Мурад Курбанов: В «Анжи» попал из «Айнтрахта»
Корреспондент «А-С» поговорил с защитником молодежного состава «Анжи» Мурадом Курбановым.
- Мурад, по традиции вспомним сначала, где и когда вы начинали заниматься футболом?
- Начинал в РСДЮШОР №2, у своего папы. Было тогда мне семь-восемь лет.
- Учитывая, что твой отец бывший футболист, выбор - футбол или что-то другое – наверное, перед тобой не стоял?
- Нет, почему же. Папа спросил у меня, чем хочу заниматься. Я сразу сказал – футболом. Желание играть в футбол было просто огромным, вот и пошел по папиным стопам.
- На какой только позиции не используют тебя тренеры дубля, поэтому мне всегда было интересно, какая позиция для тебя является родной?
- Мое амплуа – защитник.
- Центральный или фланговый?
- А мне без разницы, где играть, могу и в центре, и на флангах. Начинал я опорником у отца, но в итоге перешел в оборону. В целом, уверенно чувствую себя на любой позиции.
- Многие из твоих партнеров по дублю успели поиграть в спортшколах московских клубов, у тебя таких вариантов не было?
- Я играл за сборную Азербайджана, потом в «Айнтрахт» попал.
- В «Айнтрахте»? Как попал туда?
- Сборная Азербайджана на сборах провела товарищеский матч с этой командой, и как-то так получилось, что после этой игры мне предложили перейти в немецкую команду. Но так как тогда запрещалось подписывать контракт с игроками, которым не исполнилось 17 лет, я получал только суточные и тренировался с командой.
- Тяжело наверно было уезжать в столь раннем возрасте в Германию, где нет знакомых, и не знаешь языка?
- Сборная мне предоставила переводчика, который постоянно находился со мной, поэтому легче было.
- Разница между Дагестаном и Европой сильно ощущалась?
- Да, там все было немного по-другому, в первую очередь отношение ко мне. Жил я на базе. Обстановка была другой.
- Тренировался с первой командой?
- Нет, с дублерами. Я мог за них играть только в товарищеских матчах.
- А после того как исполнилось 17 лет, почему не подписал контракт?
- Я не стал ждать, пока исполнится 17 лет, и уехал.
- Молодежка в «Айнтрахте» сильная?
- Одна из середняков.
- На твой взгляд, молодежка нужна нашему клубу, или ее создали только потому, что этого требует регламент РФПЛ?
- Думаю, нужна. В этой команде наша молодежь стабильно получает игровую практику. Начинать сразу в основе очень тяжело, легче начинать с ребятами своего возраста и потихоньку подтягиваться к первой команде.
- У вас и тренер молодой, ему удалось за полтора года, что вы работаете вместе, научить тебя чему-то полезному?
- Да, удалось. Я вообще стараюсь из работы с каждым из своих тренеров извлекать что-то полезное для себя.
- Можешь сказать, что извлек из работы с Агаларовым?
- Крутить головой научился.
- В каком смысле?
- Перед приемом мяча оглядываться, есть, кто сзади или нет, атакуют тебя или нет. Я многому у него научился, как и у Ашотовича (Маркаров), папы и немецкого тренера с которым работал. Вот так перенимая у каждого по чуть-чуть, и получилось такое «чудо» как я.
- Каково тренироваться у своего же отца?
- Тяжело. С меня всегда спрос был больше и в плане дисциплины, и в самой игре. Как-то раз поехали мы в Пятигорск на турнир. Там вся наша команда играла как-то беззубо, а он в итоге на мне «оторвался».
- Не надоедает то, что ты «виноват» во всем?
- Когда с детства все время так, то привыкаешь к этому.
- А сейчас, после матчей за дубль от отца не достается?
- Бывают какие-то советы, а так, я в принципе уже взрослый человек, чтобы кричать на меня. Он бывает на каждой игре, и постоянно после матчей дает мне советы.
- Он наверно очень эмоционально реагирует на игру?
- Да, очень эмоционально. Он такой, взрывной человек, выплеснет все и успокаивается.
- А во время игры не бывает такого, что ты совершил какую-то ошибку и взглядом ищешь отца на трибуне?
- Нет, во время матча я стараюсь все время быть в игре, не отвлекаться ни на что. Ну, подумаешь, потерял мяч, с кем этого не бывает? Все ошибаются.
- Как ты думаешь, смысл дубля в том, чтобы молодежь привыкала друг к другу, налаживала какие-то связи, которые потом можно использовать в первой команде, или в том, чтобы тренеры дали вам то, что по каким-то причинам не дали тренеры в детско-юношеской школе?
- Мне кажется, что ни в том и ни в другом. В молодежку постоянно спускают игроков из первой команды, и у нас появляется возможность учиться у них, быстрее прогрессировать, набираться у них опыта. Мы учимся у взрослых, как выходить на матч, как играть в нем, как действовать в том или ином моменте.
- Говоря о взрослых, в начале сезона казалось, что игроки основы только мешают вам показывать хороший футбол…
- На то оно и начало сезона… С одной стороны мы были несыгранные, они тренировались с основой, а мы отдельно.
- Главный тренер основы Гаджи Гаджиев практикует беседы с игроками клубной молодежки?
- С теми, кто тренируется с основой, это Мирзабеков, Мухаммад, Ибрагимгаджиев, думаю, он беседует, а к нам в спортшколу он не приходит.
- То есть он даже не смотрит ваши игры?
- Он сам на наши игры не ходит, но обязательно бывает кто-то из его помощников. Тренер селекционер Арслан Халимбеков тоже часто бывает. Они смотрят и рассказывают ему. Игры же снимаются на видео, и я думаю, он потом, когда есть время, просматривает их. Кстати, генеральный директор клуба Герман Чистяков несколько раз приходил, разговаривал с нами.
- Тебе еще не приходилось тренироваться с основой?
- В прошлом году после первого круга ездил с основой в Австрию на сборы, тренировался с ними. А в этом году еще не вызывали. Сказали, что пока еще сыроват.
- А зависти нет к тем, кто тренируется с основой?
- Мухаммад с Мирзабековым 90-го года рождения, и они как бы должны уже показывать себя. А я 92-го года рождения и, как мне объяснили, в основном из-за этого я пока не попадаю в основу. Как говорит Руслан Агабекович, у меня еще будет время показать себя.
- На твой взгляд, в молодежной команде есть кто-нибудь уже сейчас готовый к переходу в основу, готовый к тому, чтобы хотя бы выходить на замены и не теряться на поле?
- Мне кажется Анвар Ибрагимгаджиев готов к этому. Думаю, он не только смог бы выходить на замену, но даже и конкурировать с Ангбва.
- А ваш капитан Бадави Гусейнов?
- Бадави все-таки пока будет тяжело конкурировать с Тагирбековым и Жоао Карлосом. Хотя, если его подпускать к основе, кто знает, может он быстро наберет уровень? Может он наберет такую форму, что Жоао Карлосу будет тяжело с ним конкурировать! Но пока не дадут такого шанса, тяжело говорить об этом.
- Пример возможности подобного - Али Гаджибеков…
- Да, вот так же и Бадави может набрать, если ему будут давать шанс.
- Команда все покупает и покупает звезд, не возникает ощущение ненужности дубля, чувство того, что в вас не верят?
- У меня лично такого нет. Да и от остальных ребят я не слышал, чтобы кто-то говорил о том, что у нас нет никаких шансов заиграть в основе. Сейчас звезд покупают, для того чтобы клуб перешел на другой, более высокий уровень. В прошлом году ведь многие даже внимания не обращали на «Анжи», а сейчас о команде во всем мире говорят. Дают же шанс проявить себя тому же Мирзабекову или Мухаммаду, надо только воспользоваться им.
- Последнюю игру с «Динамо» наверно сложно назвать самой успешной для тебя?
- Были ошибки. У нас был интересный состав в этой игре. Было много ребят, пропускавших из-за перебора карточек и травм, в итоге в полузащиту вышли почти все те, кто мало играл в предыдущих играх. Там только Мирзаев и Джангишиеев часто выходили. Из-за этого было тяжело. Соответственно, были и ошибки, и у защиты, и у полузащиты, и даже у такого опытного форварда как Элиакву. Говорят же, покажи мне твою полузащиту, и я скажу какая у тебя команда.
- «Динамо» вы проиграли обе игры – 1:4 в Москве и 0:2 в Махачкале. Они настолько сильны?
- В Москве я не играл из-за травмы, а здесь за них человек пять из основы вышли - Колодин, Епуряну, Дуймович, Ропотан и еще один на фланге был такой «бегущий». А у нас был один Элиакву, как и в первом матче кстати. Все-таки это игроки основы и даже сборных. Нам, молодым, пока тяжело против них играть.
- Тот же Элиакву больше играет за дубль, чем за основу, и ты его часто видишь в деле, можешь оценить его как футболиста?
- Он классный футболист, и как мне кажется, не зря в «Интере» играл. За основу тоже выходил пару раз. В игре с «Зенитом» у него хороший момент был, но Исе чуть-чуть не хватило. Я не знаю, почему так редко используют в основе такого классного футболиста.
- Общение с ним как складывается? Он ведь по-русски и пару слов связать не может?
- У нас есть ребята, которые знают английский язык. В основном же общаемся жестами. Он такой интересный парень. На поле же общаемся футбольными терминами, которые он уже выучил.
- А тренер как доносит до него установку на матч?
- У нас есть Гамаль Рабаданович, который очень хорошо знает английский язык и может переводить.
- Вы уже сыграли со всеми соперниками, с некоторыми даже по два раза, кто-то впечатлил очень сильно?
- В первом круге когда «Спартак» приезжал в Махачкалу, команда была совсем никакой, а в Москве заиграл совсем по-другому, особенно в пас очень хорошо получалось. В целом все одинаковые, просто кто-то дома играет лучше, а кто-то на выезде.
- Самый успешный матч в этом сезоне?
- Для меня лично, наверное, игра с «Рубином», а для команды все победные. Бывали хорошие игры в проигранных встречах, но нам просто не везло. Бывало, судьи убивали.
- А самая ужасная игра? Такой матч, в котором ничего не получалось?
- Для меня это игра с ЦСКА на выезде. Какой-то непонятный матч был. А для команды наверно это матч с «Амкаром». Там вообще творились невероятные вещи, к 13-й минуте уже 3:0 горели. Про игру с «Динамо» ничего говорить не могу…
- А домашние 0:3 от «Рубина»?
- Там чистое невезение. Илуридзе не забил пенальти, не было реализовано три выхода один на один. А «Рубин» нанес, по-моему, всего четыре удара и забил три гола.
- Для тебя есть разница, дома ты играешь или на выезде?
- Для меня нет. Даже, по-моему, на выезде легче играть. Дома бывает давление, если даже не со стороны болельщиков, то хотя бы со стороны папы, который где-то там сидит и смотрит за игрой. А на выезде чувствую себя раскованней.
- То, что в этом году дубль побеждает чаще, говорит о том, что команда по сравнению с прошлым годом стала сильнее?
- Да, дубль стал сильнее. В прошлом году почему мы играли плохо? Для нас это был первый сезон в турнире дублеров, и нам было тяжело сразу выходить на этот уровень. А в этом году у нас были хорошие полноценные сборы, съездили в Ашхабад, где играли со взрослыми.
- Стимул для дублеров - это занять как можно более высокое место в своем турнире или же проявить себя перед тренерами основы?
- Показать себя и попасть в основу, конечно же, хочет каждый, но если ты один будешь показывать себя, и тебе будет плевать на остальную команду, то ничего хорошего из этого не выйдет. Естественно и то, что все хотят побеждать.
- Из тех, кто в этом году перешел в дубль, по твоему мнению, кто больше всего приносит пользы?
- В этом году новичков у нас много. Удунян играет неплохо, Джангишиеев хорош, человека три-четыре есть сильных.
- Абдуллавов, забивший в первом же своем матче?
- Ему пока тяжело еще играть на высоком уровне, Исламнур еще не совсем готов. На юниорском уровне он был лучшим во всем ЮФО, но футбол дубля немного другой, повзрослее, как мне кажется.
- У тебя есть какая-нибудь кличка? Партнеры на поле как к вам обращаются?
- «Мура». Как в детстве стали так называть, так до сих пор и зовут.
- А самая смешная кличка бывшая у твоего партнера?
- У нас такие клички были непонятные, к примеру: «ушастик», «курочка», «баллон» был. Кличек было много, всех и не помню.
- Учишься где-нибудь?
- Да, в филиале Московского государственного университета предпринимательства и права. Увлекаюсь творчеством Майкла Джексона, люблю хоккей, смотрю по телевизору биатлон и теннис.
- Клубы и дискотеки?
- Я их практически не посещаю, в этом плане я немного старомодный человек. Бываю в караоке-клубе, но это, наверное, немного другое.
- Когда летели в Москву на игру «Спартаком», ваш партнер Никита Перевозчиков удивлял коллег-журналистов своей эрудицией, кроме него в команде еще есть подобные ребята? Или же их кроме футбола ничего не интересует?
- Нет, почему же, у нас много таких. Я, например, на выездах живу с Дженнетовым, он же не только лежит и постоянно думает о футболе. Мехти может взять и почитать какой-то журнал или книжку. Тот же Никита, насколько я знаю, любитель чтения книг. И вообще, у нас много ребят, которые любят почитать.
- Тот же Дженнетов в одном из интервью выразил мнение, что уже сейчас готов играть за основу, на твой взгляд то, что футболист настолько уверен в своих силах, это хорошо или плохо?
- Это хорошо, что он уверен себе, но свое мнение, по-моему, все-таки не стоит так афишировать. У Мехти бывают хорошие матчи, а бывают и не очень-то удачные. Но пока, наверное, все же рано говорить о готовности играть в премьер-лиге. Человек должен быть уверен в себе, но не самоуверен. В конце концов, вдруг его выпустят в каком-то матче за основу, а он пропустит три каких-то нелепых мяча… неудобно же получится. Это и мнение о нем изменит не в лучшую сторону.
- Первую зарплату во сколько лет получил?
- Первые деньги получил в сборной. Я все деньги потратил на вещи Майкла Джексона, можно сказать, я его «бешеный» фанат. Купил шляпу, перчатку блестящую.
- Многие молодые футболисты копят на машину…
- У меня такого нет. Мы с папой делим одну машину на двоих. У него тренировка утром, у меня вечером. Вот и ездим по очереди.
Джамиль Салимов