Netflix впервые снял фильм не о команде, а об отдельном футболисте. И это Гризманн
Тренировка при свете фар, тактические советы другим игрокам и победный ЧМ.
21 марта Антуану Гризманну исполнилось 28. Приз в номинации «Лучший подарок человеку, у которого есть все, даже празднование из видеоигры» ушел к Netflix. Там в день рождения француза показали документальный фильм Antoine Griezmann: The Making of a Legend.
Это не первый фильм, посвященный Гризманну. В 2016-м нападающий «Атлетико» зажег на домашнем Евро, и через год на французском канале TMC крутили Griezmann confidentiel, документалку о становлении новой звезды сборной.
Плюс недавняя пафосная вариация на тему «Он остается» от студии Жерара Пике.
Вот только Griezmann confidentiel не выбрался дальше французского телевидения. А ситуация с Пике до сих пор отдает неловкостью, и это тот случай, когда лучше сделать вид, будто ничего и не было.
Так и поступим.
Netflix не оставляет попыток захватить экраны фанатов. И в этом плане новинка про Гризманна уникальна. Отложив в сторону сериалы про футбольные клубы (это уже отдельный жанр, где представлены «Ювентус» и «Бока Хуниорс», а самой честной кажется история про депрессивный «Сандерленд»), стриминговый титан впервые выпускает фильм про конкретного игрока. Да, на платформе можно посмотреть прекрасную документалку про Бобби Робсона или на два часа стать ближе к Кариму Бензема (Le K Benzema почему-то снимал не Карим), но это сторонние продукты. Возможно, есть что-то еще (в последнее время здесь хватает неожиданностей), но Antoine Griezmann: The Making of a Legend идет как Netflix-эксклюзив.
Часа вполне хватает, чтобы охватить карьеру Антуана, от старта в Сан-Себастьяне до пика на залитых дождем «Лужниках», и не заскучать. Это приятное кино о – я абсолютно уверен в этом – симпатичном всем нам игроке.
Ниже – основные сюжетные линии. Зацепить все интересные мелкие моменты (вроде приглашения операторов в комнату Гризманна на базу в Истре под слова «Это мое секретное место. Сюда нет прохода даже Мбаппе») не получится – в принципе, это хорошо . Будет лучше, если вы посмотрите, а потом мы сравним впечатления.
Полный игнор во Франции и тот самый скаут «Сосьедада». Вы знаете эту историю, но без нее Гризманна бы просто не было
Кто такой Эрик Ольатс, известно каждому, кто интересовался, почему Гризманн начинал карьеру в Испании, а не где-нибудь поближе к бургундскому Макону.
«Антуан остался у меня в доме на шесть лет – я стал ему отцом и матерью». Кто спас Гризманна
В ближайшее время вряд ли подвернется лучший повод вспомнить эту историю. Фильм обрисовывает картину 14-летней давности словами ее героев – Антуана, его отца Алена и, конечно же, Ольатса, скаута «Реала Сосьедад», удачно заехавшего на детский турнир в Сен-Жермен-ан-Ле.
В тот день получившего минимум игрового времени в составе «Монпелье» Антуана выделяли две вещи. Первое – гетры, они были не такие, как у других ребят, и по ним Эрик сразу понял, что парень всего лишь на просмотре. Второе – техника. Неподготовленный Гризманн раз за разом валился на землю, но работу с мячом Ольатс оценил.
После игры Антуан сидел на трибуне с пакетом печенья. Ольатс подсел и предложил поменяться: тот даст ему попробовать свое, а он ему – свое. Гризманн поделился, но не взял взамен.
Домой Антуан ехал с кое-чем поважнее – визиткой от нового знакомого. На бумажке был номер телефона и записка для отца: «Мы хотим, чтобы ваш сын играл за «Реал Сосьедад». Мы покроем все расходы. Пожалуйста, позвоните мне».
Бросился ли Ален Гризманн к телефону, когда, вернувшись из отпуска, увидел приклеенный к холодильнику листок?
Нет.
Ален страшно устал мотаться по академиям, постоянно слышать «Мы будем следить за вашим парнем» и видеть сына расстроенным. «Метц», «Монпелье», куча других клубов – всех смущал маленький рост будущего чемпиона мира. Антуан запрыгивал в машину полный надежд, а возвращался грустным.
Со слов Алена, все-таки набрать номер вынудила неделя нытья от Антуана.
Ольатс заверил: в Испании технику и футбольный интеллект ценят больше антропометрии.
Так Антуан доехал до Сан-Себастьяна. Эрик опасался, что незнакомая среда и торчание в пансионате испугают мальчишку, и поселил Гризманна у себя дома. Никто и не заметил, как гость стал своим, а запланированные три месяца превратились в 6 лет.
Здесь Антуану повезло, но в целом его жизнь мало смахивала на сказку. Он не виделся с родителями, пропускал дни рождения брата и сестры. Гризманн бывал дома три раза в году, клуб оплачивал поездки на Рождество, летние каникулы и короткий визит в феврале.
При этом Ольатс переживал: гарантий, что Антуан обязательно получит контракт, не было. И что он придумал? Незадолго до важного турнира, который должен был определить судьбу парня, Эрик поднял его посреди ночи. Прихватив мяч, они выскочили на улицу. Там Ольатс принялся бить в стену, повторяя, что Антуан обязан предвидеть, куда пойдет мяч, и заранее знать, что делать дальше. Только тогда у него будет шанс чего-то добиться. Вместо прожекторов были фары машины Эрика. Внезапная тренировка закончилась, когда сел аккумулятор.
Развязку легко предсказать: Гризманн взял приз лучшему игроку, и у «Сосьедада» не было выбора. Ну, разумеется.
В конце фильма, когда и жизнь, и сценарий подвели Гризманна к кубку мира, Ольатс заключает: «Снимаю шляпу перед мальчиком, который был никому не нужен».
В сборной Гризманн показывает, чему научился в «Атлетико»
Игроки сборной Франции часто получают от Гризманна тактические советы: что делать в той или иной ситуации, как бегать меньше, но с большей пользой. Так Гризманн ретранслирует уроки Диего Симеоне. Он замечает: в «Атлетико» его научили получать удовольствие от работы на команду. Ему нравится и атаковать, и защищаться.
При этом альтруизм не должен мешать. Главное для Чоло – эффективность. Придя в «Атлетико» в 2014-м, Антуан какое-то время привыкал к темпу, новым требованиям и стилю. Когда на тренировке он упустил момент для удара и сделал лишний пас, Симеоне остановил занятие и наорал на новичка: «Такие пасы ни к чему, ты должен забивать. Футбол – это победы, побед без голов не бывает». Гризманн плелся домой злым и расстроенным, но это была истина, которую он быстро усвоил.
«Симеоне видит Гризманна своим творением», – мелькает в фильме.
«У «Барселоны» есть Месси, у «Реала» – Криштиану. А у «Атлетико» – Антуан Гризманн», – слегка отматывает время назад Люка Эрнандес, одноклубник и партнер по сборной.
Гризманн и правда без ума от Уругвая
Предельная сдержанность и никаких улыбок – неожиданная реакция для игрока, который забивает и помогает забить в четвертьфинале чемпионата мира. Но матч с Уругваем был для Гризманна особенным. В небесно-голубых футболках играли приятели по «Атлетико» Хосе Хименес и Диего Годин. С турниром прощалась страна, которой Антуан давно очарован.
Эмоциональная привязанность к Уругваю зародилась в «Сосьедаде», где обжиться во взрослом футболе Гризманну помогали уругвайский тренер Мартин Ласарте и нападающий Карлос Буэно. В такой компании француз перенимал не только футбольные привычки (Ласарте рассказывал, что Гризманн полностью скопировал манеру Буэно играть головой), но и проникался национальными обычаями.
Гризманн всюду таскает калабас и через жестяную трубочку цедит мате – самый южноамериканский напиток. «Поначалу мне не понравилось. Но попробовал еще раз – хотелось понять, не изменились ли мои вкусы», – комментирует Гризманн.
Лучший друг француза в Мадриде – Диего Годин. Они много времени проводят вместе, болтая о манящей Гризманна стране. Кроме того, капитан «Атлетико» – крестный отец дочери Антуана. И именно он успокаивал болельщиков, когда Гризманна, сделавшего дубль в финале Лиги Европы, освистали на фоне слухов о переговорах с «Барселоной».
Сестра Гризманна была в парижском клубе «Батаклан» во время теракта
На разминке перед матчами Антуан всегда ищет глазами родных. Если их нет, он переживает, что что-то случилось.
Но с ними все хорошо, рассуждения о семье, близости к брату и сестре сменяются веселым видео из совместного отпуска в Нью-Йорке.
Когда огромная пицца и восковой Ди Каприо пропадут с экрана, вслед за ними уйдут и улыбки. Впереди – несколько минут тяжелых воспоминаний.
13 ноября 2015-го.
В тот день Франция обыграла Германию 2:0. Антуан был на поле «Стад де Франс», когда прогремел первый взрыв. Потом – еще два. По стадиону объявили эвакуацию. И хотя причины не озвучили (чтобы избежать паники), новости о происходящем в Париже уже дошли до подтрибунки. Услышав о захвате клуба «Батаклан», Гризманн испугался, что его сестра Мод может быть поблизости или где-то внутри.
«Я спросил, что за выступление. Мне ответили, что рок-концерт. Я сказал: «Она там».
Антуан не ошибся.
«Когда я выбралась, позвонила маме – сказать, что жива. Антуан выдохнул с облегчением. С ним была моя подруга, она рассказывала, что он был белый, словно простыня», – говорит Мод.
Спустя год сестра и родители Гризманна пришли к дверям «Батаклана» и помолчали вместе с собравшимися. Антуана с ними не было – он был в сборной. «Это не та дата, которую я хочу отмечать. Жизнь продолжается. Я тебя люблю, ты это знаешь. Мы должны двигаться вперед», – написал Гризманн.
«Выключите свет, иначе мы можем стать целью». Теракты около стадиона в Париже
Гризманн не смотрел на Кубок мира перед финалом. Он тоже верит в эту примету
Карьера Гризманна в сборной – это подъем от низшей точки до самой вершины. Так же – из полной тьмы к рассвету – в эти годы двигался французский футбол.
В какой-то степени Гризманн сам превратился в символ возрождения.
Ноябрь 2012-го: Антуан в компании Виссама Бен Йеддера и Янна М’Вилы сбежал из французской молодежки на вечеринку в Париж. Провинившихся наказали годичной дисквалификацией на матчи сборной.
Июнь 2014-го: мало кому известный во Франции блондин рыдает после вылета с ЧМ и разбивает сердце болельщикам. Фанаты, отвернувшиеся от команды после мрачной концовки 2000-х, вдруг узнают, что есть кто-то, кто расстраивается вместе с ними. Процесс обновления запущен.
Лето 2016-го: Гризманн – лучший бомбардир Евро и звезда новой, молодой и свободной от скандалов Франции.
Лето 2018-го: Гризманн – чемпион мира и лучший игрок финала.
Антуан признается, что, проходя мимо кубка перед матчем с Хорватией, старался не смотреть на него: «Я смотрел на кубок перед финалами Евро и Лиги чемпионов. И я их проиграл. Перед финалом Лиги Европы я специально отвел взгляд – и это сработало. А то, что работает, не меняют».
Было и другое отличие от прежних финалов (конкретнее – от матча с «Реалом» в 2016-м). Гризманн реализовал пенальти. Он пробил точно так же, как с аргентинцами. Со слов Антуана, он вообще не сомневался и единственное, что его напрягало – слишком активный Субашич, его пришлось отодвигать с помощью судьи.
Что творится в голове, когда выигрываешь чемпионат мира?
Версия Антуана Гризманна: «Я думал о родителях. Они позволили мне уехать в таком раннем возрасте. Тренеры и родители других ребят тогда говорили, что мой отец сошел с ума. Мама… Когда дела идут не очень хорошо, я вспоминаю, как мальчишкой сидел в ванне и мы разговаривали с мамой не о футболе. С папой – о футболе, а вот с мамой – обо мне. Как там в школе, как складывается личная жизнь. Думал о брате и сестре, я не часто с ними вижусь. И в конце: «Черт, мы сделали это».
Фото: netflix.com
В титрах есть оригинальное название на французском – «Антуан Гризманн: чемпион мира». Уже не так претенциозно.