6 мин.

Сарри прекрасно работал в банке до 40, а потом бросил все ради серии D

Именно там он возненавидел строгие костюмы.

Впервые текст был опубликован на Sports.ru в августе 2018 года, в начале работы Сарри в «Челси». 

Сарри совсем не состоялся как футболист. Он поиграл всего несколько лет – и то на полупрофессиональном уровне, в команде «Фильине» из серии D.

Чтобы понимать уровень: в одном из матчей 15-летний Сарри руководил командой, когда прямо перед выездной игрой главный тренер поругался с руководством и устроил бойкот. Маурицио взял ситуацию в свои руки: завел команду в автобус, арбитру сказал, что тренер опаздывает, выбрал состав и схему – и команда победила 2:1. Тренер вскоре вернулся и был в восторге, а Сарри вел себя так, словно ничего необычного не произошло.

Уже в 19 Сарри закончил. Замучили травмы и обида на руководство клуба: они запросили за него слишком много, и трансфер в «Монтеварчи», игравший дивизионом выше, сорвался. Юного центрального защитника из серии D никто не запомнил.

Источник дохода исчез, а денег у простой семьи рабочих (отец трудился на заводе по производству шин Pirelli) было немного. Выход нашелся в местном колледже, куда Сарри записался на курсы по экономике и банковскому делу. В 1980-м, после года учебы, он устроился клерком в тосканское отделение старейшего банка Италии Montepaschi.

Сарри, проводивший в юности больше времени с мячом, чем с учебниками, не только получил экономическое образование, но и легко справлялся с банковской работой.

Через несколько лет Маурицио повысили и перевели из центрального офиса в западный. Там у него появилось много командировок в другие страны (обычно – Люксембург и Германия, но однажды он полгода прожил в Англии), в которых нужно было заключать межбанковские договоры. На первый взгляд серьезная работа, но не для Сарри. «Несколько лет я просто развлекался», – спустя годы рассказал он.

Строгий дресс-код банка требовал появляться на работе в костюме. Сарри ходил исключительно в черном – ему казалось, что этот цвет приносит удачу. «Черное пальто, черная рубашка, черный пиджак. Сарри источал мрачное обаяние, от которого женщины были в восторге», – вспоминал его коллега. И все же дресс-код Маурицио раздражал – именно тогда он возненавидел строгие костюмы.

В таком режиме прошло около 9 лет. Жизнь была благополучной и стабильной, но Маурицио не мог без своей главной страсти – футбола.

***

В 1989-м, в 30 лет, Сарри присоединился к любительской команде «Стиа» из серии D.

Сарри быстро стал лидером, но из-за давней травмы паха редко играл и не всегда тренировался. Но все равно проезжал 80 километров, только чтобы присутствовать на тренировке вместе с командой.

В один момент все изменилось. Сезон-1990/91 «Стиа» начала неудачно, и после 8 игр главного тренера уволили. Когда клуб уже начал поиски нового, капитан команды Вани Бергамаски предложил президенту Сарри. «Почему бы тебе не попробовать?» – спросил его Вани. Маурицио согласился.

Маурицио Сарри, на фото слева в первом ряду

Так Сарри в 33 года начал тренерскую карьеру.

Теперь его день был загружен максимально: с утра и до вечера он работал в банке, а сразу после смены ехал на тренировку. Иногда Сарри тренировал команды провинций, находившихся рядом с Тосканой, тогда дорога занимала не меньше часа. Но кайф от вечерних тренировок не позволял ощущать усталость.

Все свободное время итальянец поглощал футбол. Любимых авторов – Чарльза Буковски, Джона Фанте и Марио Льоса – пришлось забросить. Каждый вторник по дороге в банк он покупал свежий выпуск любимой газеты La Repubblica, в которой жадно читал заметки популярного аналитика Джанни Бреры. Сборную Италии тогда тренировал Арриго Сакки, и Сарри узнавал от колумниста о новых тактических изобретениях тренера.

Тогда Сарри работал с любителями, которые, как и он, занимались футболом только по вечерам. Они быстро сдружились.Во время работы в «Антелле» (1996-1998) они с командой после каждой домашней игры устраивали посиделки в пиццерии, принадлежащей владельцу клуба.

Сарри до сих пор с теплотой вспоминает те времена: «Хотя они и любители, но относятся к футболу ответственнее, чем многие профессиональные футболисты, с которыми я работал».

В таком режиме Сарри прожил 9 лет, за которые сменил пять любительских команд. Совмещать две работы становилось все сложнее, поэтому в 1998-м Маурицио перевелся на должность финансового консультанта, которая отнимала меньше времени. Тогда же он задумался об уходе из банка: «Когда я сидел в офисе, я думал о тренерской работе, о футбольном поле. Я не сводил глаз с часов, потому что хотел поскорее начать тренировать своих парней. В тот момент я хотел думать о футболе весь день, поэтому уход с работы был неизбежным».

Подходящий случай представился в 2000 году, когда он возглавил клуб «Сансавино» из серии D: боссы очень хотели выйти в следующий дивизион, и Сарри понимал, что решит задачу, только если уйдет из банка насовсем.

Еще одной причиной бросить надоевшую работу был отец Маурицио – в молодости он был неплохим велогонщиком-любителем и выиграл 37 гонок. Эти успехи привлекли внимание знаменитого итальянца Гастоне Ненчини (победитель «Тур де Франс»-1960), который пригласил Америго в свою профессиональную команду. Сарри-старший испугался риска и отказался, а потом постепенно забросил велоспорт и устроился крановщиком на завод. Об этом решении он жалел всю жизнь. Маурицио поклялся, что никогда не повторит ошибку отца.

Такие масштабные изменения могли бы привести к депрессии – если бы не поддержка близких. Сарри очень беспокоился о том, как семья воспримет его решение, но, к его облегчению, жена все поняла: «Если так ты будешь чувствовать себя счастливым, то должен сделать это».

Так же отреагировали и в банке. Коллеги знали о его мечте стать профессиональным тренером и на прощальной вечеринке радовались за Сарри. «Я работаю с Маурицио с его первого дня в банке и сразу сказал: он своего не упустит. Он всегда добивается своих целей!» – поздравлял товарищ.

Когда Сарри бросил спокойную жизнь и отказался от большой зарплаты, уйдя в малоденежный полупрофессиональный футбол, ему было 40. Но его ничего не пугало: «Наконец я буду заниматься тем единственным делом, которое выполнял бы даже бесплатно».

20-летняя карьера банковского служащего помогла Сарри во время тяжелой трансформации. Первые приличные деньги в футболе пришли только спустя пять лет, при дебюте в серии B (в 2005-м с «Эмполи»). Все это время семья жила на накопленное.

Карьера в банке помогла и в 2015 году. Когда босс «Наполи» Аурелио Де Лаурентис выбирал нового тренера (после Рафаэля Бенитеса), то остановился на Сарри как раз из-за досье: он был уверен, что в банке умеют быстро принимать ключевые решения (в футболе с этим бывают проблемы).

Сарри согласен. В «Эмполи» он регулярно спорил о составе со спортивным директором Марсело Карли и, как правило, завершил спор такой фразой: «Я занимался банковскими операциями на миллионы евро – уж со стартовым составом я точно справлюсь».

Пока получается.

Фото: Gettyimages.ru/Gabriele Maltinti (1,4,5,6); sport.sky.it; calciomercato.com