8 мин.

Болтология. Почему Болт так быстро бегает?

Павел Копачев составил формулу уникальности Усэйна Болта, опираясь на мнения профессоров биомеханики и титулованных спринтеров, и пришел к парадоксальному выводу: он побеждает вопреки законам физики.

Чем он уникален?

1: Большой рост

За всю историю спринта, за исключением Асафы Пауэлла (190 см) и Карла Льюиса (191 см), не было высоких рекордсменов. Исполин Болт со своими 195 см изначально выглядел белой вороной. Еще в его юношеские годы многие специалисты недоумевали: как ему удается разогнать такое мощное долговязое тело? По законам физики это невозможно! Для перемещения большой массы требуется гораздо больше энергии. А Болт умудряется набирать и поддерживать максимальную скорость на протяжении 60–70 метров.

Ханс Кристиан Эриксен, норвежский профессор: «С большим ростом очень сложно не только разгоняться, что у Болта, объективно говоря, не всегда получается, но и поддерживать высокую скорость. Как известно, в спринте есть три основные фазы — ускорения, максимальной скорости и замедления скорости. Так вот, Усэйн почти не теряет темп бега. Видимо, это связано с высоким содержанием креатинфосфорной кислоты в его клетках».

Валентин Маслаков, главный тренер сборной России: «Если внимательно посмотреть забеги Болта, можно заметить интересную деталь. В фазе замедления он активно поднимает или, как говорят спринтеры, «выносит» бедро. Это означает только одно: на последних метрах Усэйн работает так же мощно, как и на середине дистанции. А при необходимости может прибавить».

Валерий Борзов, двукратный олимпийский чемпион: «Последние 10 лет показали, что в спринте не так важен рост. Сейчас много высоких бегунов, которые показывают запредельные результаты. Болт же уникален в другом: у него длинные развитые мышцы и сильная стопа. Американцы, например, обладают другой конституцией тела — у них узловатые, бугристые мышцы».

Валентин Маслаков: «Но длинные мышцы менее скоростные, и удивительно, как он ими управляет».

2: Широкий шаг

После ЧМ-2009 в Берлине ученые замерили длину шагов Болта и удивились. Если шаг среднестатистического бегуна составляет примерно 1,6–1,8 м, то у Усэйна — 2,45–2,47 м. В среднем за стометровку он тратит 40–42 шага, тогда как его основные конкуренты — Асафа Пауэлл, Тайсон Гэй, Майкл Роджерс и Стив Маллингс — до 44 шагов. «Это наш главный козырь, — уверяет Глен Миллс, тренер Болта. — Усэйн еще хочет сократить количество шагов. Я думаю, при упорных тренировках мы можем добраться до 39».

Но поражает даже не размашистый шаг — в конце концов, при таком росте это предсказуемо, — а феноменальная частота движений Болта: около пяти шагов в секунду.

Розалина Сандел, американский профессор: «По всем законам биомеханики невозможно при таком широком шаге так частить. Ну три шага, ну четыре... Но не пять! Однако Болт удивительно быстро сгибает и разгибает колени, словно его рост 175–180 см. Я допускаю, что у него особая структура мышечной и нервной системы».

Норвежский исследователь Эриксен разглядел еще один феномен Болта. Во время бега он опирается на ногу в среднем 0,07–0,08 сек., тогда как остальные топ-спринтеры — 0,09-0,10 сек.

Ханс Кристиан Эриксен: «Болт в буквальном смысле летит. Его ноги словно теннисный мячик отскакивают от дорожки. Мышцы за столь короткий промежуток времени успевают напрячься и расслабиться. Примерно так прыгает кенгуру — с той лишь разницей, что его средняя скорость 55–57 км/ч, а у Болта пока 37,6 км/ч».

3: Техника виража

Если верить Миллсу, у Болта никогда не было идеальной техники. Он постоянно снижал скорость на виражах. Для своего ученика Миллс разработал комплекс упражнений — в том числе ускорения в 10-метровом бассейне.

Глен Миллс, тренер Болта: «Мы сделали акцент на правильной технике. Именно этим занимались два последних года. После чемпионата мира много работали над прохождением поворота на стадионе, старались выполнять его очень эффективно. Раньше Усэйн заваливался на вираже, и ему не хватало координации».

Мама бегуна, Дженнифер, считает, что сын заметно прибавил только в последние три года. Еще в 2007-м на его технику «было больно смотреть».

Дженнифер Болт: «Я всегда говорила Усэйну, что выбежать из 10 сек. можно, если не болтать головой и плечами. До 2008-го ему не удавалось избавиться от вредных привычек. Но потом он перестал тратить лишнюю энергию».

4: Отсутствие травм

Только один спринтер за всю историю – Карл Льюис – побеждал на двух Олимпиадах подряд. Всему виной травмы, которых невозможно избежать при таких чудовищных нагрузках. Пауэлл мучился то со связками, то с лодыжками. Гэй перенес операции на пахе и на бедрах. Болта судьба бережет. За четыре года на вершине он один раз попал в аварию (без последствий) и в прошлом году надорвал мышцы спины.

«Бог уберег меня от серьезных травм. У меня практически не было проблем с подколенными сухожилиями. В прошлом году врачи обнаружили сколиоз, пришлось делать электростимуляции, массаж, физиопроцедуры и принимать витамины», — вспоминает Болт.

Валерий Борзов: «Я не знаю ни одного топ-спринтера, у которого все было бы гладко. Просто окружение Болта не так много говорит про его болячки. Но прошлый год он почти полностью пропустил, а в этом не так много стартовал. Сложно сказать, в какой он форме подошел к чемпионату мира в Тэгу».

5: Расслабленность

Это главный козырь Болта, который никогда не «зажимается». Его кривляния перед стартом — не только психологическая атака на соперников, но и результат полной расслабленности мышц. Болт словно демонстрирует всем, что он спокоен и уверен в себе.

Валентин Маслаков: «Темнокожие атлеты с детства способны к расслаблению. Они много занимаются стретчингом. Мышцы должны быть гибкими и эластичными, а не перекачанными, как у бодибилдеров. У Болта очень сильная мускулатура, и он потрясающе ею управляет. Во время бега он не делает лишних движений».

Валерий Борзов: «В спринте важна не фаза расслабления, а чередование напряжения и расслабленности в мышцах. Болт — очень импульсивный бегун. Перед стартом он не чувствует страха. Я не видел ни разу, чтобы он «сгорал».

Усэйн Болт: «Я слушаю музыку накануне соревнований и получаю позитивные эмоции. Любимые направления — реггей и хип-хоп. Мне нравятся Лил Уэйн и Джей-Зи».

В чем его слабость?

1: Стартовая реакция

За три года Болт потерпел два поражения, и оба — в Стокгольме. И оба раза ему мешала стартовая спячка (реакция — 0,157–0,165 сек.). Он отталкивался от колодок гораздо позже Асафы Пауэлла (2008) и Тайсона Гэя (2010).

«Мне нужно поработать над стартовыми 30 метрами. Моя лучшая скорость развивается на 40–50 метрах. Если я исправлю ошибки, то буду бегать еще быстрее», — уверен Болт.

Валерий Борзов: «Высокому Болту непросто «сложиться» и стартовать быстрее Пауэлла или Гэя. Ему нужно пространство, чтобы разбежаться и мощно оттолкнуться. Безусловно, он может поработать над реакцией, но это не даст сильного прироста во времени».

2: Диета

Диетологи советуют спринтерам употреблять в пищу больше белков — нежирные сорта рыбы и мяса, молочные продукты и пасту из твердых сортов пшеницы. Правда, Болт не очень-то слушается. Он любит калорийную пищу, богатую углеводами и холестерином.

«Я обожаю «Макдоналдс». Обычно беру там гамбургер и картошку. А еще всегда прошу маму приготовить что-нибудь жирненькое. Например, курицу под соусом», — признается Болт.

Сергей Бычков, участник двух Олимпиад: «Чем больше спринтер кушает, тем лучше. Не вижу проблем раз в неделю сходить в ресторан и позволить себе, например, пиццу с колой. Болт и так великолепно сложен, в нем нет ни капли лишнего веса. Не удивлюсь, если он не придерживается никакой диеты».

3: Финиш

На Олимпиаде-2008 в Пекине и ЧМ-2009 в Берлине Болт, по сути, бросал бежать за семь-во­семь метров до финиша. Если бы он не расслаб­лялся, то мог сбросить со своего результата еще несколько сотых, а то и десятую секунды.

Майкл Джонсон, четырехкратный олимпийский чемпион: «Страшно подумать, насколько быстро он может бежать. На последних метрах Болт постоянно оглядывается по сторонам и дурачится. Только на первых 20 м он бежит наравне с остальными, а потом, благодаря гигантским шагам, прибавляет. Если он прекратит передавать приветы на финише, то выбежит из 9,5».

Журнал PROспорт, №14 (201)

Как обрести сборную и заставить всех ее ненавидеть

Объединенная футбольная сборная Великобритании должна была стать одним из главных аттракционов Олимпиады. Команда англичан, шотландцев, валлийцев и североирландцев – для футбола это нечто уникальное. Увы, карнавала не будет

Правили жизнью

Принципы, привычки и предпочтения пятерых участников Олимпиады, ставших героями еще до ее начала. Мария Шарапова, Оскар Писториус, Федерика Пеллегрини, Андрей Сильнов, Татьяна Лысенко о правилах жизни

Поло. Умные

Ватерполистки сборной России рассказывают о любимых городах, романах и болельщиках

Разыгрывать из себя

Сын лучшего российского разыгрывающего 90-х Василия Карасева Сергей — самый молодой игрок сборной России

Калорийный персонаж

Борец Билял Махов c тех пор, как его отравили, сильно изменился. И жизнь у его соперников будет не сахар

Парообразование

В спецпроекте PROспорт олимпийцы, которые в спорте всё – и медали, и поражения – делят на двоих: пляжные волейболистки Уколова и Хомякова, яхтсмены Шереметьевы, тагильские гребцы, бадминтонный дуэт Сорокина/Николаенко и синхрон Ищенко с Ромашиной

Луковые кольца

Один день из жизни самой тихой сборной России

Кольцо вокруг cолнца

Корреспонденты «НТВ-плюс» обнаружили, что Олимпиада и Лондон – параллельные линии, которые не пересекаются и не мешают друг другу