9 мин.

Русская классика

АЛИСА КЛЕЙБАНОВА, ОДНА ИЗ ЛУЧШИХ ТЕННИСИСТОК РОССИИ, ПРЕКРАСНАЯ ШАТЕНКА И ДОЧЬ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО МАГНАТА, В СОБСТВЕННЫХ МОНОЛОГАХ

Урок географии

Australian Open – один из моих любимых турниров. Не надо говорить, мол, Клейбанова в этом году на нем хорошо выступила, поэтому он ей так нравится. Дело не в этом. Просто в Австралии все классно. Придраться не к чему. Разве что к погоде. Слишком жарко. Но это мелочи. С другой стороны – в этой стране хорошо играть в теннис, но не жить. Слишком далеко. И вообще, какой смысл селиться на краю света? Мне даже в Москве не так часто удается бывать. Хотя считается, что я живу в столице России. А с другой стороны, вроде бы и не живу. Я же все время на соревнованиях. И так всю жизнь, сколько себя помню.

Я постоянно в разъездах с 11 лет. Единственный плюс – в том, что я к 19 годам успела повидать весь мир. Да и то условно. В каждом новом городе мы движемся по одному маршруту: аэропорт, гостиница, корт. Из окна автомобиля много не разглядишь. Поэтому прежде всего оцениваешь организацию турнира. Насколько тебе здесь комфортно, вкусно ли кормят – всякое такое. Много ездить начинающим русским теннисисткам приходится из-за того, что у нас в стране много детских соревнований, а вот с турнирами для подростков – прямо беда. У нас не проводятся крупнейшие юниорские турниры, поэтому лучшие иностранные игроки в Россию почти не приезжают. Чтобы получать игровую практику и набираться опыта, необходимо выбираться за границу.

Урок взросления

В моей карьере были и падения, что греха таить. Особо тяжко мне дался переход из юниорского тенниса во взрослый. Был какой-то провал. Эмоциональный, физический. Никак не получалось правильно организовать тренировочный процесс, тренера подходящего не находилось. Пришлось все строить заново. По кирпичику, по кирпичику. Первые 10 лет моей карьеры меня тренировала мама. Причем родители на меня совершенно не давили. Я занималась в художественной школе, плавала, играла в теннис. И могла выбрать из всего этого занятие, которое мне действительно по душе. То, чему я могу посвятить свою жизнь. И я выбрала теннис. Потому что вдруг начала выигрывать соревнования. И мне это жутко понравилось!

У меня было не такое детство, как у всех. Приходилось все время тренироваться. Каждый день я стремилась получить какой-то опыт, все время думала только о теннисе. Мне же ничего не давалось легко. Я всегда много работала, за каждой победой стояло дикое количество вложенных сил. Но так, наверное, у каждого спортсмена. Профессионального, я имею в виду. Лет в 10–11 для меня настал переломный момент. Все время я стала проводить за границей. Ездила на всякие соревнования. Хорошо, что родители были не против и все время могли найти деньги на эти поездки.

Урок экономики

Моя мама всегда любила спорт, особенно теннис, но она не играла в него профессионально. А папа работал, зарабатывал деньги на мои поездки. Уже тогда, когда мне было лет 10, он был, если так можно выразиться, менеджером. Решал все финансовые вопросы. Родители жили моей карьерой. С каждым годом им приходилось тратить на меня все больше денег, все больше моральных сил. Спасибо им за это. Мне с ними невероятно повезло. Потом настал через профессионалов.

Я с детства иду к одной цели. С детства общаюсь с кучей народа из разных стран. Это ставит мозги на место. Я думаю, каждый спортсмен, который достиг определенного успеха, внутренне старше своих лет. Жизнь его закалила, сорри за банальность. Иначе он бы ничего не добился. Да, еще очень многое зависит от семьи. В 14 лет мне пришлось все начать практически с чистого лица – меня перестала тренировать мама. Нужен был новый тренер – профессионал. Полгода у меня тренера вообще не было. После полтора года работала с Андреем Кесаревым, благодаря ему я попала в ЦСКА. Потом уехала на турниры в Италию и там встретила Джулиана Веспана, с тех пор мы почти не расстаемся. Только когда я в Москве, со мной еще работает Сергей Пашков. Вот так. И еще у меня два тренера по физподготовке – Петр и Игорь Красновы.

Урок ответственности

Моя команда, которая помогает мне готовится к турнирам, – это своеобразный клуб имени Алисы Клейбановой. Все делают свою работу на максимум. И я выхожу на корт и играю не за себя. Я представляю тех людей, которые мне помогают. И я честна перед ними. Клейбанова всегда выкладывается на 100%. Я ни разу не халтурила в жизни. Да, бывают неудачные матчи, но это же нормально. Нельзя же все время выигрывать. Если я провалила турнир, это не плевок в адрес моей команды. Просто кто-то недоработал. Может, я что-то упустила, не знаю. Результат придет, надо просто иметь терпение.

Школу я заканчивала экстерном и совершенно об этом не жалею. Конечно, что-то я потеряла. Но ни у кого из моих одноклассников не было такой интересной жизни, какая была у меня благодаря теннису. Образование есть образование, но научиться ответственности тяжелее, чем выучить закон Ньютона. А я научилась ответственности. Я с 14 лет абсолютно самостоятельный человек. Никто мне не готовил, никто за мной не стирал-убирал. Я все делала сама. Только дома меня всегда ждала и сейчас ждет незаменимая бабушка Жанна Петровна.

Я старалась закончить школу хорошо, но на медаль рассчитывать не могла. Два дела одновременно невозможно делать. Я училась не ради красивого дневника, оценки мне не так важны. Сейчас учусь в Институте физкультуры заочно. Свободное время стараюсь посвящать учебе. Но парадокс в том, что чем лучше я играю, тем меньше у меня свободного времени.

Глобальных жизненных планов у меня пока нет. Я понимаю, что теннис – это не дело до самой пенсии, но пока я слишком молода, чтобы думать далеко вперед. Получается в теннис играть, ну и ладно. Пока этого достаточно.

По Москве я в основном передвигаюсь на папином автомобиле. Папа сейчас работает в Волгограде. То меня нет в Москве, то его. Одной машины нам на двоих вполне достаточно. Автомобильные права я получила, как только мне исполнилось 18 лет. У меня были два первоклассных инструктора. Мой папа и его водитель. Я с 16 лет по Подмосковью разъезжала сама. Славу богу, гаишники ни разу не поймали.

Урок релаксации

Всегда стараюсь отдыхать в России. Для меня рай на земле – это чтобы был лес, горы и вода. В каменные джунгли я в отпуск не езжу. В теннисе нет длинного межсезонья, крупные турниры проводятся чуть ли не каждую неделю. В любом уголке света. Но если есть пара свободных дней, то я стараюсь уехать на природу. Например, зимой в Магнитогорск, кататься на горных лыжах. Это вообще мое любимое место для отдыха. Там хорошо. Я вообще зиму люблю. Турниры все время проходят при ужасной жаре. На открытом воздухе. 40-градусная температура надоедает.

Иногда просто хочется расслабиться. Тогда айпод в уши – и все, никто меня не беспокоит. Я очень люблю инструменталку, скрипку, танцевальную музыку. У меня в айподе даже попса есть! В полеты я с собой всегда беру ноутбук. На нем есть старые отечественные фильмы. Я без них не могу. Гайдай, Шукшин. Весь жесткий диск забит. Приходится что-то удалять, чтобы влезли еще и мои любимые мульт­фильмы. Я смотрю только советские – обожаю «Простоквашино», «Винни-Пуха», «Ну, погоди!» и далее по списку.

Очень люблю фигурное катание, прямо прожить без него не могу. Крупные соревнования стараюсь не пропускать. Ягудин, Плющенко, Слуцкая – герои моего детства. Причем больше всего я люблю показательные выступления. Там фантастическая музыка, всегда стараюсь запомнить композитора, чье произведение мне понравится.

Урок патриотизма

Последние пять лет когда я бываю в Москве, то тренируюсь в ЦСКА. А до этого я сама снимала корт. За свои. Но это очень дорого. Мне даже было дешевле все время разъезжать по турнирам, чем здесь сидеть. Представьте. Начинается детский турнир во Франции. Я еду во Францию за неделю до его начала. И тренируюсь во Франции. Бесплатно. Абсолютно бесплатно. Организаторы идут навстречу и предоставляют мне все необходимое. И погода там теннисная. А у нас, допустим, февраль.

С другой стороны, приглашение в сборную – очень важный момент в моей жизни. Ко мне еще в прошлом году подошел Андрей Ольховский и спросил, готовая ли я выступить в Кубке Федерации, если понадобится. Я ему сказала все как есть. Что это большая честь для любого спортсмена. Вы попробуйте попасть в женскую сборную по теннису, в России же такая конкуренция! Так что Ольховскому я ответила безусловным согласием. В теннисе любой матч – это стресс. Когда я выходила на свой дебютный матч за нашу команду, немного нервничала. Счет уже был 3:0 в пользу России, и мой матч ничего не решал. Но я все равно собиралась обыграть китаянку. И обыграла.

Урок вкуса

Спорт – это не только беготня по корту. Это еще и рекламные контракты, съемка для журналов. Одно другому не мешает, я считаю. Если ты все время будешь только бить ракеткой по мячу, то недолго и свихнуться. А если будешь иногда выходить в свет, люди узнают тебя с другой стороны. И это тоже часть работы: мы рекламируем и себя, и теннис.

В еде я себя ограничиваю в разумных пределах. Все-таки для спортсменов очень важно соблюдать режим питания. Я очень люблю сладкое. Мне повезло, теннис – очень энергозатратный вид спорта, поэтому проблемы с питанием не являются для меня такими уж страшными. Так что когда чего-то хочется, я себе позволяю.

Очень люблю парфюм. Запахи для меня играют очень важную роль. Обожаю ходить по duty free и выбирать себе духи. Наверное, поэтому так сильно люблю цветы, из-за запаха.

Дома у меня стоит полное собрание сочинений Гоголя. Не помню, сколько там томов, но много. Я их все прочитала от корки до корки. Обожаю «Вия». Меня мама долго отоваривала его читать, говорила, что очень страшно. Сказала, сначала фильм посмотри. Я посмотрела и тут же прочитала. Супер! А вот театр, честно, не очень люблю, хотя в детстве бегала с родителями на разные спектакли. Сейчас предпочитаю кино.

На каждом турнире есть вечеринки для игроков и спонсоров. Спонсоры всегда жаждут познакомиться с игроками. Мне раньше надо было отборочное сито проходить, поэтому на вечеринки я редко заглядывала. Теперь чаще на них бываю. Но не надо думать, что мы к ним готовимся, как актрисы к церемонии «Оскара». Утром сыграла матч, переоделась, пошла на вечеринку. Никаких сверхъестественных укладок. Блузка, джинсы, босоножки – этого достаточно. Мы и так рады возможности вылезти из спортивной формы.