15 мин.

Почему Игбун вряд ли перейдет в топ-клуб РПЛ

В каждое трансферное окно поднимается тема недооцененных игроков из клубов второго эшелона, которых стоит рассмотреть топ-клубам лиги. Кандидатуру Игбуна в контексте возможного трансфера в один из клубов первой пятерки всерьез начали продвигать еще с прошлого сезона, в котором он набил 0,42 xG+xA/90 и на ключевом отрезке выдал яркий перформанс, который в конечном счете помог оказаться Уфе в квалификации ЛЕ - победные голы против Локо (1:0) и Арсенала (1:0) на 75 и 76 минутах серьезно сказались на итоговом положении команд. Да и в целом, трудно не говорить о самом ярком футболисте команды-сенсации, который имеет 1,5 (62,5%) удачных обводки на 90 минут и на ровне со Стоцким самый высокий вклад в голы (с учетом предголевых передач) - 38,2% от общекомандого, - напрямую записав себе 11 баллов по системе гол+пас и совершив две голевых заготовки через предголевые действия.   

Но как и любого центрального защитника, успешно играющего в тройке центральных, стоит разглядывать под микроскопом и прикидывать его перспективы в новой системе перед трансфером в команду с четверкой в линию, так и любого футболиста из средней команды нужно дотошно изучить, прежде чем разговоры об интересе со стороны серьезных клубов приобретут хоть малейший смысл. Фергюсон в своей биографии обмолвился, что если игрок достается легко и тебе не приходится вести за него борьбу, в этом вполне можно усмотреть подвох. Также и в этом случае - пока нет реальных предложений, потенциальные покупатели из элиты трижды подумают, чем вступать в переговоры. Тем более, что тут есть, над чем поразмышлять.

Если мы говорим про РПЛ, имея ввиду специфику нашей лиги и большой оборонительный тренд последних сезонов, то тут несложно догадаться, с чем связано отсутствие конкретики по отношению к Слаю. Как правильно говорят тренеры и эксперты, в футбол стабильно играет только пять команд - остальные нередко закрываются сходу и имеют тенденцию вести игру от соперника, имея в высоких атакующих позициях не более двух-трех игроков. И это сказано не в качестве претензии, а просто как факт, который делает пропасть между топ-5 команд лиги и всеми остальными неприлично большой, постепенно убивая внутренний рынок - игрокам нереально сложно адаптироваться при переходе с сугубо контратакующего футбола, когда их команда имеет 45-47% владения, на затяжные позиционные атаки против низкой оборонительной линии соперника, что подразумевает отсутствие пространства в решающих стадиях атаки и постоянную работу с мячом на сильно ограниченных участках поля со сдвоенной подстраховкой. Тут на первый план выходят такие качества, как умение открываться в слепые зоны и пользоваться каждым миллиметром поля - далеко не всем с виду техничным игрокам это дано.  

Сопротивление, с которым Уфа сталкивалась в атаке в прошлом сезоне, можно отнести во вторую половину таблицы:

- 9 место по средней высоте оборонительной линии соперника (42,88 метра)

- 7 место по PPDA соперника, что в условиях нашей лиги можно отнести к плюсам - когда тебя активно встречают и выбрасываются в подготовительной фазе атак, легче находить пространство атакующей группе, которая будет иметь адекватное количество соперников за линией мяча после обработки пасов. ЦСКА сталкивался с наиболее пассивным сопротивлением - высота оборонительной линии на 37 метров и 12,44 opp PPDA, что вылилось в надобность вскрывать через длительный перекат мяча на чужой половине и владение 54,5%

- третья конвертация deep completions (передачи в радиус 16,5 метров от ворот соперника) в удары - это говорит о слабом сопротивлении (в первую очередь - количественном) в финальной трети и наличии пространства. У Локо, ЦСКА, Краснодара и Зенита этот показатель заметно ниже, потому что после доставки мяча на границы штрафной их чаще всего встречает компактная группа из еще 5-8 человек

Игбун идеально подходит под модель Уфы, потому что одно из главных его качеств - стартовая и дистанционная скорость, которая позволяет ему находить моменты в контратаках и за счет простого проброса мяча на свободное пространство улучшать позицию по отношению к воротам. Это достаточно простой маневр, но защитникам с ним трудно справляться на больших участках поля, когда приходится действовать практически без подстраховки.

Существенную часть своих моментов с игры он имеет при наличии пространства на чужой половине и малочисленной группе встречающих его защитников. В первую очередь, это подкрепляется простым просмотром матчей Уфы или, если брать упрощенную версию, анализом его голевых моментов, которых по коллективным подсчетам Бородецкого и Белякова набралось 15 штук в сезоне 17/18.

 

В семи случаях из тринадцати с игры у Слая появлялся момент сразу после отбора/перехвата мяча командой, что предполагает оголенные зоны у соперника и пространство для разгона. В топ-клубах нападающие редко могут атаковать на пространстве: возьмем для примера Фарфана из Локо - куда тоже сватали этим летом Игбуна - у которого всего три момента из 18 с игры зародились с оборонительных действий. В пятнадцати случаях мяч либо подолгу контролировался командой в попытке растянуть компактную оборону, либо забирался с подбор после заброса из глубины, что часто тоже предполагает компактную игру соперника и надобность сохранять мяч в высоких позициях через лонгболлы. А искать моменты в затяжных позиционках через точечные открывания в разных ситуациях - не только под кроссы, но и рывок в нужный момент за спину защитникам, когда диспетчер ищет возможность разрезать плотную оборону через проникающий пас - куда более сложное искусство в плане понимания игры, чем создавать себе моменты через соревнования в забегах и открывания под забросы на пространстве.  

Еще в качестве примера можно взять Луценко из Динамо, который провел даже чуть более качественный сезон по числам (0,48 xG+xA) + имеет паспорт (в силу неопределенности с лимитом на будущие сезоны и стабильные проблемы даже в нынешней системе - очень важный аспект) + с Динамо легче договориться, чем с Уфой. Даже его возраст (31) компенсируется вышеназванными факторами и большей готовностью к позиционному созиданию (во всяком случае на основе той информации, что мы имеем для анализа прямо сейчас), чем у Слая - большую часть своих моментов Луценко имеет после подборов или в ходе длительного перехвата мяча - всего три шанса с игры из двенадцати стали результатом оборонительных действий, после которых мяч в пару касаний был доставлен ему.

На примере отдельных игровых эпизодов так может выглядеть подходящая игра для Слая:

 

Уфа в две передачи разбивает высокий прессинг Тосно. Игбун принимает передачу во фланге, за линией мяча остается всего четыре соперника. Его никто не встречает вплоть до штрафной.

Игбун без больших трудностей отдает передачу под удар.

Уфа отбирает мяч. Слай готовится к забегу во фланговую зону, куда и идет в итоге заброс. Вся полузащита отрезана, Игбун выигрывает скоростную дуэль и бьет из пределов штрафной.

Чтобы быть объективным до конца, нужно отдельно прописать сценарий трех голов из семи Слая в прошлом сезоне, которые могут несколько перевернуть представление о его возможностях и немного повысят акции в глазах потенциального покупателя - открывания после кроссов в штрафной и завершение головой. Три мяча головой (+2 в новом сезоне - против Анжи и Прогреса) для невысокого форварда (173см) - очень приличный результат, который вместе с 6,9 навязанными верховыми единоборствами с игры теоретически может сделать его в новой команде целью для верховой борьбы как для сохранения мяча на чужой половине (неплохая идея - даже если он не уйдет выше 31% выигранных единоборств), так и для завершения кроссов. 

Но при этом на статистику его голов со второго этажа нужно смотреть в контексте - за прошлый сезон с ударов головой он имел 1,7 xG c 14 попыток, 6-7 из которых оказались "пустышкой" - много ударов из неопасных зон (11+ метров до ворот), которые были нанесены для галочки (часто после стандартов, когда вместо скидки получался полу удар). При этом его гол Спартаку был недооценен understat, которые даже неправильно отметили точку удара, но даже если подбить итоговую цифру до ~ 1,9 xG, это все равно не топ-показатель для команды, которая в прошлом сезоне вошла в топ-5 по количеству удачных кроссов и с исполнителями навесов уровня Стоцкого, Йокича и Живоглядова. Просто, в качестве примера на основе тех же условий - Фатай набил 1,15 xG с ударов головой, имея 906 минут игрового времени против 2190 у Игбуна. Разница несущественная, которая во многом появилась из-за частых кивков в направлении ворот Слая на 0,02-0,05 xG, не представляющих реальной опасности. Допускаю, если бы Фатай имел сопоставимое игровое время, он перебил бы Игбуна по этому показателю, хотя никогда не входил в список топовых нападающих лиги.  

Да, в сравнении со средним нападающим Игбун неплохо умеет отклеиваться от опеки в штрафной и может завершать кроссы - а это умение, которое в теории может ему позволить закрепиться в новых условиях и в глазах скаутов будет выглядеть куда более серьезным аргументом для трансфера в топ-клуб, чем его рывки на 30-40 метров и заработанный пенальти против Локо в первом туре после вылета в контратаку. Но сложно утверждать, что завершает головой он на топ-уровне по меркам РПЛ и выглядит наиболее серьезным активом на рынке как финишер кроссов -, список форвардов с сопоставимыми показателями, даже минуя игроков из топ-команд, уже набирается немаленький: Марков - 2,53xG (1314 минут), Джорджевич - 2,3xG (1643), Азмун - 1,73xG (1420), Кангва - 1,62 (1630), Лео Жаба - 1,29 (1492). Если добавить к этому определенную адаптированность этих игроков к реалиям позиционного футбола, то в условиях нашей лиги их стоит рассмотреть вперед Слая (если вообще есть цель брать нападающего из РПЛ, хотя на скандинавских рынках сейчас работать куда выгоднее) - особенно с учетом того, сколько Уфа попросит за своего лидера, находясь в шаге от исторического выхода в группу ЛЕ и как дорого в итоге может встать трансфер.   

Переходя на сравнение с форвардами топ-клубов - статус команды и уровень состава далеко не всегда напрямую коррелирует с качеством кроссов (многое зависит от модели, стиля, наличия игроков с соответствующим скиллом и отработки компонента в тренировочном процессе), - Игбун имеет еще меньше шансов приглянуться топам в этом компоненте, потому что практически везде такая роль уже занята. К примеру, Фарфан из Локо, имея меньшее количество игрового времени и играя за вторую с конца команду по качеству кроссов, набил 2,58xG с ударов головой. Заболотный - 2,97 за сезон, причем, как и Марков, немалую долю своих моментов имел еще в Тосно (возвращаемся к влиянию статуса команды на отдельные игровые компоненты). Зе Луиш имел всего 1,18, но сыграл крайне мало - всего 1072 минуты, при этом его качества в данном компоненте сложно переоценить, когда он проходит сезон без травм.

В теории игрока с умением открываться под кроссы может искать Краснодар, который все больше приходит к тому, что нужно искать дополнительные опции в атаке, но под такие задачи, повторюсь, им будет выгоднее рассмотреть вперед Джорджевича и Маркова, которые более приспособлены к поиску моментов в позиционных атаках и умеют работать в сжатых пространствах, к чему приплюсовывается еще два фактора - знание языка (в одном случае - даже наличие паспорта) и более высокая эффективность на кроссах.

Так или иначе, все аргументы - даже, скорее всего, хороший кроссинг из фланговых зон - 0,6 удачных per 90 с точностью 25% - будут разбиваться о опасения за адаптацию к новым условиям. По Слаю прямо сейчас нет никаких гарантий, что он способен играть в футбол, где его команда вынуждена из матча в матч вскрывать низкий блок - практически уверен, что эффективность игрока, который привык действовать на пространстве, сильно снизится, когда ему будет элементарно некуда бежать для создания моментов. Про него достаточно сложно сказать, что это нападающий с очень высоким пониманием игры и оценкой эпизодов на топ-уровне - он не был замечен в регулярных открываниях под проникающие пасы и редко выходил 1-в-1 с кипером через грамотные открывания за спину или смещения в "слепые зоны" для защитников, когда фланговый игрок собирает на себя нескольких соперников на краю штрафной. Топ-нападающих определяет не столько техника, сколько умелый выбор позиции и поиск коридоров в наиболее опасных зонах даже при высокой плотности игры. Но основные моменты Игбуна - быстрые атаки в несколько передач, когда у него есть возможность за счет резкости выигрывать микродуэли против одного, максимум двух защитников, и игра на опережение с кроссов.   

Отсюда у Слая стабильно невысокие числа в матчах, где его команда пропускала первой и была вынуждена вскрывать позиционно. Также было и в матчах против Домжале, который не особо хотел раскрываться и изолировал нападающего уфимцев.

Идея покупки Игбуна с целью переставить его на фланг - тоже очень рисковая затея с учетом огромных затрат на трансфер. Он практически никогда не играл чистого вингера, а действовал либо в системе с тремя нападающими в линию и оставлял фланг по больше части Йокичу (5-2-3), либо играл немного в оттяжке по отношению к Фатаю. Если пытаться исходить из предыдущего опыта и через фильтры в хускорде определить его эффективность, когда он номинально играл с фланга, ничего толкового не выйдет - в сезоне 16/17 он имел показатели средней руки, а в последнем провел лишь 490 минут слева, плюс, опять же, был скорее нападающим, чем полузащитником.

Теоретически же такой кейс имеет шансы сработать - Слай может обыгрывать 1-в-1 и толково навешивает из фланговых зон, предлагая еще и дополнительную опцию в виде смещений под удар (но тут важно учитывать, что за всю карьеру в России у него только два гола из-за пределов штрафной, один из которых - в пустые ворота, так что пользоваться таким маневром нужно только в крайнем случае). Но пока я размышляю над этой идей с точки зрения романтики, селекционному отделу будет не в кайф брать на себя такие риски и в случае неудачи отчитываться, почему они порекомендовали взять на фланг чистого нападающего, который пока проявил себя только на этой позиции + был эффективен только в футболе контратакующей направленности.

Подводя итоги, перспективы его перехода в один из клубов топ-5 лиги не самые радужные.  По вводным он серьезно уступает в борьбе за основу в каждой из команд, кроме ЦСКА и Краснодара, но там, с большей долей вероятности, будут смотреть в сторону нападающих другого склада, проявивших себя в схожих моделях. К тому же, вряд ли Уфа собирается отдавать своего самого результативного игрока на пороге выхода в группу ЛЕ, который в сумме может принести порядка трех миллионов, дешевле, чем за эти самые 2-3 млн компенсации одним траншем. К этому приплюсовываются агентские, подъемные и существенное повышение зарплаты - вряд ли Слай пойдет на те же деньги с большими перспективами стать лавочником на пике карьеры. В нынешних реалиях никто не отдаст такие деньги за игрока без паспорта, который показал результат только в рамках одной модели, напрямую противоречащей ситуации, с которой клуб сталкивается в порядка 70% игр.

Моя высокая оценка стоимости Слая, возможно, вызовет какое-то недоумения у болельщиков, которые увидели переход паспортиста Стоцкого за 1,5, но тут важно понимать концепцию ФК Уфа, который стремится (возможно, ненамеренно) к трансферной политики Монако. Во-первых, основная задача клуба - выращивать молодых игроков, которые принесут пользу в рамках одного-двух сезонов с целью выгодной продажи. Во-вторых, когда клуб стоит на пороге исторического успеха, он вряд ли будет продавать своих лидеров за адекватные деньги, потому что руководство все таки придерживается определенных спортивных принципов и мечтает закрепиться на высоком уровне. Теперь складываем эти факторы:

1. Стоцкого продали в солидном для полузащитника возрасте на пике карьеры, когда одновременно с этим уже нужно было внедрять в основной состав Облякова. Уместить их вместе было бы достаточно проблематично по двум причинам - они бы дублировали друг друга и Стоцкий, скорее всего, затмил бы своего молодого партнера, не дав тому созреть в рамках пары сезонов для топ-клуба. Сейчас Обляков сможет взять основные диспетчерские функции на себя и будет всегда на виду. А молодость + паспорт + ключевая роль в команде - отличные вводные для того, чтобы запросить за него серьезную компенсацию.

2. Игбуна, в отличие от Стоцкого, практически невозможно будет заменить за счет внутренних ресурсов. И это перед ключевыми матчами за выход в Европу, который, помимо престижа, принесет еще и немаленький доход.

Основной посыл этого не текста - не плохой уровень Слая (для любого клуба вне топ-5 лиги он был бы стопроцентным усилением, а в условиях более отрытого к атакующему футболу чемпионата и вовсе мог претендовать на повышение), а риски, которые могут быть связаны с трансферами подобного плана, особенно в контексте РПЛ. Перед тем, как возникла идея написания текста, общался с некоторыми знакомыми разной степени вовлеченности в футбольные/трансферные процессы. Большинство из них считает Игбуна более подходящим вариантов для Локо, нежели Эдер или Смолов, и в некоторых игровых компонентах можно согласится с его превосходством - скорость, дриблинг и банальное превосходство в физике - в прошлом сезоне он набил 4,2 xG во вторых таймах против 1,62 в первых (хотя это может быть еще и свидетельством того, что во втором тайме команды больше раскрываются и Игбун может играть в удобном для себя стиле). Но люди, работающие в футбольных клубах - совсем не романтики, и им куда проще поискать адаптированного к системе парня в чемпионатах Сербии, Норвегии или Исландии и привезти его за достаточно скромные деньги, чем брать кота в мешке за куда более серьезные вложения. Сложно адекватно оценивать футболиста, когда ты только в теории можешь предположить, что он имеет шансы адаптироваться к твоей системе, но на практике к 27 годам это все еще не было доказано.                  

* * *

Подписывайтесь на паблик ВК и телеграм-канал с аналитикой и статистическими выкладками.