«Сент-Этьен». Когда здесь закрывают трибуны, то умирает атмосфера
Последним французским городом в моем небольшом путешествии на старте сезон стал Сент-Этьен. Надо сказать, что я пытался посетить домашний матч одноимённого клуба ещё в сезоне 2016/2017, то есть практически два года назад. Однако тогда мне помешало странное стечение обстоятельств. Думаю, что у каждого, кто активно пользуется банковскими картами хоть раз случалась ситуация, когда покупка де-юре прошла, то есть деньги с карты уже списались, а на электронную почту вы ничего не получили. Так случилось со мной при попытке покупки билета на матч Сент-Этьен - Лилль в марте 2017. Тогда я находился в Лионе, что буквально в 65 км от Сент-Этьена, и утром в день игры решил приобрести билет онлайн с официально сайта клуба.
Но, видимо, что-то пошло не так. Мы с приятелем выбрали места, ввели данные банковских карт, затем страница пошла в обновлении и через несколько минут ожидания мы получили ошибку. Никаких билетов на электронную почту мы не получили. Написали в службу поддержки, но те оперативно нам не помогли, и, в конечном счёте, мы просто потеряли 10 евро за каждый билет, так и не поехав на матч. Бывает и так.
Наученный горьким опытом в этот раз я решил не покупать билетов онлайн, хотя «Сент-Этьен» и изменил интерфейс сайта, а, возможно, вместе с тем и устранив эти ошибки. Тем не менее, в этот раз я ехал в Сент-Этьен без билета на футбол, что для меня в Европе уже стало редкостью. Поскольку это была только середина августа, первый тур чемпионата и игра с Генгамом, то насчёт приобретения билета на сорокадвухтысячный стадион «Жоффруа Гишар» я не переживал. Это что, топовый матч? К тому же за неделю до матча в онлайне было полно билетов номиналом 10 евро, и это всё на центральную трибуну.
В Сент-Этьен я снова отправился из Лиона. Можно сказать, географически по-другому нельзя, это два главных города региона Рона-Альпы, что и сделало в своё время принципиальнейшим противостояние между двумя этими клубами на футбольном поле. Лион всегда считали городом "белых воротничков", в то время как Сент-Этьен - это город рабочего класса и, немного другого социального слоя. Времена, конечно, изменились. Но вот вражда осталась. Кто помнит, чем закончилось последнее дерби между этими командами, когда Набиль Фекир решил продемонстрировать свою снятую футболку фанатской трибуне Сент-Этьена в стиле Месси, понимает о чем идёт речь.
В итоге в Сент-Этьен из Лиона я поехал автостопом, и, неожиданно, водитель, девушка лет двадцати пяти, ехала в том же направлении и тоже на футбол.
"Надеюсь ты купил билет, потому что сегодня будет полный стадион. Аншлаг. Все билеты продали ещё вчера." — сообщила она мне. "Да, конечно, чтоб на «Сент-Этьен» - «Генгам» не было ни одного доступного билета на сорока пятитысячном стадионе. Да не верю я в это." — думал про себя я. Сент-Этьен, кстати по населению меньше Саранска, но стадионы вмещают примерно одинаковое количество мест, поэтому в августе после чемпионата мира не избежать этого сравнения я не мог. Население Сент-Этьена всего 176 тысяч жителей, но иногда здесь мало даже футбольного стадиона на 42 тысячи, хотя об этом чуть позже в анализе посещаемости, а пока меня лишь высадили на совершенно другом конце города от стадиона, до которого я шёл пешком почти час. Прекрасная погода, и городок на её фоне показался мне очень милым.
На подходе метров за семьсот я стал встречать болельщиков в цветах клуба, а за двести окончательно попал в активно движущийся зелёный поток к стадиону. Я был несколько озабочен приобретением билета и словами водителя о солд-ауте, но, тем не менее, не мог не проникнуться предматчевой атмосферой. По пути на арену нельзя не пройти мимо целого ряда фуд-траков и отрытых палаток с гриль. На запах барбекю и хот-догов уже сбежалось заметное количество болельщиков Сент-Этьена.
Заметно, что люди приезжают сюда заранее, чтобы пообщаться со своими друзьями и проникнуться атмосферой. Много семей с детьми.
Возле противоположной трибуны находится одноэтажное здание, у которого скапливается не меньшее количество народа. Туда я пообещал себе зайти сразу после касс, но получилось всё не так, как я планировал. По дороге к кассам я прошёл мимо внешней стороны фанатской трибуны «Сент-Этьена», на которой висел баннер, посвящённый победе французов на чемпионате мира. Правда, смысл баннер показался мне странным. Надпись на полотне гласила "чемпионы мира репрессий".
Но что они имели в виду под репрессиями? Связано ли это как-то с Россией, которая принимала ЧМ, а может с большинством чернокожих игроков в составе сборной, которых не очень любят местные ультрас?
Наконец, я достиг касс, в которых было три очереди по десять человек. Я вставал в конец одной из этих очередей, но сразу же заметил, что, чтобы получить билет болельщики предъявляют какие-то карточки. Тут меня стали настигать сомнения в целесообразности этой очереди, и, найдя возле кассы работника клуба с аккредитацией, поинтересовался, сколько стоит самый дешёвый билет на сегодня.
"Билеты? Их нет. Всё продано!" – резко отрезал он.
Ладно, будем искать на вторичном рынке, – подумал я, отходя ближе к концу очередей в поиске перекупщиков. Странно, но за минут десять моих прогулок возле касс, я так и не наткнулся ни на одного спекулянта. До начала игры оставалось минут сорок, и я полез в интернет в поиске билета на матч.
На официальном сайте клуба уже на главной странице большими буквами было написано, что на сегодняшний матч все билеты проданы. Не проблема. Я тут же полез на французские версии viagogo и stubhub, которые неоднократно выручили меня в подобных ситуациях. О чем говорить, если на таких сайтах были билеты даже на финал чемпионат мира за несколько дней до его проведения. Однако через минуту я уже начал нервничать, когда вместо билетов, я натыкался на надпись - SORRY - IT'S SOLD OUT, TRY ANOTHER GAME.
"Невероятно", — думал я, — "Неужели реально есть шансы пролететь с билетом на сегодня... Неужели реально все продано, да так, что даже у перекупов ничего нет?" Ни на одном сайте я не нашёл ни одного билета на эту игру. Я знал, что «Сент-Этьен» - это часть жизни для большинства жителей города, но несколько, чтобы продавать все 42 тысячи мест на матч с «Генгамом». Это невозможно. Поэтому через минут десять я побрел обратно к кассам, где прибавилось народу и появились какие-то движения вокруг билетов на матч.
В этот раз кроме меня билеты на матч искало уже человек пять. Но где спрос, там и предложение, и вот уже какой-то мужчина лет сорока ходит и предлагает электронные билеты по 30 евро каждый. Электронные меня не устраивали, но я решил посмотреть, что это и на какую трибуну. В этот момент к кассам прибежал какой-то парень, который отдавал билет за номинал 10 евро, потому что его друг не смог приехать. Разумеется, через три секунды он уже был на руках у самого расторопного зеваки, но не у меня. В следующие пять минут к кассам с новыми предложениями никто не приходил, и я вернулся к тому перекупу с электронными билетами. "Только если дойдёте со мной до турникетов", – предложил я. "Да без проблем", — ответил мужчина в кепке и солнцезащитных очках.
Оказалось, трибуна, на которую он продал мне билет, оказалась противоположной от касс и мы пошли обходить весь стадион. Воспользовавшись этим, я начал расспрашивать его о том, как это возможно, что на сегодня всё продано и нет ни одного билета. "Всё просто. Вот эту трибуну видишь? Она сегодня закрыта. Тоже самое и с той стороны. Сегодня две фанатские трибуны за воротами закрыты. Это всё из-за ублюдков в кабинетах", — сказал он со злостью. В этот момент, стало понятно, что это явно не тот человек, который будет продавать использованные электронные билеты. Это подтверждала и его татуировка ASSE (Спортивная Ассоциация «Сент-Этьен») на левом предплечье. Но меня больше удивляла с закрытыми трибунами. За что наказали клуб? Неужели сегодня не будет фанатов? И какой тогда будет здесь атмосфера сегодня?
Эти вопросы так и повисли в воздухе, поскольку мы достигли нужного входа. Билет сработал на вход, но мой поднятый большой палец верх в адрес моего сопровождающего никак. Я попал на игру, но какой будет она?
А ведь я даже не обратил внимания на то, что все входа на той трибуне, где висит баннер, закрыты. Да и теперь стало ясно, о каких репрессиях шла речь. О репрессии фанатов. Разумеется, я и раньше знал, что хулиганы Сент-Этьена очень часто отличаются своим поведением. Можно вспомнить, как то же дерби с Лионом было прервано после того самого жеста Фекира, когда фанаты СЭ просто побежали за ним в атаку, а обе команды прятались в раздевалках до наступления полного порядка. Часто обе фанатские трибуны закрывали на один из-за обилия пиротехники. Как-то два года назад «Сент-Этьен» проводил игру в чемпионате без зрителей, так и тот матч был прерван, потому что толпа фанатов, которая поддерживала клуб за пределами стадиона, прорвала стюардов и перелезла через закрытые ворота на трибуну.
Да, сумасшедшие ребята, ничего не скажешь. И поэтому я был искренне расстроен тем, что этих ребят сегодня на игре не будет, ведь именно они здесь создают атмосферу. Даже бесплатная программка и низкие цены в буфете нисколько не подняли мне настроение. Жаль, но никакой развлекательной программы в фойе или на арене до матча тоже.
Внутри было очень непривычно наблюдать за заполняющимися центральными трибунами и абсолютно пустыми за воротами, которые украшали баннеры "Вы убиваете не нас, а дух футбола" и "Вперед, зеленые!"
Картинка во время матча выглядела вот так.
Естественно, атмосфера на стадионе во время матча была полное фуфло. Да, были какие-то попытки поддержки с центральных секторов, но вокруг меня сидела совершенно не та публика. Тем не менее, нельзя не признать, что сам стадион мне очень понравился. До поля было рукой подать, чем пользовались поклонники команды во время разминки.
"Полный cтадион. Ни одного свободного места. Ага, конечно", - думал я. По факту, даже на центральных трибунах были свободные места, что позволило сесть мне ближе к центру. Почему порядка пятиста мест оказались свободными, но не вышли в продажу - непонятно. Да, возможно это не пришедшие владельца абонементов или пригласительных, но по факту места были пустыми.
В перерыве я воспользовался возможностью перекусить. Цены, действительно, очень демократичные. Чипсы за 2 евро, большой сэндвич за 4, напитки за 3,50. Фирменный пластиковый стакан с любимым игроком, который многие болельщики заранее уже берут на матч с собой, стоит всего 2 евро. Это, конечно, классно.
Но классно ещё и другое. Стадион работает только по безналичной оплате, поэтому простоял в очереди я всего две минуты! И это при том, что здесь на всю забитую трибуну всего 6 буфетов, и операционная деятельность работает на ура. Более того, если у вас с собой только наличка, то совершенно бесплатно можно открыть карточку MoneyVert, которая будет работать на стадионе с пополнением средств. Суть в том, что, если вы обладатель абонемента или член фан-клуба, то вы сможете ещё и получать бесплатные напитки от клуба. В одном из видов абонемента напиток можно получать КАЖДУЮ домашнюю игру.
Пополнять карту можно и со своей основной банковской карты через специальный раздел на сайте клуба. Помимо еды, по карте можно покупать и атрибутику. Правда на самом стадионе её нет, она продаётся только в фирменном магазине за пределами арены. Туда я и поспешил, как только посвистал финальный свисток. Хозяева одержали победу со счётом 2:1, но даже на центральных трибунах чувствовался иной вкус радости, как, если бы это было с дополнительными двадцатью тысячами активных фанатов.
В одноэтажном здании в ста метрах от арены помимо фирменного магазина есть ещё и целое кафе-столовая и отдельный зал с телевизорами, где болельщики с абонементами на фанатскую трибуну только что смотрели здесь матч. Интерьер сделан в стиле Сент-Этьена, что не может не радовать глаз. Настоящий домашний бар.
Я же отправляюсь изучать мерчандайзинг клуба. И не просто клуба, а, на секундочку, самого титулованного клуба Франции. Правда о последних победах Сент-Этьена уже мало кто помнит, ведь последнее чемпионство зеленые оформляли в далеком 1981 году. Однако по сей день никто во Франции не выигрывал чемпионат десять раз. К тому же в 1976 клуб играл в финале Кубка Европейских чемпионов, где в финале с минимальным счётом уступил «Баварии». Но здесь об этом помнят и несказанно гордятся, что заметно в атрибутике клуба.
Очень широкая линейка. От книг по истории клуба, которую, наверное, преподают в местных школах, до кроссовок с собственным лейблом ASSE.
Огромный выбор шарфов, шапок, детской одежды.
И все три комплекта формы. Самые продаваемые футболки с фамилией Суботича.
Очень много аксессуаров и все по вполне приемлемым ценам. Дешевле, чем в Лионе, Монако и Марселе. Хотя игровая майка стоит 85 евро без фамилии, с фамилией игрока - все сто, как у монегасков.
А теперь абстрагируемся от сегодняшнего матча и посмотрим, чем же может порадовать «Сент-Этьен» в нематчевый день?
Удивительно, но из социальных сетей, я узнал, что у клуба есть свой маскот - чёрный кот. Однако на игре а «Генгамом» его точно не было. Может, и хорошо. Хотя я не суеверный.
Тем не менее, иногда этот кот выходит в город. В частности на днях клуб устраивал городскую ярмарку, и киса был там, сделав праздник местным деткам.
Вообще, с детьми у «Сент-Этьена» работа просто кипит. Для детей и их родителей открыт целый интернет-портал, в котором есть всё от детской атрибутики до онлайн-игр и конкурсов. Самых старательных ребят всегда поощряют. Но меня больше впечатлили сами работы (можете посмотреть их сами на asse-kids.fr) Вот, например, конкурс рисунков к дерби с Лионом. Мне понравился вот этот.
Разумеется, клуб часто проводит мероприятия с детьми на воздухе, или на самих домашних играх. А ещё каждое лето для всех желающих в возрасте от 8 до 16 лет организуются летние лагеря. И судя по всему он тоже пользуется популярностью.
Ещё круче обстоят дела не в детском, а во взрослом фан-клубе зелёных. Столько преимуществ и за такие цены, я не видел, возможно нигде. Начнём с того, что всего у клуба три вида членства - все годовые. Самое дешёвая карта обойдётся всего в 10 евро в год с возможностью покупки билетов на матчи до общей продажи, 5% скидка в фирменном магазине и покупка билетов на выездные матчи. Нигде не встречал в Европе такую цену на годовое членство.
Второй тип - премиум, включает в себя уже семь дополнительных опций, а скидка в магазине уже - 10%. Цена за карту - 25 евро.
И, наконец карта Gold - самая элитная с десятью опциями обойдётся в 65 евро. Но оно, блин, того стоит. Ведь с этой картой у вас будет возможность получать подарки от клуба и посещать закрытые события команды. С этой картой вам никогда не придётся беспокоиться о билете на домашний матч.
Являясь членом фан-клуба и независимо от типа карты вы можете воспользоваться за отдельную плату целям рядом умопомрачительных опций:
- VIP место на трибуне и возможностью посмотреть предыгровую разминку с кромки поля по специальной аккредитации (2 места)
- посещение пресс-конференции (2 места)
- футболка одного из игроков после матча (1 место)
- для детей возможность выйти с игроком на поле
- и специальные цены в ложи стадиона
Разве не здорово?
Отдельный сайт так же имеет ещё одно культовое место для поклонников СЭ - музей клуба. Побывать мне там не удалось, но говорят, что это - один из лучших футбольных музеев не только во Франции, но и в мире. Поэтому не упускайте возможность посетить его. Опять-таки, цены - очень демократичные. Вход в музей - 7 евро, а с экскурсией по стадиону - всего 15.
А ещё любой болельщик можно воспользоваться уникальной возможностью выйти на поле «Жиффруа Гишар» на матч в основе «Сент-Этьена». Кто же об этом не мечтает? Виртуальная реальность и другие технологии пользуются у посетителей огромной популярностью. По-моему, у наших клубов такого ещё нет, если это не спонсорская активация на матче.
Кстати, 3D тур по стадиону есть и на сайте.
Помимо этого огромное внимание уделяется помощи болельщикам с проблемами со здоровьем. Эта программа называется "зелёное сердце." Клуб сотрудничает с 85 организациями в городе и за его пределами.
Кстати, на сайте я нашёл ещё одну интересную деталь. Возле стадиона зелёных помимо бара, столовой и фирменного магазина есть ещё и отель. Это тоже актив клуба и номера в нём выглядят вот так. Идеально.
А теперь подведём итоги.
Несмотря на то, что «Сент-Этьен» давно не может похвастаться высокими местами в турнирной таблице, в таблице средней посещаемости - они постоянно во главе лидеров. Этот клуб любят здесь явно не за победы. А иначе как объяснить такой расклад? И это с регулярно закрытыми трибунами, а то и целым стадионом!
В соц. сетях клуб тоже не на последних местах.
Facebook: 816 тыс.
Instagram: 135 тыс.
Twitter: 735 тыс.
YouTube: 44 тыс.
По этим показателям клуб уступает только ПСЖ, Лиону, Марселю и Монако во Франции. Вот только как ходили бы на эти клубы, если бы они не имели звёзд в составе, а последнее чемпионство было бы в 1981?
P.S. Это была последняя работа из Франции. Для тех, кто пропустил - истории из Марселя, Лиона и Ниццы. На следующей неделе начнутся выпуски из новой страны, которую анонсировал ранее. Запасайтесь терпением и попкорном.
Как-то исторически сложилось, что за Францией слежу очень мало, но прочитав эту историю, прям пропитался, тем как работа в клубе организована, очень мощно, буду стараться следить за клубом в будущем!