8 мин.

Развилка «Спартака». Об отставке Карреры и её последствиях

 

Если говорить объективно, то отставка Массимо Карреры была неизбежна. Вся логика развития событий вела именно к такой развязке, предотвратить которую было уже невозможно. Отсрочить – да, да и то ненадолго. Я, честно говоря, был уверен, что Каррера продержится до зимней паузы, хотя в душе не исключал и другого сценария. А то, с какой стремительностью этот самый сценарий был реализован, говорит о том, что судьба итальянца была предрешена, возможно, ещё до матча с тульским «Арсеналом». Кстати, при желании тут можно усмотреть некий символизм. Ведь именно с «Арсеналом» красно-белые встречались в последнем туре чемпионского сезона, и тот матч закончился для новоиспечённого чемпиона конфузом. Очередной проигрыш тулякам подвёл черту под славной, яркой, но недолгой эпохой Массимо Карреры в московском «Спартаке».

К Массимо Каррере можно относиться по-разному. Собственно, на протяжении двух с небольшим лет работы итальянца в «Спартаке» отношение к нему менялось неоднократно. Поначалу, когда он только прибыл в команду, его мало кто знал даже из числа футбольных специалистов. Да, он много лет был ассистентом Антонио Конте в «Ювентусе» и сборной Италии, а в нескольких матчах «Юве», когда Конте был дисквалифицирован, даже руководил действиями своей команды от кромки поля. Но всё равно по сути дела для всех он был terra incognita, и когда Каррера возглавил «Спартак» после отставки Аленичева, это казалось временным явлением. На пару матчей, не более. Но вышло так, что сорвался вариант с Курбаном Бердыевым, а у Карреры неожиданно для многих дело пошло. Леонид Федун мудро решил не искать от добра добра и довериться итальянскому специалисту по обороне, волею судеб в «Спартаке» получившему первый шанс самостоятельной тренерской работы. И этим шансом он воспользовался. Даже вне зависимости от того, что произошло потом.

Можно по-разному оценивать чисто тренерские характеристики Карреры. Это дискуссионный вопрос. Но факт то, что его любит подавляющее большинство спартаковских фанов. Кто видел кадры прощания Карреры с болельщиками, тому, думаю, ничего больше объяснять не надо. Его действительно очень любят – за эмоции, за неравнодушие к тому, что происходит в команде и вокруг неё, в конце концов, за чемпионство. Пожалуй, ни к одному из предыдущих тренеров «Спартака» построманцевской эпохи фанаты не относились с такой теплотой. Можно назвать разве что Владимира Федотова, которого тоже все очень уважали, но до такого обожествления, как в случае с Каррерой, там всё-таки не доходило. Массимо сумел стать для подавляющей части околоспартаковской среды своим. Лозунг Uno di noi возник ведь не просто так. И никогда, наверное, отставка главного тренера в «Спартаке» не приводила к таким последствиям в виде массового протеста со стороны болельщиков, которые горой стоят за уволенного тренера. Уволенного, по их мнению, несправедливо. Другой вопрос, что эта любовь к Каррере оборачивается жёстким негативом ко всем остальным – руководству клуба и игрокам. Те оскорбления, которые они озвучивают в адрес Дениса Глушакова, на мой взгляд, вообще за гранью добра и зла. Получается, что Каррера весь в белом, а вокруг него сплошные заговорщики, которые спали и видели, как бы сплавить итальянского специалиста.

Заслуги Карреры трудно отрицать. К слову, при всём уважении к Олегу Романцеву, я не согласен с ним, когда он низводит почти до нуля заслуги Карреры в чемпионстве. Мол, чемпионство – заслуга Дмитрия Аленичева. Да, Аленичев готовил команду к сезону, закладывал «физику», подбирал состав. В конце концов, пригласил того же Карреру в свой штаб. Но всё дальнейшее – заслуга Карреры и его штаба. Уже много сказано о том, что итальянец сплотил игроков, зарядил их сумасшедшей энергетикой, заставил поверить в то, что им по плечу взять наконец эту чемпионскую высоту, заколдованную для «Спартака» на целых 16 лет. Плюс, конечно, и грамотные тактические решения по ходу отдельных матчей, но здесь Каррера должен разделить лавры с Романом Пилипчуком, чей вклад в чемпионство, как всеми подтверждено, был огромным. В общем, всё сошлось в одной точке и привело к достижению заветной цели.

Но потом началось что-то не то. Началось практически сразу же, в постчемпионское межсезонье. Во-первых, непонятные истории с увольнениями персонала клуба, когда доктор Лю и водитель Терентьев стали главными ньюсмейкерами того лета. Во-вторых, крайне невнятная трансферная кампания, когда, по сути, под Лигу чемпионов Каррера не получил никакого серьёзного усиления. Я, кстати, не согласен со сложившимся негативным отношением к Марко Петковичу. Он и сыграл всего ничего, а когда выходил, на мой взгляд, обедни не портил. Пашалич – очень талантливый футболист, но в «Спартаке» по разным причинам толком не смог себя проявить. По игре и результатам как начали красно-белые тот сезон за упокой, так и закончили, провалив все возможные цели – не выиграв Кубок России и пролетев мимо прямой путёвки в Лигу чемпионов.

В этом смысле, кстати, считаю, что если бы Каррера был уволен этим летом, то в этом было бы куда больше логики и смысла. В конце концов, итальянец действительно завалил концовку прошлого сезона. А ведь всё могло сложиться совсем иначе. Возьми «Спартак» Кубок, который был уже почти в руках, и займи второе место, которое тоже было вполне реально, и был бы совсем другой коленкор. Но случилось то, что случилось. Это стало сильным психологическим ударом по команде. Как и скандальный уход Романа Пилипчука, у которого были прекрасные отношения с игроками, а у Карреры эти самые отношения, кстати, после чемпионства стали стремительно портиться. Понятно, что бесследно это пройти не могло, и на микроклимате в коллективе должно было сказаться, разумеется, в худшую сторону.

Если смотреть формально, то отставка Карреры в тот момент, когда она произошла, выглядит не совсем обоснованно. Всё-таки команда, как ни крути, шла в лидирующей группе с некритичным отставанием от лидирующего «Зенита». Но закавыка в том, что у «Спартака» как таковая отсутствовала вразумительная игра в атаке. Да, в обороне всё было более-менее пристойно, но впереди – полный швах. О чём говорить, если свои первые голы с игры спартаковцы забили в последнем матче при Каррере, против «Арсенала», где первый тайм, к слову, получился в их исполнении неплохим. Но второй… Плюс к тому – какая-то хаотичная ротация состава по ходу сезона, которая вылилась в самую настоящую кадровую чехарду. Сыгранность и поставленную общекомандную игру разглядеть в действиях «Спартака» было крайне тяжело. Можно, конечно, говорить о том, что этот состав, и без того неидеальный, после продажи Промеса ослаб ещё больше, а также после ссылки Глушакова и Ещенко. Но последних двух Каррера сослал сам, да и в продаже Квинси виноват, по сути, тоже он – ведь она в значительной степени стала результатом того, что «Спартак» пролетел мимо ЛЧ и потерял из-за этого немалое количество денег. Но кто в этом виноват, как не Каррера? Он вообще совершил слишком много ошибок. Например, упёрся в схему 4-3-3, из-за чего существенно снизилась вариативность в действиях красно-белых. В чемпионском сезоне игра «Спартака» не была какой-то феерической, но множество матчей было выиграно именно за счёт грамотных тактических решений, правильного варьирования схемами и максимального использования возможностей игроков. Ну и про эмоционально-мотивационный фактор тоже нельзя забывать. Сейчас же ничего этого не было. Сплошная безнадёга по игре и никаких предпосылок к её появлению. Три подряд домашних поражения от не самых сильных соперников подвели черту под работой Массимо Карреры в «Спартаке».

Каррера в последнее время всё больше напоминал Мурата Якина и Унаи Эмери. Ни коллективом, ни игрой он уже по сути не управлял. Даже его ставка на молодёжь вызывает аллюзии с работой Якина, когда тот ближе к концу своего единственного сезона во главе «Спартака» сделал ставку в нападении на Давыдова и Кротова, которых в команде давно нет. При Каррере игроками основы стали Максименко, Ломовицкий, Рассказов, Игнатов. Что из них получится в дальнейшем, сказать трудно. Пока в них виден потенциал, но не более того. Сколько в истории «Спартака» даже последних лет 15 было молодых талантов, начиная с Александра Павленко и Александра Данишевского, не сумевших закрепиться в составе родной команды. Может быть, у новой плеяды молодёжи получится лучше. Впрочем, понятно, что сейчас они получили такое доверие не от хорошей жизни, а во многом вынужденно, ибо других вариантов особо и не было. Факт тот, что команда при Каррере зашла в концептуальный тупик. Да, многое может не получаться, но должен быть виден хотя бы вектор движения, понимание того, куда команда идёт. Но этого не было.

Отставка Карреры ложится в канву предыдущих тренерских отставок в «Спартаке» в том смысле, что она не является стратегически продуманным ходом с заранее понятной целью и просчитанными последствиями. Типологически она похожа и на отставку Валерия Карпина, уволенного после ряда локальных неудач, и, собственно, на отставку Дмитрия Аленичева. Во всех этих случаях у руководства клуба не было заранее заготовленной кандидатуры преемника. Была просто цепь случайных обстоятельств. Да, с Каррерой в итоге Леонид Федун угадал. Но на смену Карпину пришёл Дмитрий Гунько, и тот сезон оказался полностью загублен, хотя на момент отставки Карпина «Спартак» по-прежнему реально претендовал на чемпионство. Вообще, все тренеры «Спартака» проходят один путь: сначала дарят надежду, поначалу её оправдывают, но в конечном итоге всё оборачивается очередным разочарованием и отставкой. Затем заход на очередной круг, и опять повторяется вся схема. Проблема «Спартака» в том, что он не может найти своего тренера на долгие годы. Такого, какими в «Спартаке» были Константин Бесков и Олег Романцев. И какими, к слову, в ЦСКА эпохи Евгения Гинера были Валерий Газаев и Леонид Слуцкий, и каким, вполне возможно, станет Виктор Гончаренко. В этом смысле красно-белым есть чему поучиться у своих принципиальных оппонентов. Пока в роли и.о. Рауль Рианчо. Возможно, в этом статусе он дотянет до зимы. Но едва ли он станет главным тренером на сколько-нибудь долгую перспективу. Проблема только в том, что альтернативных вариантов не густо. По сути, их только два – Олег Кононов и Валерий Карпин. Оба эти варианта имеют свои плюсы, но и свои минусы. Так что выбор Федуну и всему спартаковскому руководству предстоит сложный.

А Массимо Каррера в любом случае останется в истории «Спартака» как первый тренер после Олега Романцева, приведший команду к золотым медалям. И этого никто никогда не забудет. Но жизнь не стоит на месте. Сейчас всем причастным к «Спартаку» следует подумать о том, как команде жить дальше. Уже без Карреры.