«Вулверхэмптон» подписал 11 португальцев. Это новая империя Жорже Мендеша
Новичок АПЛ «Вулверхэмптон» этим летом подписал 5 игроков на 25 млн фунтов. Свободным агентом перешел вратарь сборной Португалии Руй Патрисиу, за 5 млн фунтов подписали полузащитника «Монако» Жоау Моутинью.
У обоих контракты с компанией португальского агента Жорже Мендеша. Теперь у «Вулвз» 6 футболистов (плюс тренер Нуну Сантуш), связанных с агентством португальца Gestifute.
Как это произошло?
В июле 2016 года китайская компания Fosun International приобрела «Вулверхэмптон» за 45 млн фунтов. Обычная сделка, если бы не одна деталь: за полгода до нее Fosun International приобрел долю 20% в агентстве Жорже Мендеша Gestifute. Именно Мендеш посоветовал боссу концерна Го Гуанчану приобрести «Вулвз».
С того момента «Вулверхэмптон» постоянно подписывает клиентов Мендеша: за три года через клуб прошло 12 португальцев.
«Жорже – мой друг, он разбирается в футболе. Когда вы начинаете работать в новой сфере, вам нужен советник, который подскажет, как действовать. У кого-то есть друзья среди агентов, которые помогают изучить рынок, это нормально», – оправдывается председатель правления «Вулверхэмптона» Джефф Ши.
В настоящий момент в «Вулверхэмптоне» семь официальных клиентов агентства Gestifute: Нуну Сантуш, Жоау Моутинью, Руй Патрисиу, Элдер Кошта, Иван Кавалейру, Рубен Невеш, Диогу Жота. Плюс Бубакар Анне и Поте в резервной команде.
The Guardian предполагают, что еще два игрока тайно связаны с Мендешем. Это самые молодые португальцы команды – Рубен Винагре и Педру Гонсалвеш.
Это вообще законно?
Не совсем.
По правилам FA, владелец клуба (в данном случае – концерн Fosun International) не имеет права одновременно владеть долей в каком-либо футбольном агентстве. Эти же правила запрещают агентам иметь интерес в определенном клубе, обладая более чем 5% его акций, занимать определенную должность в клубе, а также иметь материальное, финансовое, административное или любое другое влияние на работу клуба.
На такую странную форму партнерства английского клуба и португальского агентства быстро обратили внимание. Первыми недовольными оказались клубы чемпионшипа. Громче всех возмущался владелец «Лидса» Андреа Радриццани – в прошлом мае итальянец продал долю в агентстве, чтобы законно приобрести клуб.
«Это незаконно и несправедливо, когда собственником одной команды является фонд, владеющий акциями крупнейшего агентства для игроков, что создает очевидные преимущества. Почему другие 23 команды не могут рассчитывать на такое же отношение к себе?» – написал Радриццани в твиттере после разгрома от «Вулверхэмптона» в марте 2018-го.
Представители клуба отвечают, что Мендеш никак не связан с «Вулвз», только периодически выступает советником президента.
«Мендеш действительно посоветовал нам нескольких игроков, с которыми мы подписали контракты. Советовал и тех, от сотрудничества с которыми мы отказались», – прокомментировал ситуацию исполнительный директор клуба Лорри Дамрипл.
Заявление Радриццани стало последней каплей, и руководство лиги начало расследование. Изучение документов ни к чему не привело – EFL (Английская футбольная лига) не нашла нарушений. Но представители лиги не объяснили, почему «Вулверхэмптон» чист, и никак не ответили на претензии других команд.
The Guardian провел свое расследование и выяснил детали сделок. Большая часть игроков, связанных с агентством Мендеша, подписывали контракты через подставных агентов. Это легко заметить, изучив заявки, которые «Вулвз» подают в FA – там обязательно указывается посредник. Чаще всего там были имена Хорхе Пиреса и Карлоса де Кастро.
Первый – португальский агент, который указан посредником при трансферах Педру Гонсалвеша и Рубена Винагре. Второй – португальский адвокат, который формально ведет дела Элдера Кошты и Ивана Кавалейру.
В обоих случаях игроки официально являются клиентами агентства Жорже Мендеша.
Gestifute указывалось как посредник только один раз – при подписании Диогу Жота.
«Мы не комментируем работу, которую выполняем для наших клиентов. Однако отмечу, что моя фирма представляет множество игроков, не связанных с Gestifute», – так Карлос де Кастро ответил на запрос The Guardian.
С помощью подставных лиц Мендеш обошел правило, которое запрещает агентам иметь интерес в определенном клубе. Ок, а как быть с пунктом правил, по которому владельцам клубов нельзя иметь доли в агентских компаниях?
FA не дал комментарии, но The Guardian выяснили, что Fosun International владеет 20% акций Gestifute не напрямую. Эти акции выкупила другая компания – Shanghai Foyo, владельцем которой является основатель Fosun International Го Гуанчан.
Фактически китайский концерн и агентство Мендеша постоянно и тесно сотрудничают, но юридически между ними нет никаких отношений. Именно это не позволяет FA применить санкции к клубу и Мендешу. Теоретически, клуб мог быть не допущен до участия в АПЛ.
«Я не знаю, почему они жалуются. Мы официально прошли все проверки. Насколько я знаю, EFL и FA не имеют никаких претензий относительно нашей деятельности. Мы работаем в рамках правил», – объяснил председатель правления «Вулверхэмптона» Джефф Ши.
Клуб действительно получает преимущество?
Скорее всего, да.
Перед началом прошлого сезона в команду перешли игроки, появление которых в чемпионшипе было неожиданно. Например, 22-летний Иван Кавалейру, который бросил «Монако» и Лигу чемпионов ради «Вулвз».
Результаты были посредственные (15-е место), поэтому, когда потребовалось усиление специально под выход в АПЛ, Мендеш привез молодых талантов из «Порту». Например, 20-летнего вингера Диогу Жоту, который считался одним из главных талантов в составе «Порту» (забил 17 мячей за сезон в чемпионшипе). Или 20-летнего полузащитника Рубена Невеша, который стал лучшим игроком «Вулвз» в том сезоне по версии клуба и болельщиков.
Всего к началу сезона-17/18 в составе клуба было 5 клиентов Мендеша. В итоге «Вулвз» ушатали чемпионшип, досрочно забронировав первое место.
Свежие примеры – Жоау Моутинью и Руй Патрисиу, которые могли усилить любую команду лиги ниже 7-го места. Скорее всего, без влияния Мендеша они бы не перешли в клуб-новичок АПЛ.
Кто еще может перейти в «Вулверхэмптон»?
У агентства Gestifute несколько десятков клиентов. Сразу отметаем Роналду, Хамеса, ди Марию и еще несколько звездных игроков.
Очень вероятен трансфер Андре Силвы – английские и итальянские медиа уже несколько недель пишут об этом. В «Милане» у португальца не получилось, поэтому игрок рвется в новый клуб.
Еще один подходящий кандидат – Ренату Саншеш. У португальца не получилось нигде – ни в аренде в «Суонси», ни в «Баварии», где его не очень ждут. Возможно, «Вулвз» – единственный шанс Саншеша реанимировать карьеру.
Остается главный вопрос – зачем это Мендешу?
Португалец придумал гениальную схему с витриной для молодых талантов своего агентства: на 1-2 года они переходят в «Вулверхэмптон», играют у подходящего тренера, раскручиваются и переходят в топ-клуб.
«Вулверхэмптон» получает деньги от продажи и стабильный приток бодрых игроков, Мендеш – свою комиссию и, возможно, процент от продажи.
Фото: globallookpress.com/Filipe Amorim/ZUMAPRESS.com; instagram.com/wolves; globallookpress.com/Filipe Amorim/ZUMAPRESS.com, Alex Gottschalk/DeFodi.eu; Gettyimages.ru/David Rogers, Catherine Ivill
Что у владельца "Вулвз" доля в агентстве Мендеша?
Или что Мендеш советует владельцу "Вулвз" футболистов?
Или что (так уж совпало) все португальцы, включая тренера - клиенты агентства Мендеша?
И что Мендеш использует подставных посредников, чтобы формально не нарушать правила FA?
Ну так это все факты.