15 мин.

Нереальные пацаны

Корреспондент журнала PROспорт побывал на записи самого успешного в мире юмористического шоу о футболе.

Пять дней до финала Лиги чемпионов. Жерар Пике лежит в постели с Шакирой и отказывается идти на тренировку.

— Мы здесь, чтобы защитить глобальные ценности. Мы сражаемся за мир, как Джон Леннон и Йоко Оно, — объясняет Шакира из-под одеяла окружившим кровать журналистам.

Чтобы забрать Пике на тренировку, в спальню прибегает Пеп Гвардиола. Разгорается короткая, но бурная дискуссия о значимости игры на «Уэмбли», после чего Шакира пинками выгоняет Жерара из постели и начинает танцевать. А отбежавший из кровати на пару метров Пике в одних трусах протягивает мне руку, чтобы поздороваться.

Мы на записи юмористического шоу «Краковия» (Джраджковиа) — самой популярной программы на каталонском телеканале ТВ3. В апреле, в разгар серии матчей между «Барселоной» и «Реалом», «Краковию» в прямом эфире смотрели 1 200 000 жителей Каталонии, и рейтинг программы достиг фантастической отметки 34%.

«Краковия» — шоу, в котором актеры, загримированные под звезд двух главных испанских футбольных команд, разыгрывают короткие юмористические скетчи. Сюжеты и декорации этих скетчей могут быть разными — от футбольного поля, на котором «Месси» и «Роналду» пытаются определить лучшего футболиста планеты, играя в «камень-ножницы-бумага», до лондонских переулков, по которым «Моуринью», скрывая лицо, пробирается на «Уэмбли» посмотреть лигочемпионский финал. Неизменны только актуальность шуток и привычка смеяться над шаблонными представлениями о знаменитых футболистах.

Бивис, Батхед и овцелюбы

В «Краковии» достается всем. Андрес Иньеста в шоу предстает в образе мертвенно-бледного человека, напрочь лишенного эмоций и вместо них повторяющего тихим голосом свою коронную фразу «Я в экстазе». Пеп Гвардиола без устали твердит «Не стоит впадать в эйфорию» и перестраховывается во всем: закрывает домашнюю дверь на семь замков, в ужасе хватается за голову, когда Давид Вилья на 90-й минуте при счете 5:0 называет матч уже выигранным. Больше всего шуток на «Краковии», разумеется, в адрес Криштиану Роналду. «Ура, сегодня я записан к косметологу!» — восторженно кричит Криштиану. «И я, и я, и я!» — радостно повторяет Анхель Ди Мария, во всем копирующий португальца.

Серхио Рамосу достался образ чудовищно несообразительного чурбана с лошадиными зубами с репликами на уровне Бивиса и Батхеда. Причем раньше Рамосу было легче — он составлял отличный комический дуэт с Гути. Но Гути отправился в «Бешикташ», и теперь телевизионному Рамосу чаще всего приходится тупить в одиночку. Впрочем, он справляется. После того как настоящий Серхио Рамос уронил из автобуса кубок Короля, «краковийный» Рамос тоже в каждой программе что-нибудь роняет — то ребенка с балкона, то труп бен Ладена с вертолета. В этом скетче Рамос оказывается американским десантником, возвращающимся со спецоперации по устранению бен Ладена. Уронив тело с вертолета, Серхио Рамос приговаривает: «Вот босс посмеется-то», — и пытается позвонить Бараку Обаме, но случайно набирает номер Флорентино Переса и начинает что-то втолковывать президенту «Реала» про труп в лесу. И так каждый понедельник. И если попросить директора программы Пау Эскрибано назвать хоть одну тему, по поводу которой здесь не станут шутить, он возмутится:

— Совершенно никаких запретов, полная свобода творчества! Да, наш канал является партнером «Барселоны» и футболисты играют с логотипами ТВ3 на рукавах футболок, но мы можем критиковать «Барсу» сколько хотим. Можем шутить и про Серхио Бускетса, и про промахи Давида Вильи — никаких проблем! Я встречался и с Сандро Росселем (президент «Барселоны»), и с Гвардиолой, и они не озвучивали никаких претензий к «Краковии». Мне кажется, что сам Гвардиола не очень-то рад быть объектом шуток на телевидении, но даже он понимает, что с его должностью по-другому и быть не может. Правда, иногда футболисты говорят, что не хотели бы видеть в программе шутки о своей личной жизни. Например, Иньеста попросил не использовать образ его мамы, и мы сразу же перестали это делать. В общем, стараемся не касаться частной жизни футболистов.

— Но ведь только что мы были на съемках сцены с участием Пике и Шакиры!

— Это не частная жизнь, потому что у Жерара подруга является публичной персоной. Пике, кстати, большой фанат нашей программы. Не думаю, что у Жерара могут быть какие-то претензии по поводу того, что мы делаем скетчи о Шакире, потому что все вокруг только и говорят, что о нем и о Шакире. Соответственно, про них много шуток. А мы шутим о том, что больше всего обсуждается в обществе.

— Дмитрий Чигринский рассказывал, что после перехода в «Барселону» он долго не понимал, почему люди все время говорят ему про какую-то овцу.

— О да, фигура украинского защитника привлекала к себе большое внимание — и из-за его оригинальной внешности, и из-за огромной суммы трансфера. Казалось, вот тот парень, который со временем заменит в центре обороны Карлеса Пуйоля. Поэтому мы чуть ли не в первой же программе нового сезона решили обыграть соперничество Пуйоля и Чигринского. Мы сделали это в виде пародии на ковбойский вестерн, в стиле «Хороший, плохой, злой». Актеры, игравшие Пуйоля и Чигринского, выразительно играли глазами, якобы выжидая момент, чтобы дернуть руку к кобуре пистолета. Ну а дальше… Надо было придумать какую-то деталь про Чигринского, который не говорил по-испански и мог только мычать, вместо того чтобы произносить слова. Плюс Чигринский с его пышной шевелюрой очень напоминал Пуйоля. А Карлес — это простой парень из деревни в провинции Лерида, этакий деревенский увалень. В общем, мы придумали, что раз у Пуйоля в жизни есть своя овца, то и у Чигринского тоже, причем он оставил свою овцу на Украине и очень по ней скучает. Мы сделали Пуйоля и Чигринского друзьями, которых объединила любовь к животноводству. В следующей серии Чигринский уже перевез свою овцу в Барселону и они обедали в ресторане все вчетвером — Пуйоль, Чигринский и их овцы. В общем, получилась отличная сюжетная линия — было даже обидно, когда «Барселона» продала Чигринского. Но когда «Барса» и «Шахтер» в этом сезоне встретились в Лиге чемпионов, мы сразу реанимировали образ Чигринского — в одном скетче он приехал в гости к Пуйолю, в следующем они снова встретились в ресторане на Украине.

Сложный образ Давида Вильи и дежурная шутка про Криштиану

Сценка про бастующего Пике возникла явно не случайно — как раз в эти дни на центральной площади Барселоны поселились в палатках митингующие против безработицы студенты, обещающие оставаться на площади, «пока власти не решат все проблемы». Но в кадре о политике шутить не будут: для этого на телеканале есть другое шоу — «Полония» (Полониа), где загримированные актеры изображают испанских и каталонских политиков, демонстрирующих разные степени комической бездарности (названия шоу тоже неслучайны — поляками испанцы пренебрежительно называют жителей Каталонии, намекая на их вздорность и провинциальность).

На краковийской съемочной площадке вокруг дюжины актеров — исполнителей ролей Шакиры, Пике, Гвардиолы и журналистов стоят трое операторов и еще с десяток телевизионщиков. «Тишина, запись», — звонко командует бородатый режиссер-постановщик. «Иди-ка работай, муженек», — в -надцатый раз произносит «Шакира», давая дежурный пинок «Жерару Пике» и смахивая с одеяла лепестки роз. Наконец сцена снята. Финальный кадр — танцующую на постели «Шакиру» пугает попадающий в окно спальни футбольный мяч. «Смотрите, это за окном Давид Вилья», — говорит один журналист из массовки. «Он снова отрабатывает удары по воротам», — озабоченно произносит другой.

— В следующей сценке Давид Вилья будет постоянно промахиваться с метра мимо пустых ворот, мы сняли эту сцену в прошлый рабочий день, — объясняет Анна Пуйоль.

Однофамилица капитана «Барсы» проводит экскурсию — показывает передвижной гардероб с одеждами для съемок (пиджаки, платья, футболки «Барсы», «Эспаньола» и «Реала»), заходит в студию, где гримируют актеров для следующих сцен. Зеркала и стены обклеены снимками каких-то чудовищ и Жозе Моуринью. В пышноволосом актере, над которым трудится гример, пока сложно узнать черты главного тренера «Реала». Анна Пуйоль вводит в курс ситуации:

— Знакомьтесь, это Тони Альба, наш Моуринью. А вот Карлес Латре, через 10 минут он станет Лионелем Месси. А пока можете говорить с Бруно Оро, он играет Криштиану Роналду и Давида Вилью.

— Вы действительно немного похожи на Криштиану Роналду. Но ни капли не похожи на Давида Вилью, — удивляюсь я.

— Да, но грим может творить чудеса! Меня действительно очень часто узнают на улице и говорят: «Ты же Криштиану Роналду из «Краковии»! Можно с тобой сфотографироваться?» Автографы просят. Когда я пришел в «Краковию», больше всего хотел получить роль Криштиану Роналду, поскольку это очень интересный и экспрессивный персонаж. Криштиану всегда в движении, всегда хочет покрасоваться, быть на виду, показать, что он лучший. Сегодня утром я как раз играл в сценке, где Роналду на пустом стадионе сам себе вручает приз лучшему бомбардиру Ла Лиги, произносит речи в стиле «Я посвящаю этот кубок лучшему человеку в мире — себе» и сам же хлопает. Вот в прошлом сезоне я играл Златана Ибрагимовича, и это было легче, потому что у Златана довольно простой для подражания образ. Он большой парень, он босс, лидер. А вот играть Давида Вилью куда сложнее, потому что он человек спокойный, расслабленный, не слишком часто говорит.

— А настоящий Роналду смотрит «Краковию»?

— Конечно! В Мадриде нет ТВ3, но футболисты «Реала» смотрят «Краковию» через ЙоуТубе. В этом признавались и Серхио Рамос, и Гути. А Криштиану Роналду и вовсе однажды повторил нашу шутку. Я придумал для Роналду реплику, которую мы использовали в скетче, — якобы Криштиану задает всем футболистам вопрос «Сколько ты стоишь?» — чтобы показать, что он более дорогой. И спустя пару недель настоящий Криштиану Роналду публично произнес ту же самую фразу с такой же интонацией! Он явно сделал это специально, ради шутки.

— Как становятся актерами «Краковии»?

— Меня заметили два с половиной года назад в театре и пригласили на ежегодный кастинг. Подобрать актеров для «Краковии» — тяжелая задача. Есть парни с радио, которые мастерски умеют подделывать голоса знаменитостей, но они оказываются не слишком хороши в актерской игре. А есть отличные актеры, но у них плохо получается имитация голосов. Я тоже не слишком хорош в подражании чужому голосу, но я стараюсь компенсировать это актерской игрой и тем, как вживаюсь в образы своих героев. Настолько вживаюсь, что часто меняю написанные сценаристами слова — поскольку чувствую, что Криштиану Роналду или Давид Вилья сказали бы в подобной ситуации несколько иное. Вилья, кстати, постоянно смотрит «Краковию». Он и еще Пике с Пуйолем — наши главные фанаты.

— Наверное, вы болельщик «Барселоны»?

— Конечно! Большинство актеров «Краковии» — ярые поклонники «Барсы», но есть и парни, болеющие за «Реал» и даже за «Эспаньол». Например, за «Эспаньол» болеет Пеп Плаза, который у нас играет роль Пепа Гвардиолы. Мы все время шутим над ним, потому что «Эспаньол» — это же самая отстойная команда в мире!

— Сколько дней занимают у вас съемки в «Краковии»?

— Два дня в неделю: пятница и понедельник. Причем в понедельник съемки обычно проходят с 6 утра и до 14 часов. Зимой особенно тяжело — слишком холодно по утрам! Хотя… Кому я жалуюсь, ты же русский! Кроме того, я играю в «Полонии» — политической программе, составной частью которой является «Краковия». Там у меня тоже несколько ролей, и главная из них — президента Каталонии. А в остальное время я играю в театре, а также репетирую и даю концерты вместе со своей музыкальной группой. Вот даже сюда пианино приношу — потому что перерывы между съемками разных сцен иногда бывают по три-четыре часа.

Котики для «особенного»

Между тем в соседнем павильоне уже установили весь реквизит для нового скетча. На заднике сцены — картонка со списком спонсоров, похожих на спонсоров мадридского «Реала»: абидас, Ауду и биwин вместо адидас, Ауди и бwин. В уголке стоит флаг «Реала», на скамьях сидит десяток журналистов, а к главному столу величественной походкой направляется «Жозе Моуринью». Актер Тони Альба уже вошел в роль.

— Я — особенный, — заявляет мне «Моуринью» и протягивает руку.

— Почему мы проиграли «Барселоне»? Почему? Почему? Я не понимаю, почему, — твердит актер, в точности копируя голос и мимику португальца.

— Все готовы? — утоняет режиссер-по­ста­новщик.

— Я всегда готов. Это «Барселона» не готова, а уж я-то готов, — твердит «Моуринью».

— Тишина в студии! Дубль первый! Начали!

— Я вынужден прервать свое молчание, чтобы… Замолчать. Ой! — «Моуринью» запутался в словах в первом же предложении и выругался отборным матом. Однако он смотрит на остальных актеров с таким остервенением, будто это каждый из них виновен в запоротом дубле.

— Тишина в студии! Дубль второй! Запись!

— Я вынужден прервать свое молчание, чтобы сделать очень важное заявление! — рапортует «Моуринью».

— Что случилось? Неужели у Криштиану Роналду обнаружился прыщик? — спрашивает из первого ряда играющая роль журналистки актриса. Та самая, что 20 минут назад была Шакирой.

— Нет, это касается новой формы «Барселоны». Посмотрите на нее! — «Моуринью» достает из-под стола черную футболку из выездного комплекта формы «Барселоны» на новый сезон.

— Вы считаете, что футболисты «Барсы» теперь будут выглядеть на поле как судьи?

— В этом как раз нет ничего удивительного, — говорит «Моуринью». — Судьи всегда помогают «Барсе», и логично, что каталонцы решили сыграть в черном и выразить свое уважение к арбитрам. Проблема в другом — в новой рекламной надписи! Вы только посмотрите на это — «Барса» задвинула на заднюю часть футболок рекламу УНЫДЖЕФ, и теперь у груди у футболистов новая надпись — Qатар Фоундатион, — с этими словами «Моуринью» достает из-под стола новую домашнюю форму «Барселоны».

— Стоп! — командует ассистент режиссера. — Так не годится! Журналисты, вы должны сильнее издавать вздох удивления! При виде футболки все должны громко кричать «Ох»!

— Тишина в студии! Дубль три! Запись!

«Моуринью» продолжает свою зажигательную речь:

— Если «Барса» прикидывается такой доброй и давит на жалость, используя рекламу разных благотворительных организаций, то «Реал» делает ответный ход! Сеньоры, я представляю вам новую футболку «Реала»! Смотрите, наша новая надпись на футболках — «Милые котята»! — и Моуринью демонстрирует футболку Мадрида с изображением котенка и соответствующей надписью.

— Теперь судьи будут относиться к нам лучше. Потому что… Как можно не любить миленьких котят? Котята, мур-мур! Котята, моу-моур-моуррр! — сладострастно повторяет Жозе Моуринью первые буквы своей фамилии под умиление актеров-журналистов.

Человек с тысячей лиц

В импозантном актере Карлосе Латре можно узнать кого угодно, но только не Лионеля Месси. Хотя бы потому, что Лео в два раза моложе. Однако Латре со своей задачей справляется отлично. Во время разговора он то и дело начинал пародировать голоса разных футболистов — получалось почти полное сходство.

— Я долго учился копировать Месси, — рассказывает Латре. — Двигался как он. Говорил как он. Лео — крайне непубличная персона, и я больше наблюдал за ним в игре, чем за пределами поля. Месси — как шторм. И я стал изображать его, используя взрывные движения и энергетику. «Э, э, ну я побежал», — нарочито быстро произношу я, играя Месси. «Э, э, ну я сейчас быстренько забью им гол», — говорю я на бровке Гвардиоле и через секунду врываюсь обратно в кадр с поднятыми вверх руками, уже празднуя этот гол.

— Кого вы играете кроме Месси?

— Лучше спросите, кого я не играю! У меня роли защитника «Реала» Марселу, экс-президента «Барселоны» Хосепа Нуньеса, ветерана «Реала» Уго Санчеса, а также я играю роли множества политиков в «Полонии». Плюс у меня есть своя программа на радио, где я копирую голоса 75 знаменитостей. Но больше всего мне нравится работать в «Краковии», потому что здесь лучше всего видна отдача: каждый день мы получаем огромное количество писем из разных стран от людей, которые смотрят «Краковию» через интернет. Мы делаем ставку на каталонских зрителей, но нас смотрят по всему миру, это потрясающе!

— Вы болеете за «Барсу»?

— О-хо-хо-хо! Я фанат мадридского «Реала»! Вы представляете, каково мне тут приходится, в этом рассаднике каталонизма? С каждым актером мы спорим о футболе, ругаемся, в шутку деремся! Быть фанатом «Реала» в Барселоне — это невероятно! А быть мадридистом на «Краковии» — еще веселее! Здесь я в дикой зоне. Но оборону держу, не волнуйтесь! Кроме того, я был просто счастлив, когда меня, как актера «Краковии», позвали ведущим на одно шоу после победы сборной на чемпионате мира, и я смог познакомиться с Икером Касильясом и остальными. Я говорил им, что обожаю «Реал», а они отвечали, что любят смотреть «Краковию»! — Латре говорит все быстрее и быстрее, и я уже не понимаю, то ли это голос Месси, то ли кого-то из комментаторов.

— Лучший день на «Краковии»? Это день, когда в студию приехали Карлес Пуйоль и Жерар Пике. Когда футболисты «Барселоны» пришли на съемки программы, все здесь чувствовали себя, словно мы выиграли «Оскар». Пуйоль и Пике выучили слова сценаристов и приняли участие в записи пары скетчей, где они сыграли самих себя, но одновременно с нашими актерами в ролях Пуйоля и Пике. Получились отличные скетчи! Самое потрясающее, что Жорди Риос, играющий роль Пуйоля, действительно сдружился с настоящим Пуйолем. Они стали часто встречаться, обедать, пить кофе. И когда Жорди Риос сидит и болтает рядом с Карлесом Пуйолем, сложно сразу разобраться, кто же из них настоящий Пуйоль.

«Краковия» | Краткая история любимого шоу чемпионов мира

«Краковия» — юмористическое шоу, выходящее на каталонском телеканале ТВ3 с 2010 года. Новые эпизоды появляются в эфире каждую неделю, продолжительность каждого — около 30 минут.

В свой первый телевизионный сезон программа выходила в трех версиях — каталонской (на ТВ3), мадридской (на телеканале Телемадрид) и арагонской (на телеканале Арагон ТВ). В каталонской версии главными героями были игроки, тренеры и функционеры «Барселоны», «Эспаньола» и мадридского «Реала», в мадридской — «Реала», «Атлетико» и «Барселоны», в арагонской — «Сарагосы». Также в числе героев регулярно оказывались общеиспанские и международные знаменитости, не связанные с этими клубами, — Рафа Надаль, Роджер Федерер, По Газоль, Сильвио Берлускони и прочие.

В телесезоне программа выходила только на ТВ3 и установила несколько барселонских рейтинговых рекордов.

Большинство актеров, работающих в «Краковии», заняты также в программе «Полония», в которой изображают политических деятелей Испании и Каталонии. При этом каждому из них приходится играть множество персонажей, совершенно несходных между собой. Так, Карлос Латре играет Лео Месси, Хави, Хосепа Нуньеса, Чики Бегиристайна, Педро Родригеса, Жоана Оливера, Сандро Росселя, Рауля Тамудо, Уго Санчеса, Серхио Агуэро, Хуанде Рамоса, Берндта Шустера, Рауля, Рафу Маркеса и Рафу Надаля. Персонажи Бруно Оро: Давид Вилья, Криштиану Роналду, Златан Ибрагимович и Роджер Федерер. Пеп Плаза исполняет роли Гвардиолы, Жоана Гаспара, Касильяса, Флорентино Переса и Пепе, Жорди Риос — Пуйоля, Кройфа, Серхио Рамоса, Фабрегаса, ван Гала и Хунтелара, Тони Альба — Бруну Алвеша, Карлоса Рексача, Жозе Моуринью и Сильвио Берлускони, Оскар Гарсия — Пике, Бускетса, Бензема, Игуаина и Александра Глеба.

Журнал PROспорт №13(176)