отличался способностью сохранять спокойствие и публично произносить правильные слова. Это очень ценное качество для тренера «Спартака», вынужденно перманентно находиться в состоянии повышенного, запредельного стресса. Когда тренер, пусть даже на эмоциях, начинает искать виноватых, он тем самым перекладывает ответственность на футболистов, подставляет их под удар, а себя отделяет от коллектива. Этого ни в коем случае делать нельзя. И лучшие тренеры мира, тот же Моуриньо в лучшие годы, это прекрасно понимают.
Во-вторых, разговоры про упущенные моменты – всё-таки в пользу бедных. А то, что «Спартак», по сути, развалился после первого, пускай и нелепого, пропущенного мяча, и потом, за весь второй тайм, так и не пришёл в себя – целиком и полностью вина главного тренера.
С первых дней своего появления в «Спартаке» Олег Георгиевич делал всё, чтобы понравиться красно-белой торсиде: обещал вернуть фирменный спартаковский футбол, рассказывал о том, как Константин Бесков звал его в «Спартак» в бытность игроком, фотографировался на фоне его портрета, приглашал ветеранов на базу. Всё это, наверное, в символическом смысле правильные вещи, особенно когда вокруг команды прокатилась целая череда скандалов, и нужно было всячески разрядить эту негативную атмосферу. Но вот с первым и главным пунктом, пресловутым спартаковским футболом, у Кононова пока нелады. Можно предположить, что в недрах команды кипит скрытый от глаз творческий процесс, но в официальных матчах он пока не особо проявляется. До сих пор спасало наличие результата, по крайней мере в чемпионате, где до дерби красно-белые при Кононове не проигрывали. Но рано или поздно это должно было случиться. Понятно, что бесковский футбол не строится за дни-недели, и ждать чудес было бы наивно. Но какое-то поступательное движение должно просматриваться. Пока, опять же, ничего хотя бы отдалённо напоминающее спартаковский футбол 80-90-х гг. я лично не заметил.
Стоит признать, что «Спартак» выглядит неважно, и здесь есть несколько вещей, которые хотелось бы отметить. Во-первых, есть вопросы по функциональной подготовке. «Спартак» бодро начал подготовку к возобновлению сезона, здорово смотрелся на турнире в Катаре, но затем всё как-то пошло по нисходящей. Команда не может весь матч, или хотя бы большую его часть провести на одном высоком уровне. Об этом уже высказывался Леонид Федун, и это бросилось в глаза во многих встречах, в том числе с ЦСКА.
В этой же игре с ЦСКА, а точнее во второй её половине, спартаковцам явно не хватало какого-то огня, задора. Не сказать, что в первом тайме «Спартак» феерил, но он был заметно живее и бодрее соперника, и точно наиграл как минимум на один гол. А во втором тайме красно-белые предстали инертной массой, не способной переломить неудачное стечение обстоятельств. В этом, как ни крути, вина тренера, который не смог зажечь, завести, встряхнуть своих игроков, впавших в какое-то оцепенение, и в этом состоянии какого-то анабиоза проведших вторые сорок пять минут.
Ставка на комбинационный футбол требует соответствующего кадрового наполнения, но в нынешнем «Спартаке» его нет. Зимой команду покинуло трио её самых креативных футболистов – Попов, Ерёменко и Ананидзе, которые, к слову, неплохо себя проявляют в новых клубах. У Кононова же в распоряжении игроков подобного плана не осталось. И возникает вопрос: с кем ему плести те самые кружева, которыми мы все так восторгались 20-30-40 лет назад? Да, можно говорить о том, что Ерёменко пропустил много времени из-за дисквалификации; что Джано уже 10 лет находится в «Спартаке», и за это время так и стал твёрдым игроком основы и даже на сотую долю не раскрыл свой потенциал; что Попов не показывал стабильной качественной игры, выдавая лишь короткие отрезки. Но это всё же лучше, чем совсем ничего. Вообще, возникает очень много вопросов к качеству спартаковского менеджмента, в том числе в плане комплектования команды. Да и не только. Я никогда не был персональным поклонником Евгения Гинера, но нельзя не признать, что в ЦСКА вся жизнедеятельность клуба налажена на гораздо более качественном уровне. Это, собственно, видно и по достижениям команд в XXI в., и по сопоставлению количества всевозможных скандалов. В ЦСКА их просто нет, в то время как в «Спартаке» - один за одним.
Вместе с тем, я бы не спешил с призывами отправить Кононов на фигуральную плаху. Во-первых, я просто плохо себе представляю, кто сейчас или в самое ближайшее время мог бы возглавить команду. На ум приходи только имя Валерия Карпина, и этот вариант, к слову, вполне реален, учитывая, что с Карпиным велись переговоры после отставки Карреры, но он предпочёл остаться в «Ростове». В возвращение Массимо я не особо верю, но и такой сценарий исключать нельзя. Во-вторых, как бы банально это ни звучало, но Кононову нужно дать время. Это очень самобытный, интересный тренер, со своими идеями, мечтавший оказаться в «Спартаке» и получивший шанс всей своей жизни. Убеждён, что ему нужно дать возможность провести полноценный сезон во главе команды. Да и этот сезон ещё не загублен. Да, вылетели из Кубка, но в чемпионате «Спартак» ещё может побороться если не за чемпионство, то за зону Лиги чемпионов – отставание в четыре очка за восемь туров до конца, конечно, серьёзное, но вполне преодолимое. Насколько известно, боссы клуба мыслят примерно в этом же направлении, и это радует. Хотя, зная, насколько Леонид Арнольдович склонен к импульсивным заявлениям и поступкам, ни за что ручаться нельзя.