10 мин.

На базе «Сити» не было даже дверей от туалета. И тут пришли шейхи

Сегодня «Сити» бьется за титул. Большую часть своей полуторавековой истории клуб провел в тотальной нищете.

Худшим периодом стала середина 90-х: команда оказалась в долгах, вылетела в третий дивизион и потеряла права на товарный знак. Несколько лет «Сити» не продавал футболки и любую атрибутику с эмблемой, потому что правообладатели установили цену в 60 тысяч фунтов за одну вещь.

«Если бы шейх Мансур принял клуб тогда, то даже он схватился бы за голову. Клуб был настоящим банкротом. С кредиторами я расплатился лишь через 18 месяцев», – вспоминает президент «Сити» Фрэнсис Ли.

Тренировки проходили в спортивном комплексе в Мосс Сайд – не самом благополучном районе на юге Манчестера. Во время тренировок там ошивались бездомные и алкоголики, которые выкрикивали оскорбления футболистам. Агроном Ли Джексон вспоминает, что в то время перебои были даже с белой краской: часто было нечем обновить разметку на поле.

До 2002 года «Сити» играл на древнем стадионе «Мэйн Роуд», который не ремонтировался с 1920-х.

В 2002-м клубу повезло: в Англии проводили Игры Содружества (турнир, который проводится раз в 4 года между странами-участницами Британского Содружества Наций), и под него город построил новый стадион, который позже передал «Сити». Интересы клуба при строительстве не учитывались: комната для трофеев оказалась настолько маленькой, что напоминала кладовку. Однако последний кубок завоевали в 1976-м, поэтому все трофеи легко поместились.

К финансовым проблемам добавлялись спортивные: «Сити» с трудом сохранял место в АПЛ, в то время как «Юнайтед» доминировал в Англии и Европе, регулярно унижая соседей в дерби. Популярная газета Manchester Evening News игнорировала существование «Сити»: о клубе писал только один автор и только из-за того, что болел за него.

Странно, но болельщикам нравились те времена. Марк Ходкинсон – автор книги «Голубая луна» о «Манчестер Сити» – уверен, что фаны кайфовали от локальности клуба: «Если провести аналогию с магазинами, то «МЮ» – это большой супермаркет: безликий, стерильный, которому нужны от вас только деньги. А «Сити» долгое время оставался небольшим уютным магазином около дома, где знакомый продавец интересуется твоими делами и всегда рад тебя видеть».

В начале нулевых клуб выбрался из нищеты, а летом 2007-го вытянул счастливый билет: тайская семья во главе с бизнесменом и бывшим премьер-министром Таиланда Таксином Чинаватом приобрела «Манчестер Сити» за 43 миллиона долларов (и 119 млн долгов, висевших на балансе клуба).

На ближайшее трансферное окно «Сити» стал главным ньюсмейкером.

Сначала клуб разорвал медиа, назначив Свена-Ерана Эрикссона главным тренером. Очень дорогой и популярный специалист (работал в сборной Англии, «Лацио» и «Бенфике») возглавил команду, которая не вылезала из нижней половины таблицы.

На тот момент у «Сити» была одна из лучших академий в Англии, которая регулярно поставляла таланты для первой команды – ребят вроде Джоуи Бартона, Стивена Айрленда или Недума Онуохи. Чинават добавил к ним мощные трансферы: пришли Ведран Чорлука, Элано, Хавьер Гарридо, Мартин Петров и несколько парней попроще.

Случались и странные трансферы: вместе с новым владельцем в клуб перешли три футболиста сборной Таиланда, которые едва могли попасть по мячу. Правда уже в ноябре контракт с ними разорвали – возникли проблемы с получением рабочей визы.

Несмотря на громкий старт (три победы, обыграли «Юнайтед» в дерби ), проект Чинавата потерпел неудачу.

Во-первых, «Сити» провел в итоге посредственный сезон, финишировав на 9-м месте с разгромом 1:8 от «Мидлсбро» в последнем туре.

Во-вторых, в конце сезона-2007/08 выяснилось, что у Чинавата серьезные проблемы с законом. Бывший премьер-министр Таиланда покинул пост и страну после военного переворота, и новые власти никак не хотели отпускать его: они обвиняли Чинавата в коррупции и финансовых махинациях и заморозили счета на 900 миллионов фунтов. Часть средств бизнесмен успел перевести в Англию, и этого хватило на завершение покупки «Сити», покрытие долгов в 60 миллионов евро и первые трансферы. Но дальнейшие финансовые вложения в клуб не были мощными.

Чинават потратил деньги на трансферы, но не улучшил инфраструктуру. Венсан Компани, перешедший в «Сити» 22 августа 2008-го, удивлялся тому, насколько старой была клубная база.

«Там не было даже дверей в туалете и кофеварки. Нам не выдавали крутые клубные автомобили. Зато было много сотрудников из Таиланда, которые тепло меня поприветствовали», – рассказал Компани в интервью Manchester Evening News.

Бельгиец еще не знал, что в таком состоянии клубу осталось провести чуть больше недели. Обвинения оказались настолько серьезными, что большую часть времени Чинавата отнимали суды и попытки оправдаться. Летом 2008-го, спустя год после покупки, бизнесмен решил продать клуб. Как покажет время, это было разумно – в октябре 2008-го тайский суд приговорил его к двум годам тюрьмы.

***

В ночь с 31 августа на 1 сентября 2008-го Манчестер сошел с ума.

За пару часов до полуночи в дубайском отеле Emirates Palace закончились трехнедельные переговоры о продаже «Манчестер Сити»: новым владельцем клуба стал инвестиционный фонд Abu Dhabi United Group из ОАЭ.

Примерно в это время в Манчестере почетный президент «Сити» Бернард Хэлфорд торопливо отправлял в FA документы по факсу – только что из Дубая пришли новости о завершении сделки, а значит клуб может оформить трансфер Робиньо. В это время с улицы доносились голоса болельщиков, которые пришли к офису клуба, потому что весь день медиа транслировали взрывную новость – нападающий «Реала» Робиньо переходит в Сити».

«Для нас тратить 32 миллиона фунтов на трансфер было невероятным. Год назад вся команда стоила 32 миллиона. Неудивительно, что болельщики были взбудоражены», – вспоминает Хэлфорд.

У трансфера была сложная судьба.

Сначала «Сити» пытался подписать нападающего «Тоттенхэма» Димитара Бербатова, но тот не сильно обрадовался предложению. «Пусть отваливают, мы едем в «Манчестер Юнайтед». Для меня деньги не главное», – сказал он своему агенту.

Параллельно «Челси» покупал у «Реала» Робиньо. В последний момент трансфер сорвался: «Челси» запустил онлайн-продажу футболок бразильца раньше, чем клубы утрясли последние детали по трансферу. Это взбесило Мадрид, и он отменили сделку.

На это оперативно отреагировали в «Сити», новым хозяевам которого требовались громкие подписания. В ночь с 1 на 2 сентября, через несколько часов после закрытия трансферного окна, «Манчестер Сити» объявил о рекордном для АПЛ трансфере Робиньо за 32,5 миллиона фунтов.

Переход Робиньо шокировал всех. Три месяца назад «Сити» проигрывал «Мидлсбро» 1:8, а теперь обновляет трансферный рекорд лиги. Безумие.

Ситуацию прояснил шейх Мансур в своем программном заявлении: «Чтобы победить такие команды, как «Челси» и «Барселона», необходимо приобрести минимум 22 звезды первой величины. Деньги – не проблема. Главное, чтобы в моей команде на каждой позиции играл топ-футболист, а клуб за короткое время стал ведущим в Европе».

Важно понимать, что целью Мансура и королевской семьи ОАЭ, которую он представлял, было не столько развитие «Сити», сколько ребрендинг Арабских Эмиратов, которые тогда воспринимали как дикую и случайно разбогатевшую исключительно на нефти страну.

Покупка «Манчестер Сити» была частью глобального плана по экспансии арабских денег в западный мир, куда входила покупка акций крупнейшего банка Великобритании Barclays, создание City Football Group, которая со временем скупила футбольные клубы по всему миру (кроме «Ман Сити» – американский «Нью-Йорк Сити», уругвайский «Атлетико Торке», японский «Йокогама Маринос», австралийский «Мельбурн Сити» и другие), покупки небоскребов и многое другое. Приобретение «Сити» – первый шаг, который сообщал деловому миру о серьезности намерений людей из ОАЭ.

Переход Робиньо взбудоражил всех. Пеле заявил, что Робиньо требовалась помощь при выборе клуба. Президент «Сантоса» Марсело Тейшейра назвал трансфер Робиньо самым позорным эпизодом в истории бразильского футбола.

На одной из тренировок игроки застали Марка Хьюза, который растерянно разглядывал доску с изображением игровой схемы с участием Робиньо. По словам тренера, он все еще не мог поверить, что бразилец перешел в «Сити».

Только агроном «Сити» Ли Джексон оставался спокойным: «Робиньо? Я даже не знал, кто это. Я не слежу за европейским футболом. Мне пришлось зайти в Википедию».

Робиньо – главный трансфер периода шейхов, он стал свидетельством начала новой эпохи. Переход оформили во время перерыва на матчи сборных, когда многие игроки отсутствовали. Вернувшись, они увидели много изменений.

Для футболистов купили дорогую кофейную машину Nespresso. Она оказалась настолько сложной, что уже через пару недель кто-то из игроков случайно ее сломал.

На базе сделали косметический ремонт: обновили зоны для отдыха, туалеты, тренировочные поля. Всю старую мебель заменили на современную.

Игроки почувствовали, что теперь от них требуется намного больше. «Когда мы увидели Робиньо в раздевалке, то подумали: «Вау! Времена меняются». В следующие трансферные окна перейдут новые дорогие игроки. Если мы будем тренироваться вполсилы, то немедленно окажемся в запасе», – вспоминает Венсан Компани.

Все изменения произошли буквально за 2-3 недели.

«Это было похоже на невероятный длинный эпизод DIY SOS! (британское шоу, где героям ремонтируют и улучшают дома – Sports.ru), – восторгался Компани.

***

Бельгиец немного ошибся: самое мощное трансферное окно случилось летом 2010-го, когда клуб потратил 110 миллионов евро на Коларова, Сильву, Балотелли, Яя Туре, Боатенга и Милнера. К этому моменту «Сити» отошел от дорогих имиджевых покупок и подходил к селекции более разумно. Аналитический отдел клуба составлял объемный отчет по каждому потенциальному новичку (по Яя Туре он занял 30 страниц), чтобы решить, подходит ли он команде.

На тот момент выбор игроков в пользу «Сити» казался странным, но недавно в интервью для ESPN президент клуба аль-Мубарак раскрыл секрет: «На первом этапе, вплоть до 2013 года, нам пришлось платить большие премиальные, чтобы привлечь молодых талантов. К счастью, мы отказались от этой практики: пришли победы, и мы построили клубную академию».

Конечно, Англию бесило транжирство «Сити». Исполнительный директор клуба Брайан Марвуд вспоминает, как летом 2009-го он ехал в автомобиле с Гаретом Бэрри, который только что подписал контракт с «горожанами». По радио транслировали программу TalkSport, ведущие которой едко критиковали игрока: «Он там только из-за денег. Это пластмассовый клуб. Я больше не уважаю Бэрри».

Марвуд: Хочешь, я выключу это?

Бэрри: Нет, я хочу послушать.

Марвуд: Но почему?

Бэрри: Потому что я знаю, зачем я здесь. Я докажу, что они неправы.

Прежняя эпоха окончательно закончилась, когда в 2013-м компания Мансура построила «Кампус Этихад» – район в Манчестере, куда входит стадион, база и академия «Сити». Рядом остались десятки квадратных километров свободной земли, и в компании уверены, что скоро этот район будет одним из самых развивающихся.

О старых полях на неблагополучной окраине Манчестера можно забыть.

Но больше всего события сентября 2008-го повлияли на болельщиков. Почетный президент «Сити» Бернард Хэлфорд, который с 1977 года живет в Манчестере, поделился наблюдениями: «Уже 33 года по дороге на работу я считаю количество людей в атрибутике «Сити» и «Юнайтед». После лета 2008-го все изменилось. Раньше людей в красном было значительно больше, но сейчас перевес может быть 10-2 в пользу «Сити». Иногда я вообще не встречаю людей в цветах «Юнайтед».

Онлайн последнего тура АПЛ

Ноэль Галлахер детства за «Сити» и не любит «Ливерпуль»

Фото: Gettyimages.ru/Phil Cole, Alex Livesey/Allsport, Clive Brunskill; REUTERS/Carl Recine, Craig Brough, John Clifton, Paul Harding