2 мин.

Дела ФАС против бизнеса, незаконно использующего причастность к ЧМ-2018 (паразитический маркетинг)

 

 

Так называемым «паразитическим маркетингом» во время крупных спортивных мероприятий злоупотребляли и злоупотребляют везде – было это и на ЧМ-2014 в Бразилии, на ЧМ-2010 в ЮАР, на различных Олимпиадах, на ЕВРО, на Кубках Африки, Азии, Америки… Было и есть это и в России на ЧМ-2018. И задача национальных антимонопольных органов – отлавливать подобные «паразитирования» с целью защитить коммерческие права ФИФА (требуя прекратить нарушения и накладывая штрафы на нарушителей). И не только в стране проведения мероприятия, но и по всему миру.

Из последних примеров в России:

ФАС признала Tele2 виновной в создании ложного впечатления о причастности к ЧМ-2018. Сотовый оператор рекламировал тарифы для болельщиков, что могло повлечь снижение прибыли партнёров ФИФА ('Ростелекома'). Tele2 разместила наружную рекламу Specially for fans, а также опубликовала на своем сайте о тарифах для болельщиков "Гол" и "Супер Гол" и о серии мероприятий для фанатов. По мнению ФАС, в совокупности все эти действия образуют единую маркетинговую кампанию услуг связи оператора, которая создаёт представление о причастности ООО 'Т2 Мобайл' к ФИФА или мероприятиям, проводимым ею. Никаких специальных договоров ФИФА с ними не заключала. И такая подача рекламы влечет отток потребительского спроса от услуг официального спонсора ЧМ-2018 – ПАО "Ростелеком" – к услугам конкурента, Tele2. Это также приводит к необоснованному перераспределению спроса между Tele2 и другими операторами сотовой связи.

ФАС обнаружила на сайте бренда одежды 'Том Тэйлор' слова "Эксклюзивная коллекция к ЧМ 2018 по футболу" и инициировала дело против этой компании. Компания выпустила линейку одежды, приурочив ее презентацию к ЧМ- 2018 в России. Рекламу на своем сайте оформили баннером со слоганом 'Вы готовы побеждать? Эксклюзивная коллекция к ЧМ 2018 по футболу'. Такого рода действия в обход заключения договора с ФИФА, опять же, создают у потребителей коммерческую ассоциацию с ФИФА. Помимо призыва прекратить нарушение компании ООО 'Том Тэйлор Рус' грозит штраф до 500 тыс руб. 

Но как всегда возникает вопрос - потенциаьно полученная прибыль/новые клиенты от несанкционированной рекламы (в течение нескольких дней, недели, пары недель) окупает потенциально возможный максимальный штраф? 

P.S. Московское УФАС также признало незаконным приуроченный к ЧМ-2018 конкурс Papa John's на годовой запас пиццы. Компании грозит штраф до 500 000 руб. А Райффайзенбанк незаконно обменивал голы сборной России на мили. Напомним, что региональным партнёром ФИФА был 'Альфа-Банк', который полноправно проводил различные специальные акции, приуроченные к ЧМ-2018.