Был такой тренер. Ханс Тильковски
Леонид Мужикбаев из авторского проекта «WerderBremen.ru» рассказывает про одного любопытного тренера в истории Бремена.
Совсем недавно в городке Ботторп закрыли последнюю угольную шахту Рура. Ещё пятьдесят лет назад в этой индустрии работало шестьсот тысяч немцев: каждый день они спускались в забой, а по выходным заполняли стадионы футбольной Оберлиги. Одним из кумиров западногерманских болельщиков той романтической эпохи был вратарь Ханс Тильковски.
Мальчик родился в 1935 году в шахтёрском посёлке, ныне являющимся районом Дортмунда. Три года спустя его отец на три дня оказался заваленным в шахте. К счастью, обошлось, но мать с тех пор поклялась, что её сын не станет «клаппеном», дышащим угольной пылью глубоко под землёй. Вскоре началась война, Рур нещадно бомбили, а из развлечений на полуразрушенных пустырях остался лишь футбол.
Авторитетом для местных мальчишек был некто Руди по прозвищу «Пудинг»: паренёк, который умел шить мячи из тряпья и ставший, по словам Тильковски, кем-то вроде Ади Дасслера для дворовых звёзд.
В первые послевоенные годы гиперактивный и вечно голодный мальчик решил научиться драться, записавшись на бокс. Занятия эти едва не стоили юноше внешности – той самой, благодаря которой Тильковски часто путали с легендарным голливудским красавцем Полом Ньюманом.
Сломанная челюсть и месяц питания через трубочку поумерили боксёрские амбиции Ханса, тем более, что в местной футбольной школе дела шли неплохо. К тому моменту пятнадцатилетний Тильковски, до того самозабвенно бороздивший правый край атаки местного «Хузена», по решению тренера попробовал себя в амплуа вратаря. Попадание оказалось стопроцентным.
Вскоре Хансу предстоял нелёгкий разговор. Учёба на слесаря по металлу откровенно не клеилась: на летней практике Тильковски заработал едва ли не в два раза меньше однокашников. Ханс был дико разочарован и уже собирался послать учёбу ко всем чертям, но фрау Тильковски настояла на своём: футбол футболом, но это – не профессия.
К моменту получения аттестата восемнадцатилетний Ханс уже играл за «Кайзерау», команду из низшей лиги с гербом, достойным Хогвартса. Юноша ярко заявил о себе и заинтересовал любительскую сборную ФРГ. Замаячила Олимпиада, но ждать два года Тильковски не собирался – команды Оберлиги предлагали не туманную перспективу путешествия в Австралию, а реальные дойчмарки и полные трибуны.
Ханс мечтал играть за самую успешную на тот момент команду Рура – «Шальке-04», но, разумно рассудив, что в воротах «кобальтовых» находившийся в расцвете сил Манфред Орцессек, принял предложение «Вестфалии» из Херне.
Период в жёлто-чёрных цветах был чрезвычайно плодотворным временем для молодого вратаря. Благодаря тренеру Фрицу Лангману Тильковски выработал собственную манеру игры: неброскую, ориентированную на выбор позиции, а не эффектные прыжки.
Уже на второй сезон в Оберлиге худощавый парень в перчатках, связанных мамой, обратил на себя внимание тренера сборной – великого Зеппа Хербергера. Пара товарищеских матчей и тренировки с вратарём чемпионов мира Тони Туреком стали новыми шагами на пути к вершинам мастерства.
В сезоне 1958/1959, во многом благодаря надёжной игре Ханса, «Вестфалия» стала сенсационным чемпионом Оберлиги Вест. Помимо этого, Тильковски получил новую профессию, позволившую ему больше тренироваться.
К чемпионату мира в Чили 1962 года 27-летний Тильковски подошёл в прекрасной форме. К тому времени его сильными сторонами стали также игра на выходе и ввод мяча в игру. В недавних интервью он иронизировал по поводу «новаторства» Мануэля Нойера, заявляя, что «играл так 50 лет назад».
Однако Южная Америка стала для Ханса местом неприятных воспоминаний. Собрав команду вечером перед стартовым матчем группового этапа против Италии, Хербергер объявил, что место в воротах займёт 21-летний Вольфганг Фариан. Раздосадованный Тильковски потребовал выдать ему загранпаспорт и попытался купить билет домой…
Эпизод сказался на климате внутри команды: немцы вылетели уже в ¼. Хербергера Ханс так и не простил.
Чемпионат мира 1962 года во многом стал отправной точкой в зарождении профессионального немецкого футбола. В клубах Оберлиг были невысокие зарплаты, большая часть игроков параллельно работала. Многие из сильнейших уезжали в более благополучную Италию.
Было принято решение о создании с сезона 1963/1964 единой Бундеслиги. На первый матч нового турнира Ханс Тильковски вышел уже вратарём дортмундской «Боруссии» - последнего чемпиона ФРГ по старой схеме. Уже во втором туре он вписал своё имя в историю, став первым вратарём, взявшим пенальти в матчах Бундеслиги.
Через пару месяцев дортмундцы дебютировали в Кубке европейских чемпионов. 6 ноября 1963 года стало звёздным днём Тильковски. В соперниках – лиссабонская «Бенфика», три последних сезона игравшая в финале главного клубного турнира Европы, в составе – Эйсебио и Колуна. Дортмундцы проигрывают 1:2, но Тильковски вытаскивает всё, что можно.
Даже собственное руководство не верит в шансы команды. За проход в следующий круг назначена премия в 250 марок. Перед матчем Тильковски легко удаётся уговорить руководство и на все 500. Итог удивил всех: победа Дортмунда 5:0…
Белая полоса в жизни Ханса продолжается. В 1965 году он получает приз Лучшему футболисту Германии, а также открывает лавку по продаже сувениров.
Через год в Англии на чемпионате мира немцев возглавляет уже Хельмут Шён, а потому никаких трюков с выбрасыванием из состава. Ханс отмечает 31-й день рождения, немцы катком проносятся по соперникам, пропустив до финала лишь дважды в пяти матчах.
А дальше на пути к титулу становятся ревущий «Уэмбли», поддерживающий хозяев, и лайнсмен из СССР. Эта обида была сильнее чилийской…
Гол-фантом стал началом тёмной полосы. Новый тренер «Боруссии» усадил Тильковски на скамейку, а сам он, потеряв мотивацию, не нашёл себя и во франкфуртском «Айнтрахте», всё больше занимаясь бизнесом.
Ещё до того, как истёк последний контракт, Ханс окончил тренерские курсы Хённеса Вайсваллера – причём с лучшими оценками в своём выпуске. Вайсваллер был знаком с тогдашним президентом «Вердера» Ханси Вольфом. Бременцы плелись в середине таблицы, хотя состав был довольно мощный – ситуация чем-то похожая на нынешний «Вердер». После фатальной серии из семи поражений подряд тренер Фриц Ребелл потерял доверие руководства, а когда против него подняли бучу лидеры команды, судьба его была предрешена.
Вольф поступил, как истинный «нагельсманновец» и снова принял решение в духе современных бундесправителей. Почему бы не попробовать начинающего, талантливого Тильковски? Правда, Ханса сразу предупредили: до лета будешь у нас, а за это время мы подберём опытного тренера. Тильковски согласился: пусть и «стажировка», но сразу в клубе Бундеслиги, да ещё и с именем. К концу сезона ситуация не поменялась: «Вердер» даже близко не подобрался к зоне еврокубков.
На смену Тильковски пришёл Роберт Гебхардт, а Ханс получил необходимый опыт и остался доволен. Всего бременская эпопея длилась чуть более трёх месяцев: несостоявшийся боксёр был исполняющим обязанности главного тренера «зелёно-белых» с 17 марта и до 30 июня 1970 года. Не очень-то состоялся Тильковски и как тренер. Следующим его клуб стал «Мюнхен-1860», после чего он без особого успеха работал как с немецкими клубами средней руки, так и с зарубежными командами. Последним его опытом в этом деле стал греческий АЕК в 1981 году.
Разочаровавшись во всё большей коммерциализации профессионального футбола, Ханс, на всю жизнь запомнивший своё голодное детство, занялся благотворительностью. Играл и организовывал выставочные матчи, а затем совместно с Францем Беккенбауэром и Уве Зеелером открыл футбольную школу для умственно отсталых детей.
В 2009 году Тильковски приехал на открытие памятника Тофика Бахрамова в Баку. И перед многотысячной толпой с упорством Галилея начал свою речь словами «Несмотря на то, что гола не было…»
Cейчас он продолжает жить в Германии. И надо думать, что у него все хорошо.
Автор: Леонид Мужикбаев
Редактор: Lyusha Delarge
***
Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!
Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер!
***