... И о любви
Любить Фиорентину, болеть за Фиорентину - тяжело. Нет, правда. Когда-то блиставшая не только в итальянском чемпионате, но и на европейской арене команда превратилась за последние несколько лет в более-менее (когда более, когда менее) уверенного середнячка. Так что любить её тяжело. Ни переживаний из разряда "попадём в ЛЧ – или так и останемся в ЛЕ?!", ни знаковых для более скромных клубов результатов из разряда гола вратаря Бриньолы в последние мгновения матча Беневенто против Милана... Только и радости, что самая молодая команда, в которой ребята вроде 26-летнего Бираги или 27-летнего Пеццельи – "отцы", взрослые, ветераны.
Флоренция не просто живёт футболом, она им бредит. В этом смысле Фиорентина чувствует свою ответственность перед флорентийцами так же, как Наполи – свою перед неаполитанцами. В крупных итальянских футбольных центрах – по две команды: в Турине, в Милане, в Риме... даже в Генуе и Вероне по две. А у Флоренции и дерби-то своего нет. Тосканское – с Эмполи – ещё с натяжкой можно назвать "дерби", а "апеннинское" – с Болоньей – хоть и называют так, но это скорее условность, попытка подогреть интерес, "завести" тифози. Таким образом, в больших городах тифози всегда есть куда выпустить пар, всегда можно фыркнуть в адрес соперников, подколоть их, с кем-нибудь поругаться. Во Флоренции не так. Здесь ты либо болельщик Фиорентины, либо... исчезающее меньшинство. Соответственно, объект любви – или критики – один и только один. Плюс тосканцы известны своей ироничностью, местами переходящей в язвительность. К тому же они нередко шутят с совершенно непроницаемым видом, и отличить издёвку от серьёзной мысли не всегда представляется возможным. Поэтому не только любить Фиорентину тяжело. Играть за неё - ещё тяжелее. Играть за Фиорентину, любя её - тяжело вдвойне.
Я пишу всё это после ожидаемого, но всё равно болезненного – как пощёчина, как удар хлыста –поражения от Ювентуса. Я лишь отчасти согласна с высказанным Стефано Пиоли мнением, что результат обманчив и не отражает реальности игры. Во многом, увы, отражает. И, как это часто бывает в таких ситуациях, большинство болельщиков обрушило на команду шквал самой жесточайшей критики. Частично оправданной, частично – излишней. И, как обычно, досталось Кристиано Бираги.
Почему тифози выбрали его в качестве цели своих упражнений в язвительном красноречии, я не знаю и не пойму, наверное никогда. С самого начала его восприняли во Флоренции очень скептически, и хотя прошло уже полтора года, мало что изменилось. Да, он пришёл из вылетевшей в Серию Б Пескары, но его одноклубника Джанлуку Капрари приняли в Сампдории с распростёртыми объятиями, а ведь Фиалки и Самп были примерно соседями по турнирной таблице.
Более того, оказалось, что ровно так же скептически к Крису относились весь сезон, проведённый им в Пескаре. Я это знаю от своего приятеля, журналиста пула Пескары. Болельщики не просто считали его игроком не очень высокого класса, но ещё и невзлюбили парня самого по себе. Для южан из Абруццо северянин Бираги был слишком... сдержан, невыразителен, безэмоционален. Они были чуть ли не рады "сбагрить" его во Флоренцию. Согласитесь, это о многом говорит, учитывая вылет Пескары во второй дивизион. Но ведь почему-то же когда-то паренька из Чернуско-суль-Навильо взяли в школу сначала Аталанты, а потом Интера – чуть ли не лучшую футбольную академию Италии? Почему-то же его регулярно вызывали в юношеские и молодёжные сборные? Даже капитанскую повязку доверяли?
Но правда и то, что во взрослом Интере, несмотря на дебют в 18 лет, он оказался не нужен. Многолетние скитания по арендам (Юве Стабия, Читтаделла, Катания, Кьево, даже испанская Гранада) привели его в Пескару, только что завоевавшую путёвку в Серию А в драматичном плей-офф, с Массимо Оддо "за рулём". Вот только чемпионат у Пескары не задался от слова "совсем". И дело было явно не в Бираги или, как минимум, далеко не только в нём. Имея в составе Фиорилло, Крешенци, Кампаньяро, Верре, Капрари, Бругмана, Дзампано, Кристанте, Баэбека и т.д., вполне можно было рассчитывать на финиш пусть и в правой части турнирной таблицы, но выше красной черты. Однако "что-то пошло не так", и даже (после увольнения Оддо) великий Зденек Земан не сумел помочь "дельфинам" удержаться в СериАле.
По итогам чемпионата Джанлуку Капрари (принадлежащего Интеру) выкупила Сампдория, и туда же должен был отправиться проданный ранее Интером в Пескару Кристиано Бираги. Но находящаяся в вечном, я бы сказала, экзистенциальном поиске левого терцино Фиорентина сделала свой ход, и... Как рассказывал сам Бираги, он чуть ли не на следующий день должен был ехать в Геную, и вдруг ему позвонил его агент Марио Джуффреди с известием о том, что его хочет подписать Фиорентина. Защитник не колебался ни минуты, опять же, по его собственным словам, сказал, что подпишет контракт хоть сейчас, "пока они не передумали".
Бираги принял Фиорентину в себя сразу же, это было видно ещё на первой пресс-конференции. Фиорентина тоже его приняла, плюс Кристиано воссоединился со своим давним и самым близким другом - Марко Бенасси. Будущее казалось радужным, но... Чемпионат складывался тяжело, Кубок Италии тоже, болельщики были недовольны, и в какой-то момент ситуация дошла до совершенно неприемлемой: после ошибки в матче с Кьево, стоившей Фиорентине пропущенного гола и недонабранных очков, тифози перешли от критики к оскорблениям. В Инстаграме игрока поносили на чём свет стоит и из-за проигрыша и потерянных в фантакальчо денег (!!!) стали угрожать и желать смерти не только ему, но также его жене и дочери. Этого Кристиано выдержать не смог и разразился в ответ сдержанным, но полным горечи постом, в котором ещё раз извинился за допущенные ошибки, возмутился угрозами и заверил подписчиков, что пока он является игроком Фиорентины, он будет отдавать команде всё, все силы.
Возможно, он что-то пересмотрел в своём подходе к тренировкам. Возможно, произошёл какой-то перелом. Возможно, многие внезапно увидели в нём человека со своим характером, принципами и достоинствами... Но с тех пор что-то изменилось, сначала неуловимо, а потом всё более и более явственно. И в игре Кристиано, и в отношении к нему тифози. Крис Бираги постепенно завоёвывал их сердца. Свой первый гол за Фиалки он забил всё тому же Кьево, в последнем матче Давиде Астори, с его же подачи, и это был единственный и победный гол.
Осиротевшую после смерти капитана Астори раздевалку Фиорентины... взяла на себя неразлучная парочка: Бираги и Бенасси. Капитанскую повязку надел Милан Бадель, но сдержанный, самоуглублённый и замкнутый хорват, друживший с безвременно ушедшим капитаном, явно не мог "завести" потерявшую своего лидера команду. А итальянцы – могли. И чем дальше, тем больше Кристиано выступал вперёд, благодарил за поддержку болельщиков, подходил к микрофону, первым запевал речёвки, первым начинал аплодировать. Слово "мы" почти полностью заменило слово "я" в его клубном лексиконе.
Вызов в сборную, ещё возглавляемую Вентурой, воспринимался болельщиками как нечто забавное, с реакцией типа "до чего докатился итальянский футбол, если кроме Бираги и вызвать-то некого". Вызов, полученный от нового тренера, Манчини, уже никого не удивил: кого же и звать, если не Кристиано? А его гол в ворота сборной Польши – на излёте добавленного времени, с эмоциональным посвящением Астори – стал, что называется, вишенкой на торте... Восторг нации, любовь тифози.
Но всё опять началось сначала, как только и без того унылая череда невыразительных ничьих Фиорентины прервалась провальным матчем против Юве дома, на "Артемио Франки". Снова излишняя, чрезмерно суровая критика, снова оскорбления. Хотя теперь уже в меньшем количестве. И, что приятно, неожиданные комплименты от болельщиков соперника. "Простите, ребята, я ювентино, но хочу спросить... как у вас рука-то поднимается критиковать Бираги? Как и во многих других матчах, он был вчера одним из лучших". И это правда. И хорошо, что находятся и среди наших тифози те, кто за полтора сезона понял, как вырос Кристиано, как близко к сердцу он принимает команду и её дела, как он врос в Фиорентину душой. Настолько, что летом пришёл к Стефано Пиоли спросить, нужен ли он тренеру, и, получив утвердительный ответ, отказался даже рассматривать вариант перехода в Милан.
"Рыночная" стоимость Кристиано Бираги выросла с 2 миллионов полтора года назад до почти 20 сейчас. Его называют "едва ли не лучшим на данный момент итальянским левым защитником". Те болельщики, кого он покорил безоглядной преданностью своему нынешнему клубу, шутят: "Есть лишь один Cristiano, и это Бираги, а не Роналду". Сам же Крис остаётся таким же простым, в высшей степени нормальным парнем. Любящим теннис и благоговеющим перед Роджером Федерером. Сохранившим дружеские связи в Гранаде и отвечающим своим тамошним друзьям по-испански. Поддерживающим как своих бывших пескарских товарищей, так и ушедшего в Сампдорию Сапонару. Благодарно ставящим лайки в Инстаграме. Сдержанным и спокойным на людях и открытым, заводным в кругу близких.
Судя по всему, ещё до Нового года Кристиано Бираги продлит свой контракт с Фиорентиной до 2022 года. Но выйдет ли он на старт следующего сезона в фиолетовой форме, никто сейчас сказать не может. Вслед за прошлогодним интересом Милана стал пристально следить за своим бывшим "выпускником" Интер. И даже один из лучших тренеров мира Диего Симеоне присматривается к нему: на матч с Ювентусом понаблюдать за Крисом приехали скауты Атлетико. Будет жаль потерять футболиста и человека, отдавшего Фиалкам душу, ставшего здесь зрелым игроком, достойным стартового состава сборной. Он выбрал Фиорентину импульсом, сердцем... а это не забывается никогда. И никогда не обесценивается. Ведь только такой – безусловной – и бывает настоящая любовь.