Генрих Штульфаут и Мануэль Нойер – братья по духу с разницей в восемь десятилетий
В преддверии старта второго круга Бундеслиги, открывающегося матчем между «Хоффенхаймом» и мюнхенской «Баварией», предлагаем вам познакомиться с человеком, игра в воротах (точнее вне их пределов) которого в свое время поражала людей так же, как и игра Мануэля Нойера в наши дни.
Голкипер, у которого тысячи рук, одиннадцатый полевой игрок. По крайне мере, эти слова мы можем отнести к Мануэлю Нойеру, который взбесил всю широкую прессу своей игрой на чемпионате Мира в Бразилии против Алжира. Нойер, казалось, заново изобрёл позицию вратаря и превратил это в новую модель искусства.
В последующие дни и месяцы Нойер провозгласил свой собственный стиль в плане игры голкипера на поле. Раньше очень мало вратарей, в отличие от Мануэля, были способны выходить из своей зоны настолько далеко. Его пас, контроль мяча и понимание игры могли бы превратить его в полевого игрока в третьем дивизионе, как утверждали некоторые партнёры Нойера.
Нойер начинал играть полевым и, по сути, хотел стать именно футболистом во время юношеских дней. Его любовь к такой игре возможно сделало его лучшим голкипером на данный момент. Многие даже уходят настолько далеко, говоря о том, что его навыки уникальны, но это несправедливо по отношению к легендарному немецкому вратарю.
Парень, которому не разрешали стать футболистом
Генрих Штульфаут родился 11 января 1896 в Нюрнберге. В детстве маленький мальчик очень сильно был одержим велосипедами. Однако, к счастью, он открыл для себя футбол и уже, будучи подростком, в 1908 начал играть во «Франкене». Однако была одна небольшая проблема. Дело в том, что Карл и Бабетт Штульфауты, родители молодого парня, не хотели, чтобы их сын играл в футбол.
Но Генрих не мог без него. После многочисленных тренировок ему все же пришлось признаться родителям в том, что он не закончил с футболом и играет в него в свободное время. Спорт был диким – и это не то, чем должен заниматься молодой парень. Однако родителей Генриха убедил тот факт, что многие говорили про него, как про молодого и талантливого футболиста на поле.
К тому времени так же, как и Нойер молодой Генрих начинал свою карьеру полевым игроком. Однако после потери голкипера тренер «Франкена» решил поставить высокого и крепкого Штульфаута в ворота. Несмотря на новую непривычную для себя позицию, он преуспел в этом деле.
Тем не менее игра сзади не была для него приоритетом в ранние дни своей карьеры. Потому в 1911 пятнадцатилетний подросток покинул клуб и присоединился к «Пфейлу». В новой команде Генрих вновь вернулся на роль страйкера и мог забивать голы. В биографии Штульфаута автор Кристофер Баунвейн отмечает, что данный шаг был понятен, поскольку в то время позиция вратаря к особому вниманию не привлекалась.
Голкиперы «Нюрнберга» на тот момент были людьми значительных размеров, но недостаточно талантливыми. По стечению обстоятельств, в связи с Первой Мировой войной в 1914, основному вратарю «Пфейла» пришлось уйти на фронт, и Генриху, как назло, снова надо было вставать в ворота.
Во время войны Штульфауту, к счастью, не пришлось покинуть Баварию. В свое время Генрих служил в Ингольштадте и с 1916 в Нюрнберге. В октябре 1916 голкипер мог играть в футбол очень часто как в армии, так и в «Дер Клубе».
Как Генрих Штульфаут стал одним из самых легендарных вратарей Германии
В те дни Нюрнберг находился в борьбе за право остаться в Бундеслиге или играть во втором по силе дивизионе Германии, но после Первой Мировой войны «Дер Клубу» удалось собрать вместе легендарных футболистов. Одной из главных причин успеха Нюрнберга в те года был их голкипер.
Штульфаут был высокорослым парнем, но не рост или массивные рефлексы сделали его легендой. Этот человек, одетый в серую толстовку и плоскую кепку, заставил большинство нападающих Германии дрожать от страха и бояться одним лишь своим присутствием на футбольном поле, стоя в воротах так же хорошо, как он оказывал на них психологическое давление. Это приводило к тому, что нападающие все чаще и чаще отступали от его ворот. Один журналист даже отметил, что противники настолько были в восторге от игры Генриха, что намеренно били не в угол, а в него самого.
Это подтверждается и тем фактом, что Штульфаут был одним из величайших карателей своего времени. Однако одним из отличий от других вратарей того времени было то, что у него был футбольный разум. Он мог предвидеть опасность издалека. Генрих часто выбегал из ворот, чтобы предотвратить опасную атаку.
О своем понимании игры Штульфаут как-то отмечал:
«Для того, чтобы оставлять свои ворота в правильный момент, нужно, чтобы это качество тебе было дано. Иногда это просто вопрос доли секунды, сумеешь ли ты добраться до мяча раньше соперника. С трибун может показаться, что я допускаю ошибку, оставляя ворота. Противник может быть в двух или в трех метров от мяча, а у вратаря 15 метров, чтобы добраться до него. Но если голкипер правильно рассчитает расстояние, то он может быть первым на мяче, потому что мяч приближается к голкиперу и сопернику приходится его преследовать».
Те, кто наблюдал за игрой Мануэля Нойера, видели, как он выбегает из своей штрафной на невероятной скорости, добираясь до мяча раньше соперника. Журналисты комментировали это тем, что вратарь «Баварии» поймал кураж. В матче против Алжира, у многих болельщиков явно выскакивало сердце и чаще бился пульс в более ускоренном темпе. Тем не менее его понимание игры и факт того, что он может рассчитать расстояние при выходе, рискуя оставить свою зону, окончательно сделали Нойера 11-м полевым футболистом в ту ночь, и во многих других матчах за сборную и «Баварию».
Однако, иногда даже Нойер и Штульфаут могли не успеть за мячом. Согласно словам Штульфаута, наличие защитников позволяет вратарям выйти из своих ворот, а те, в случае чего, могли его подстраховать; это было важным значением в предотвращении вратарских ошибок:
«Когда я покидал ворота я получал мяч 95 раз, и не успевал за ним 5 раз. Когда мои защитники понимали, что я выхожу из ворот один из них сразу же туда вставал, чтобы их прикрыть.
Как и Мануэль Нойер, Генрих Штульфаут также имел опыт игры на других позициях, прежде чем окончательно стать вратарём. По его словам, это превратило его в лучшего на своей позиции в те годы:
«Я бы рекомендовал каждому голкиперу играть как нападающие в молодёжных командах, так как вратарю следует быть частью матча вне своих ворот. Прежде чем окончательно стать вратарем, в молодости я играл левого вингера».
Необходимость бросаться за мячом может выглядеть довольно впечатляюще, но по словам Штульфаута этот шаг должен быть последним вариантом для голкипера. Во время его игры за Нюрнберг, голкипер предпочитал предотвращать атаки или просто держать мяч у себя. Сделать прыжок, чтобы спасти было чем-то вроде поражения для легендарного вратаря.
Все эти качества, упомянутые выше, сделали Генриха Штульфаута одним из самых популярных футболистов в Нюрнберге. Все те, кто писали об истории «Дер Клуба» 20-х годов обязательно упоминали его, как одного из ключевых игроков золотого поколения команды. В течение этого десятилетия Штульфаут и его команда выиграли чемпионат пять раз (1920, 1921, 1924, 1925 и 1927), что делает их величайшей командой той эпохи.
***
Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!
Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер!
***
Перевод: Олег Горбачёв
Материал взят и переведен с BundesligaFanatic
В те межвоенные времена глубоко любительского футбола Штульфаут был первым немецким футболистом-звездой.