Чех когда-то играл в «Ренне» и два года назад нашел им вратаря. А теперь пропустил от них три гола
Отличный жребий, но Чех сегодня грустит. «Арсенал» забил на третьей минуте, а потом пропустил трижды.
Жеребьевка Лиги Европы добавила в последний сезон Петра Чеха ностальгический мотив. «Ренн» – клуб, запустивший большую европейскую карьеру Петра. Он пришел сюда в 2002-м из пражской «Спарты» и ушел спустя два года, чтобы стать легендой «Челси» и АПЛ.
«Когда жеребьевку проводит вратарь, случаются хорошие вещи», – твитнул Чех на английском, французском и испанском, поблагодарив Андреса Палопа, человека, которого мы запомнили по «Севилье» второй половины нулевых.
В первом французском сезоне Петра «Ренн» боролся за выживание и спасся в последнем туре. Во втором – закончил в середине. «Ренн» не блистал в защите, но это точно не было виной Чеха. Румынский тренер Ласло Белени говорил, что «в своей штрафной Петр был так же хорош, как Роналду в штрафной соперника».
В последнем матче за «Ренн» Чеха заменили за пару минут до конца – чтобы он сполна прочувствовал любовь и благодарность стадиона.
Но связь с клубом Петр не разорвал.
Во-первых, именно здесь, в Бретани, Чех познакомился с Кристофом Лоллишоном, тренером вратарей, глобальном повлиявшим на карьеру чеха. Кристоф и Петр идеально сошлись характерами, и один сезон в «Ренне» перерос в многолетнее взаимно приятное сотрудничество в «Челси». Кроме любви к истории и языкам, Петра и Кристофа сблизила жажда к развитию.
Лоллишон подсматривал тренировочные методики в других видах спорта и если казалось, что это поможет Чеху, адаптировал их. Так на базе «Челси» появилась машина, выстреливающая тремя шариками – ее используют игроки в настольный теннис, а Петр учился предугадывать полет мяча. Еще один пример – настенная сенсорная панель с 500 лампочками. Надо как можно быстрее нажать на загоревшуюся. Этот тренажер, хорошо знакомый пилотам «Формулы-1» и игрокам баскетбольной сборной США, развивал периферийное зрение. Его модифицированная версия (по просьбе Лоллишона огоньки сделали разноцветными) улучшила реакцию Чеха на четверть секунды.
Во-вторых, через 13 лет после ухода, спустя 4 английских чемпионства, 4 Кубка Англии и одну Лигу чемпионов, Чех поспособствовал появлению в «Ренне» нынешнего вратаря Томаша Коубека.
Коубек – запасной вратарь сборной Чехии, он перешел в «Ренн» из «Спарты» летом 2017-го, повторив карьерный шаг Петра. По информации L’Equipe, Чех выступил советником, причем сразу для двух сторон: Томашу он объяснил, как переезд в «Ренн» поможет его развитию, а клубу рассказал о сильных качествах Коубека.
На этом помощь не закончилась: Петр слал Томашу сообщения на французском, подталкивая того к изучению языка. Вдохновленный Коубек взялся за дело и впечатлил тренера вратарей Оливье Сорина: «Когда игрок, едва приехав, сразу берется за уроки французского, когда он не засиживается в столовой, чтобы успеть еще что-то почитать перед тренировкой, ты понимаешь, что он отличный парень и человек, знающий, чего хочет. При первой встрече он пожал мне руку и сказал: «Здравствуйте, меня зовут Томаш, приятно познакомиться». На французском, не на английском».
Коубек сразу стал основным вратарем «Ренна». Первый сезон вышел многообещающим – 5-е место в лиге, 34 матча, 10 сухих, хороший процент сэйвов (72.5). Второй складывается похуже и для Томаша, и для всей команды (пока 10-е место): сухих матчей в чемпионате должно набраться больше (сейчас у Коубека 7), но он чаще пропускает (было 1.06 гола за игру, стало – 1.43) и просто обвалился процент сэйвов. 56.5 – очень резкий перепад, при этом лишь три команды допускают у своих ворот меньше опасности (xGA), чем «Ренн».
Как и для Чеха, для Коубека это особенный вечер: он сыграет против кумира. «Петр Чех – вратарь и человек, повлиявший на многих из нас. Когда сборная Чехии заняла третье место на Евро-2004, я благодаря ему понял, что хочу быть вратарем. С тех пор он превратился в легенду среди вратарей. Я стараюсь идти по его стопам, но понимаю, что невозможно поравняться с его карьерой. Теперь мне выпал шанс хоть немного попробовать», – написал 26-летний Томаш в инстаграме.
Чех – фанатик изучения языков
Петр свободно говорит на пяти языках: английском, французском, немецком, испанском и, конечно же, чешском.
Первым иностранным языком был немецкий – будущий вратарь учил его в школе. В старших классах добавился английский – Петр понимал, какие возможности это дает в современном мире. Затем настала очередь французского.
«Я приехал во Францию, не зная ни слова. Но вратарь должен говорить, так что я прошел предельно интенсивный курс. Три-четыре недели у меня были занятия после каждой тренировки, потом я на два-три месяца перешел на недельный график. Ну, а так как я люблю учить языки, три года назад я решил освоить испанский, язык, которого мне не хватало. У меня много одноклубников, говорящих по-испански, было здорово научиться понимать их», – объяснял Чех в интервью пресс-службе Кембриджского университета позапрошлым летом. «Во Франции только три человека на весь клуб хорошо говорили на английском. Безусловно, мною двигало желание облегчить жизнь в новой стране», – вспоминал Петр.
Раздевалка любого клуба АПЛ – это зона мультилингвизма, и уже в другом интервью Чех описывал, как устроено его общение на поле: «С крайними защитниками (Бельерином и Монреалем) я говорю по-испански, с Косьельни – на французском, а с Пером (Мертезакером) на английском, ему это так же удобно, как и мне. Порой иностранные игроки не могут понять, что ты им говоришь. Тогда-то ты и осознаешь, что проще донести что-то на их языке».
Фото: staderennais.com; chelseablues.ru; globallookpress.com/David Tanecek/CTK, Radek Petrasek/CTK; Gettyimages.ru/Christopher Lee