10 мин.

Анчелотти вернулся в Италию почти иностранцем. Теперь он главный соперник «Ювентуса»

Алексей Логинов – о новом «Наполи».

Карлетто вернулся. А ведь словно это было вчера. Май 2009 года. Он в последний раз сидел на скамейке итальянского клуба с подписанным контрактом с лондонским «Челси» в кармане. А его преемник в «Милане» с улыбкой наблюдал, как болельщики провожают легендарного Паоло Мальдини издевательским хором: «Франко Барези, есть только Франко Барези». 

С тех пор Анчелотти выиграл свою третью Лигу чемпионов и объехал всю Европу – поработал в Англии, Франции, Испании и Германии. В какой-то момент показалось, что Карло окончательно оторвался от серии А. Что теперь для Италии он – тренер из другой галактики. Да и куда ему было возвращаться? На миланские развалины? В Турин, который он терпеть не мог и где его называли свиньей? Другие же гранды кальчо не соответствовали его амбициям. Да и с руки ли тому, кто на равных сражался с Капелло, Липпи и Дзоффом, соперничать с Аллегри, Спаллетти и Монтеллой?     

Джан Пьеро Вентура, Эдди Рейя, Роберто Донадони, Вальтер Мадзарри, Рафаэль Бенитес, Маурицио Сарри, Карло Анчелотти. В эпоху Де Лаурентиса в «Наполи» сменилось шесть тренеров. И всегда президент придерживался правила: каждый следующий должен быть чуть более европейцем, чем предыдущий. Более раскрученным, модным, инновационным. Шаг за шагом синьор Аурелио превращал «Наполи» из ограниченного провинциала в жителя блестящей европейской столицы, которой Неаполь был дважды в своей истории.   

За 14 лет с Де Лау клуб сначала побывал в руках суровых ветхозаветных старцев, почти что современников Фуффо Бернардини и Энцо Беардзота. Потом попал к тем, кто предпочитает защиту в три и падает в обморок от слова «треквартиста». И, наконец, пришло время адептов высокого прессинга и гениев коллективного отбора. Если эта тенденция продолжится, то когда-нибудь в Кастель-Вольтурно мы увидим Пепа Гвардиолу. 

 

Лишь однажды Де Лаурентис изменил себе, когда три года назад нанял Маурицио Сарри. Пророк из Баньоли не полностью соответствовал всем критериям – был крутым тактиком, но своими манерами походил на тренеров середины ХХ века. Спортивный костюм, неоднозначное поведение, сигареты, неуместные шутки. Во многом он был назначен случайно – весной 2015 года тосканец занимал третье или четвертое место в шорт-листе Де Лау. До самого конца президент рассчитывал заполучить иностранца, и только когда в Неаполь не удалось заманить Унаи Эмери, выбор пал на Маурицио Сарри.  

Три года «сарризма» превратили «Наполи» в одну из самых тактически продвинутых команд Европы. Впервые в истории «адзурри» трижды подряд вышли в групповой этап Лиги чемпионов, побили клубный рекорд по числу набранных очков в серии А и в мае 2018 года дотронулись до скудетто. Но цикл завершился, и Де Лаурентис первым понял – снова пора что-то менять. Три года в Неаполе –вполне достаточно для одного тренера. Анчелотти – идеальная фигура для очередного витка эволюции.   

Но зачем «Наполи» понадобился самому Анчелотти? Ближайшее окружение тренера уверяет – давно они не видели Карло таким воодушевленным и полным энтузиазма. А все потому, что впервые за много лет ему досталась команда, которая играет в футбол, близкий его философии. И это дает ему возможность поучаствовать в грандиозной борьбе идей, которой в кальчо не было с начала 2000-х.  

На этот раз в Неаполе не будет таких потрясений, которые случились, когда команду возглавил Сарри. Тогда новому тренеру пришлось почти полностью снести здание, которое осталось от Рафаэля Бенитеса. Сегодня же Анчелотти уже использует многие из наработок предшественника. По его собственным словам, он должен всего лишь отрегулировать исправно работающий двигатель. Предстоит множество точечных изменений, и в последнюю очередь они касаются расстановки. 

Футбол Анчелотти предполагает другую структуру перемещений. Если говорить упрощенно – будет меньше автоматизма и больше времени на принятие решений. Игрокам дана свобода импровизации – не случайно более 90% упражнений на тренировках проходят с мячом. Тренд на разумную вертикализацию в ущерб владению. Короче, мало общего с правилами Сарри, который во время позиционных атак требовал разбираться за 1-2 касания. Ставшие знаменитыми треугольники, по всей видимости, уйдут в прошлое, особенно в таком количестве. И даже в оборонительной фазе расположение игроков в линию теперь необязательное условие.

Геометрические же различия между двумя тренерами в том, что у Анчелотти крайние форварды располагаются чуть выше, а опорный полузащитник – ниже. При этом в фазе владения один из крайних нападающих обычно отвечает за глубину атаки, а второй – смещается в центр. Их же подключения вперед могут быть не синхронизированы с маневрами терцини. Все это дает основания недругам упрекать Карлетто в культивировании хаотичного футбола. Но это управляемый хаос! 

Уже в первых контрольных матчах Анчелотти провел несколько экспериментов: Инсинье – в роли ложной девятки, Аллан – на месте правого терцино, Гамшик – на позиции Жоржиньо. Последняя перестановка станет основополагающей для игры команды. Многие усматривают в ней параллели с Андреа Пирло, судьбу которого Анчелотти изменил в «Милане» в 2002 году.

Однако в случае с Гамшиком больше подходит аналогия с Джузеппе Джаннини, бывшим партнером Анчелотти по «Роме», чью карьеру удалось продлить за счет перевода в опорную зону. На новом месте Марек будет тратить меньше энергии, хотя и ему не стоит расслабляться – ведь в запасе есть талантливый Амаду Диавара. 

Эволюция же роли Инсинье – предвестник более масштабных преобразований. При Анчелотти крайние форварды будут чаще смещаться в центр, что подготовит почву для перехода со схемы 4-3-3 на 4-3-2-1 – «елку». Фирменное блюдо Анчелотти.

Аллан на позиции правого защитника выглядел весьма уверенно, особенно в атакующей фазе. Однако, скорее всего, этот ход – сигнал руководству клуба о необходимости срочного усиления. У Анчелотти есть богатый опыт общения с Сильвио Берлускони, который бесцеремонно вмешивался в тактику. Тренеру часто приходилось прибегать к хитростям и проявлять чудеса дипломатии. Зная, что Il Cavaliere желает видеть в составе двух форвардов, он выпускал их со стартовым свистком, а уже через десять минут перестраивал команду на нужную ему схему. В газетах же писали, что «Милан» играл по расстановке 4-3-1-2. Конечно, Де Лаурентиса не так-то легко провести, но наверняка умение общаться с президентами пригодится Карлетто и на новом месте работы. Это стало очевидным после победы над «Кьево», которая обнажила проблемы «Наполи» в позиционном нападении.  

Кстати, итальянская публика слишком серьезно относится к контрольным матчам, порой делая поспешные выводы. Для тренера на первом месте не результат, а восстановление у футболистов игровых инстинктов, частично утраченных за время отпуска. На втором – тест реакции группы на силовую подготовку к сезону на фоне повышенных нагрузок. На третьем – необходимость провести как можно больше тактических экспериментов. Прежде всего нужно определить границы – что можно и нельзя делать в официальных матчах. 

Именно эти цели и ставил Анчелотти в первых товарищеских играх, разбирая наследство Маурицио Сарри. В матчах с «Годзано» и «Карпи» отсутствовали Милик и Мертенс, поэтому он выпустил на острие атаки Роберто Инглезе и только во втором тайме игры с эмилианцами передвинул на его место Лоренцо Инсинье. При этом по краям играли Верди и Кальехон. Очевидно, что высшая точка развития этой идеи – модуль 4-3-3 без классического центрфорварда, чье место может занять не только Инсинье, но и Мертенс. Но нечто подобное мы видели в прошлом сезоне, в этом же «Наполи» предстоит чередование схем 4-3-3 и 4-3-2-1. В последнем случае бельгиец будет использоваться в линии трекварти, а не в нападении. И сегодня никто не решится сказать, какая система будет наиболее эффективна. 

Пока единственный новый игрок в полузащите – Фабиан Руис. В группе атаки главные надежды связаны с Симоне Верди, который получил футболку с девятым номером, ранее принадлежавшим Джузеппе Савольди и Гонсало Игуаину. В предстоящем сезоне, скорее всего, ротация не будет под запретом, поэтому такие футболисты, как Максимович и Рог, должны получить больше игрового времени. Карло сравнивает хорвата с Дженнаро Гаттузо: «Он так же динамичен и агрессивен. И столь же нацелен на перехват мяча». 

Но самые масштабные изменения произойдут не в тактике, а в коммуникациях и управлении группой. В своей книге «Прекрасные игры обычного гения» Анчелотти рассказывает, что этот аспект – главный в его работе. Зарубежный опыт превратил Анчелотти в нетипичного итальянского специалиста, хотя кто еще мог додуматься кормить команду пастой два раза в день во время предсезонной подготовки. И все же теперь Карло почти иностранец. Поэтому сомневаюсь, что в предстоящем сезоне мы услышим от тренера «Наполи» те слова, которые иногда слышали от Сарри, когда тот стоял у границы технической зоны. Даже несмотря на то, что Анчелотти приступил к изучению неаполитанского диалекта и благодаря клубному кладовщику уже выучил несколько отборных ругательств.

Если на поле Анчелотти посылает завуалированные сигналы руководству, то на публике он ведет себя совершенно иначе. На первой же пресс-конференции в Димаро он заявил, что полностью доволен составом и ему совсем не нужен топ-игрок. Однако все источники в Неаполе уверяют – еще до подписания контракта Анчелотти были обещаны одна-две мощные покупки. Сидевший рядом с тренером Де Лаурентис после вопроса о Криштиану Роналду не удержался от выпада в сторону туринского клуба: «В футбол играют 11 человек». Анчелотти поддержал босса: «Для меня лучшие игроки – не те, которые больше зарабатывают». Но без личностей не обойтись. Говорят, что в ближайшие дни Карло ждет событий на трансферном рынке.  

А ведь противопоставление коллективного футбола индивидуальному – единственный девиз, который «Наполи» сейчас может написать на своем знамени. Нет огромных финансовых ресурсов? Ничего страшного. Компенсируем знаниями и интеллектом. Поэтому для «адзурри» нет кандидатуры лучшей, чем Анчелотти – ученика Арриго Сакки, пророка коллективного футбола. Вот только за последние 20 лет и сам Карлетто сильно изменился. Будет ли он так же гореть, как в тот день, когда мэтр пригласил его на должность помощника в сборную Италии? Мог ли кто-то тогда представить, что из того добродушного толстяка вырастет один из самых титулованных итальянских тренеров? Свои чашки он получил, но мечтал о другом – менять саму игру

Превзойти «Ювентус» с Криштиану Роналду. Не ту «Синьору», которая устала от бесконечных скудетто. А «Ювентус», который готов взлететь выше орла Цезаря. Да, эта цель может расшевелить любого тренера.

В Реджо-нель-Эмилии были его утренние сумерки. В Парме – восход. В Турине – полдень. От Манчестера до Афин – день. После Мадрида начался вечер. Близится ночь. Но перед самым закатом лучи солнца порой светят так ярко, что способны ослепить всех вокруг.

И если холодный исполин будет повержен, Карло Анчелотти сможет посмотреть в глаза своему учителю и сказать: «Революция в кальчо — это я!»

Всем, кто любит Италию, мы говорим GRAZIE!

Последние материалы блога:

Бонуччи нельзя возвращаться в «Ювентус. Его возненавидят все

«Милану» нужны Мальдини и Конте. Но туда возвращается Берлускони

Буффон мог шикарно завершить карьеру. Но он хочет выиграть Лигу чемпионов

Фото: REUTERS/Ciro De Luca; globallookpress.com/Michael Weber IMAGEPOWER/imago sportfotodienst, Maurizio Borsari/AFLO, imago/Buzzi; facebook.com/SSCNapoli