10 мин.

Из «Баварии» уходит врач, которого называют шарлатаном. Его выгонял Гвардиола, но игроки ходили к нему втайне от тренера

От редакции: впервые этот текст был опубликован в ноябре 2018 года.

Клубный врач «Баварии» Ганс-Вильгельм Мюллер-Вольфарт в конце июня уйдет из команды, где проработал 40 лет. Он хочет продолжить частную практику в одной из клиник Мюнхена, передавая опыт молодым коллегам. Мюллера-Вольфарта часто критиковали за неоднозначный подход, рассказываем об одиозном враче подробнее. 

***

Большинство узнало о нем в 2015 году после конфликта с Гвардиолой, но в спортивном мире Мюллер-Вольфарт – суперзвезда. Почти 40 лет он лечит игроков «Баварии», а с 1996-го работает со сборной Германии. У него лечились Роналдо, Кьеллини, Оуэн, Джеррард, Модрич, конькобежец Иван Скобрев, Владимир Кличко, Борис Беккер и Усэйн Болт.

К доку обращаются не только спортсмены. В 2010-м солист группы U2 Боно травмировался во время мирового турне (виновато падение на сцене во время концерта) и срочно полетел в клинику Мюллер-Вольфарта лечиться от межпозвоночной грыжи. Оперный певец Лучано Паваротти лечил у него спину.

Специализация 76-летнего доктора – ортопедия. Чаще всего он лечит больные колени, спину и суставы. В ортопедии Мюллер-Вольфарт – один из самых востребованных врачей мира. Секрет невероятной популярности дока – в его методах лечения.

Мюллер-Вольфарт – фанат лекарства на основе телячьей крови

Иногда доктор делает инъекции на основе меда и часто использует иглоукалывание. Но его главное оружие – это препараты гиларт и актовегин. Первый добывают из гребней петухов, второй – из телячьей крови. Инъекции актовегина нужно делать в травмированное место. Он снимает болевые ощущения и способствует быстрому заживлению. Мазь на основе гиаларта обычно используется при лечении травм колена.

Физиотерапевт Ханс Юрген Монтаг, доктор Мюллер-Вольфарт и защитник «Баварии» Пауль Брайтнер (слева направо)

«Я убежден, что актовегин – одно из лучших лекарств на земле. Его нужно применять повсюду. Он помогает не только при мышечных травмах, но и при спазмах в суставах, при головной боли. Он улучшает обмен веществ, кровообращение и регенерацию тканей, потому многие травмы заживают намного быстрее. Почти каждому своему пациенту я делаю эту инъекцию», – рассказывает Ханс-Вильхельм.

Количество инъекций, которое требуется для выздоровления, очень индивидуально. Известный полузащитник “Ливерпуля” Джейми Реднапп, который в начале нулевых лечил подколенное сухожилие, вспоминает, что ему пришлось сделать 45 уколов актовегина, чтобы вылечиться.

Мюллер-Вольфарт придумал свою методику еще в 80-х, работая в «Баварии». Молодого (ему было всего 33) врача увлекла идея применения гомеопатии для лечения мышечных травм, и тогда он впервые применил актовегин.

Юпп Хайнкес, тренер Эгон Кордес и Мюллер-Вольфарт отмечают чемпионство «Баварии», 1989 год

«Когда я начинал практику, мне хотелось изучить метаболизм человека. Молекулярная биология помогла мне понять, что происходит с мышечными волокнами при травме. В то время коллеги думали, что я сумасшедший, а теперь они копируют мои методы», – вспоминает Мюллер-Вольфарт.

Дополнительный повод поверить доку – его внешность: в 70 лет он выглядит невероятно молодо. «Ему было 60, но меня поразила его кожа – она была как у молодого парня. И его волосы – они потрясающие для человека его лет!» – вспоминает Джейми Реднапп.

Благодаря его лечению Усэйн Болт выиграл три золотые медали

Обычно спортсмены обращаются к Мюллер-Вольфарту с хроническими проблемами, против которых бессильна традиционная медицина.

«Люди называют это чудом, но мне это не нравится. Многие приходят и говорят: «Теперь вы моя последняя надежда». Мне не нравится этот волшебный образ. Все мои методы проверены мной же годами. Люди идут ко мне, потому что доверяют», – делится док.

В «Баварии» от Мюллер-Вольфарта больше всего фанатеет Арьен Роббен. «Посмотрите на колени Арьена. Думаете, если бы не актовегин, он бы все еще играл в футбол? Я делаю ему инъекции даже в перерыве матчей», – рассказывает немец.

Голландец появился в «Баварии» именно из-за Мюллер-Вольфарта. К 2009-му за Роббеном закрепилась репутация хрустального игрока, и Ули Хенесс был готов подписать его только заручившись обещанием Мюллер-Вольфарта, что тот уменьшит количество травм голландца. Немец лечил Арьена актовегином и гилартом, и это помогло. Несколько лет спустя, когда мюнхенцы предложили Роббену продлить контракт, он ответил, что останется из-за крутого медицинского штаба: «У меня есть отличные предложения, но я остаюсь. Я признателен нашему доктору. Благодаря нему мои колени впервые за много лет перестали болеть».

Еще один человек, которому помог немецкий доктор – Иван Скобрев. У российского конькобежца возникли проблемы со спиной перед ОИ-2014, и ему посоветовали Мюллер-Вольфарта. Ивану очень понравилось. «У него уникальные инструменты и инъекции для лечения спины и коленей. Слышал, что некоторые врачи не разделяют его взглядов, но меня он моментально поставил на ноги. Спина реально ожила! Вскоре после возвращения из Германии я начал бить рекорды на тренировках», – рассказал Скобрев в интервью «Спорт-Экспрессу».

Еще один постоянный клиент Мюллер-Вольфарта – Усэйн Болт.

Мужчины знакомы с 2012 года: тогда Болт перед Олимпиадой травмировал спину, и ему посоветовали обратиться к немцу. Лечение оказалось настолько эффективным, что при новых проблемах со спиной в 2017-м Болт сказал журналистам: «Я собираюсь увидеться со своим доктором, я знаю, что он может решить любую проблему».

Однажды Мюллер-Вольфарт спас Болта в критический момент. В 2016-м, за несколько дней до старта Олимпиады Болт повредил подколенное сухожилие. Ради помощи ямайцу Мюллер-Вольфарт сорвался из отпуска на юге Франции (пришлось пожертвовать запланированным ужином с Боно) и полетел первым рейсом в Бразилию. Параллельно немец позвонил в Мюнхен и попросил помощника отправить ему запас актовегина. В Рио Мюллер-Вольфарт поселился в соседнем отеле и ежедневно делал инъекции актовегина. Результат – здоровое колено, три золотые медали и один благодарный ямаец.

«Усэйн подарил мне знаменитые золотые шиповки, в которых он побил мировой рекорд на 100 м в 2009 году. Он хотел отдать мне и свою золотую медаль из Рио, но я сказал, что он должен оставить ее себе», — написал Мюллер-Вольфарт в автобиографии.

Не все в восторге от его методов

Любимый препарат Мюллер-Вольфарта – актовегин – запрещен в США и Канаде. С 2009 года в Штатах запрещены лекарства с компонентами животного происхождения – из-за риска получить прионные заболевания, которые поражают нервную систему животных. В актовигине содержится прионный белок, который при неправильном свертывании может вызвать человеческий аналог коровьего бешенства.

В Европе актовегин не считают допингом, но антидопинговый комитет с недоверием относится к актовегину и считает, что препарат влияет на производительность спортсмена.

У Мюллер-Вольфарта не лучшая репутация в медицинском мире. Некоторые врачи считают немца шарлатаном, а его методы – фальшивыми. По их мнению, его пациенты выздоравливают из-за славы врача и возникающего из-за нее эффекта плацебо.

«Этот препарат – псевдонаука. Многие пациенты Мюллер-Вольфарта не восстанавливались в срок и им все равно приходилось прибегать к хирургии. Я не говорю, что это эффект плацебо, но из 100 спортсменов 20-30 в любом случае будут утверждать, что им вдруг стало лучше», – говорит известный химик Патрик Арнольд (в начале нулевых изобрел допинг для спортсменов под видом пищевых добавок).

Еще одна претензия – отсутствие исследований, подтверждающих методы Мюллер-Вольфарта. Он использует свои препараты почти 40 лет, и за это время не вышло ни одной научной публикации, объясняющей его методологию.

«То же самое было с Виктором Конте (бывший директор американской антидопинговой лаборатории BALCO, был осужден за то, что под видом пищевых добавок снабжал спортсменов стероидами – прим. Sports.ru), который продвигал незаконные вещества, и теперь он осужденный преступник. Такие гуру популярны среди спортсменов, которые готовы пожертвовать здоровьем ради победы. Если вы действительно заботитесь о здоровье людей, почему бы вам не рассказать о своих открытиях? А если у вас есть лекарство от рака, вы тоже будете говорить, что слишком заняты получением прибыли?» – спрашивает директор Антидопингового агентства США Трэвис Тигарт.

Виктор Конте

Ханса-Вильхельма эти обвинения не задевают. Он считает, что его призвание – лечить людей, а не заниматься теоретической ерундой: «Я здесь, чтобы помогать пациентам, а не заниматься наукой. Это не мое предназначение. Я чувствую, что люди нуждаются во мне, и вы видите, сколько человек хочет ко мне прийти».

Мюллер-Вольфарт уже уходил из «Баварии» – из-за Гвардиолы

Самые мощные зарубы у Мюллер-Вольфарта были с Гвардиолой.

Тренера бесило, что игроки часто травмируются и долго восстанавливаются, а доктора раздражало, что Пеп изменил подготовку к тренировкам и перестал советоваться с ним по травмам. Ситуацию усугубил Пеп, который отправил травмированного Тиаго Алькантару к своему давнему приятелю – каталонскому врачу Рамону Кугату.

Развязка наступила в кубковом матче против «Байера»: Пеп картинно поаплодировал доктору, когда очередной игрок получил травму. Видео разошлось, а через несколько дней Мюллер-Вольфарт ушел из клуба, в котором проработал 37 лет.

Мюллер-Вольфарт уверяет, что конфликт с Пепом уже забыт, но в вышедшей в прошлом году автобиографии он дерзко высказался об испанце: «Я считаю Гвардиолу недостаточно уверенным в себе человеком, который делает все для того, чтобы скрыть это от других. Он производит впечатление человека, который живет в постоянном страхе. Он боится не столько поражений, сколько потерять власть и авторитет».

В ноябре 2017-го руководство «Баварии» признало, что уход дока был ошибкой, и вернуло его.

По информации Bild, Боатенг, Лам и Мюллер не хотели прекращать работу с Мюллер-Вольфартом и посещали его клинику тайно от Пепа. Это много говорит об отношении игроков к доктору – они его обожают. И он отвечает им тем же.

Самый показательный эпизод случился в середине нулевых, когда Мюллер-Вольфарт лечил Джейми Реднаппа. Англичанин рассказал об этом случае:

«Мы случайно встретились на одном из лигочемпионских матчей «Ливерпуля». Раньше он лечил мое колено, поэтому первым Мюллер-Вольфарт спросил о нем. Я сказал, что колено побаливает, и док пригласил меня к себе в клинику. После инъекции мне сильно полегчало.

В прошлом за мое лечение платил «Ливерпуль», но теперь я был без клуба, поэтому спросил у него о размере счета. Док ответил: «Забудь о деньгах, Джейми». Это был добрый жест от замечательного человека».

Разбираем идею Мюллера-Вольфарта бороться с травмами инфракрасным обогревом. Методы дока точно работают?

Фото: Gettyimages.ru/Alexander Hassenstein/Bongarts; globallookpress.com/Fred Joch/imago, Kicker/Liedel/imago, O.Behrendt/imago/Contrast; Gettyimages.ru/Gisela Schober; instagram.com/wlewy.pro; REUTERS/Kimberly White; globallookpress.com/Sven Simon/imago; Gettyimages.ru/Doug Pensinger