«Зенит» – «Спартак». Тактический обзор матча
Мобильный «Зенит» победил скоростной «Спартак», сыграв прагматично, и временами даже слишком академично. Однако эта игра напомнила о «Зените» в лучшие времена, а также о проблемах обороны «красно-белых» при игре против крайне подвижной атаки.
«Зенит» в отчётном матче избрал схему, которую вполне можно назвать новомодным брендом 4-2-1-3. Пару опорных составили Зырянов и Денисов, атакующего центрального полузащитника играл Файзулин, правого инсайда – Лазович, левого – Данни. На острие атаки вернулся Кержаков. В обороне ожидаемо, в связи с дисквалификацией Анюкова, на правом фланге вышел Губочан, на левом – Лукович.
«Спартак», выставив привычную 4-2-3-1 с Комбаровым на левом фланге, на протяжении матча трижды вынужденно менял состав, поочередно заменив травмированного Ари, Пареху и Макеева. В итоге большую часть матча Дзюба провёл на позиции центрфорварда, Ибсон – атакующего полузащитника. Пару опорных составили Шешуков и Махмудов.
Противостояние в центре
Схему «Зенита» мы не называем 4-3-3 только из-за действий Ибсона и Зырянова. Зырянов с первых минут начал играть строго рядом с Ибсоном, преследуя его по всему полю, как только мяч оказывался у гостей. Денисов играл четко выраженного опорного, страхующего действия коллег. Файзулин был освобождённым атакующим полузащитником, который старательно исполнял прихоти Данни. Когда левый инсайд смещался в центр, Файзулин уходил на его фланг и атаковал по бровке.
Центр полузащиты «Спартака» был более статичным, особенно после травмы Ари. Ибсон играл перед парой Махмудов-Шешуков. Опорные полузащитники «Спартака» провели не лучший матч с точки зрения позиционной обороны. Зачастую они оказывались попросту исключёнными из эпизода в обороне.
Зонная оборона «Спартака»
Одной из главных причин позиционных ошибок стала элементарная несогласованность в действиях игроков «Спартака». Учитывая, что и без этого при смещениях инсайдов в центр «Зенит» получал численное преимущество в этой зоне, любая ошибка при передаче игрока по зонам становилась критичной. В условиях мобильности, активного обмена позициями и в целом высокой скорости мысли атаки «Зенита», оборона «Спартака» попросту растерялась.
Кроме того, хозяева вынудили красно-белых постоянно играть, ускоряясь к своим воротам. Это традиционная проблема для «Спартака», и этой проблемой команда Спаллетти воспользовалась сполна.
Пенальти был заработан после подключения по флангу Бруно Алвеша, сделавшего подачу в штрафную. Кержаков в одно касание переправил мяч на Лазовича, а Кудряшов, изначально заняв позицию, закрывающую Лазовича от паса Алвеша, не успел перестроиться и Лазович в момент паса оказался между ним и мячом. Пришлось догонять со спины – и фолить. Опять же, второй защитник должен был быть готов к подстраховке и Кудряшова, и своего партнера, но начал движение к Кержакову – и был пойман на противоходе.
Проблемы в передаче игроков по зонам на этом не закончились. Следующая же атака – обратите внимание на позицию Макеева и двух опорных полузащитников.
Подобная недисциплинированность в зонной обороне вынуждала активно отходить назад и Ибсона, и МакГиди, и Комбарова. В итоге был крайне затруднён выход из обороны в атаку. Фактически, он основывался лишь на индивидуальном дриблинге игроков. Длинные передачи на Дзюбу оставляли его без поддержки из глубины поля, а выход средним пасом не удавался из-за агрессивного прессинга петербуржской команды.
Второй тайм
Достаточно неожиданным стало перестроение «Зенита» после первого гола. Вместо какого-либо усиления обороны, Зырянов был освобождён от опеки Ибсона, и выдвинулся на позицию второго центрального полузащитника, в пару к Файзулину. После этого «Зенит» стал использовать свой излюбленный стиль атак, когда на позиции форвардов оказываются оба центральных полузащитника.
В обороне же «Зенит» стал встречать соперника метров на 15 глубже, что в целом и позволяло «Спартаку» провести несколько более удачных атак. Смысл их заключался в доставлении мяча в зону перед штрафной сместившемуся туда игроку с фланга – и нанесению удара. Различие в стиле паса (гораздо более редкое быстрое развитие атаки длинным пасом) предопределило странную тенденцию – как раз защитники «Зенита» не вступали в борьбу в неудобном ускорении к своим воротам, а вот постоянно выдвигавшаяся вперёд линия обороны «Спартака» постоянно играла в неудобной для себя манере.
Тем не менее, как только «Зенит» отказался от прессинга (буквально на 7-10 минут), «Спартак» тут же начал оказывать давление на ворота хозяев. Наиболее уязвима атака «Спартака» до тех пор, пока она не набрала скорость, то есть в момент первого и второго паса. И если «Зенит» перестал эти атаки затруднять – они, естественно, стали опаснее. Не острее – но уже опаснее самим давлением на ворота.
И опять же, продолжая разговор о проблемах игры лицом к своим воротам – второй гол «Зенита». Абсолютно типичный и характерный для проблем обороны красно-белых в этом матче. Длинный пас Данни – и Серхи Родригес, и Кудряшов оказались в роли догоняющих, а Заболотный пропустил в ближний угол. Да, не спас – но и ему пришлось довольно быстро перемещаться в воротах, и Кержаков нанёс удар в левый от вратаря угол, когда тот оперся на левую ногу – вытащиться такой мяч «из под колена» было очень сложно.
После второго пропущенного мяча «Спартак» серьезно прибавил в скорости, заработали фланги, но хозяева довольно грамотно оборонялись. Главного созидателя – МакГиди – постоянно преследовал Лукович, атакуя его сразу же в момент приёма мяча. А любой разгон по центру или флангам тормозился либо жестким единоборством – либо фолом. Одновременно хозяева эффективно начинали ответные контратаки длинным забросом по центру либо во фланг с последующей продольной передачей, на которую из-за спины защитников выбегал игрок, а то и два. В итоге именно в такой контратаке был забит и третий мяч.
Выводы
В целом судьба матча решалась в центре поля, где полузащита «Зенита» вчистую переиграла соперника, однако главным фактором стала всё-таки игра обороны «Спартака». У команды явные проблемы в играх против соперника, чья группа атаки активно перемещается, используя обмен позициями. Защитники и опорные просто теряются в момент передачи игрока из зоны в зону, а персонально, как оказалось, играть «Спартак» и не собирался. В то же время своим прессингом хозяева затрудняли атаки «красно-белых» на самом первом этапе, а на втором грамотно снижали темп этих атак, или выдавливали фланги к самой бровке. «Зенит» сыграл прагматично, и победил благодаря своей большей мобильности.
Спартак еще не дорос даже до того, чтобы утверждать, что его переиграли тактически. Спартак завез себе три гола элементарно из-за бездарных действий защитников и их взаимодействия, особенно преуспела парочка кудряшов-родригес.
Вообще же, по некоторым матчам спартака еще даже лиги чемпионов было заметно, что карпин не очень-то волокет в организации защиты
На самом деле отличия как раз таки очень незаметные, и даже описать их пока никто не может толком.
Суть такова, что разыгрывающий играет глубже, чем два инсайда на флангах и форвард, в отличии от 4-2-3-1. Иначе: он в принципе отличается от двух фланговых игроков. Расстояние между парой опорных и ним сокращается. А фланговые игроки получают больше атакующей свободы.
Смысл, как мне видится, в том, что во-первых, «вылечивается» болезнь 4-2-3-1, связанная с оторванностью атакующей четверки от команды (это, например, отлично проявляется в Томи или Волге у нас в чемпионате). А во-вторых, фланговые игроки не привязаны к своим флангам настолько жестко. Т.е. смысл игры команды - организовать момент для трёх форвардов, а не выдвинутому форварду организовать момент для трио полузащитников, играющих за его спиной...
Конечно, разница в названии тут мне не совсем понятна. Но для удобства можно назвать это 4-2-1-3, чтобы уловить эти отличия от «классической» 4-3-3 с одним ярко выраженным опорным и 4-2-3-1 с одним ярко выраженным форвардом. И получить в итоге схему с двумя опорными, но тремя форвардами :)
Я попробую в ближайшие дни собрать материал, и выдать это сумбурное объяснение в более понятном виде :)
Спартак вчера очень не понравился, командной игры у них практически не заметил - все сводилась к попыткам Комбарова и МакГиди уйти в центр от защитника и пробить из далека. Ну и глубо было надеятся на то, что Дзюба будет цепляться впереди за мячи, когда по нему персонально играл Алвеш, а Ломбертс его подстраховывал.
Зенит впрочем тоже не оставил цельного впечатления, было очень много брака. Ну и иметь под 10 угловых и штрафных за игру и не забить с них ни одного гола - позор.
За Питер эти парни действительно бьются. И при таких болельщиках футболистам филонить грех.
http://football.sport-express.ru/reviews/14249/