(Не)свобода слова. О конфликте между Рабинером и Кирьяковым
Отшумел праздник чемпионата мира, иностранные гости разъехались по домам, и мы потихоньку возвращаемся на нашу грешную футбольную землю. Впрочем, сказка - на то она и сказка, чтобы быстро заканчиваться и не повторяться каждый день. Как говорится, хорошего понемножку. Приходит время нам всем возвращаться к нашим баранам, в смысле, к делам нашего внутреннего чемпионата, благо до старта очередного сезона РФПЛ остаётся совсем немного времени. И конфликт между Игорем Рабинером и Сергеем Кирьяковым – тоже часть нашей внутренней футбольной кухни. Надо сказать, далеко не самая хорошая.
Новость о драке между Рабинером и Кирьяковым быстро стала информационной бомбой. Что и немудрено. В конце концов, далеко не каждый день известный в прошлом футболист бьёт по лицу одного из ведущих спортивных журналистов страны. Да и вообще, в межсезонье, крайне скудное на громкие события и яркие информационные поводы, любой подобный эпизод просто обречён стать главной темой как минимум недели. Я здесь не буду давать оценки тому, кто прав во всей этой истории, а кто виноват. Что там на самом деле произошло между ними, мы едва ли доподлинно узнаем. Оба участника конфликта выдвигают свои версии того, что стало поводом для драки и как развивались события. Хотя мне, честно говоря, всё же ближе версия Рабинера. Просто хотелось бы дать общую оценку произошедшему, прежде всего с морально-этической точки зрения.
Я лично против мордобития как способа выяснения отношений, тем более между публичными персонами. И тем более, когда речь идёт об исполнении одной из сторон своих служебных обязанностей. Работа журналиста – собирать факты и делать на их основе определённые выводы. Спору нет, журналисты бывают разные, и далеко не все относятся к своей работе добросовестно: допускают искажения фактов, опускаются до прямых оскорблений и клеветы. Но в данном случае ничего подобного не было. Да, Рабинер в той своей статье в отношении Кирьякова высказался не вполне лицеприятно, но без какого-либо хамства и личных оскорблений – всё предельно корректно и по делу. Тогда в чём суть претензий Кирьякова? Если каждый будет считать своим долгом огреть по голове автора не совсем приятных ему текстов, то к чему мы тогда придём?
К Игорю Рабинеру можно относиться по-разному. Многие его уважают как журналиста с огромным опытом и авторитетом. Нет у него недостатка и в хейтерах – многим не по душе его откровенное боление за московский «Спартак», а также его мысли и взгляды, которые он излагает в своих публикациях. В коментах на разных сайтах в изобилии фразы типа «так ему и надо», «мало дали» и т.д. Как по мне, это за гранью добра и зла. Вам может не нравиться работа журналиста, чья прямая обязанностей – высказывать свои мнения и оценочные суждения, априори субъективные. Особенно это относится к репортёрам аналитического склада, к коим относится Игорь Яковлевич. Но бить никого за эту работу нельзя. Так же как, например, недопустимо бить врача даже за его ошибки. Как бы к нему не относиться, но Рабинер, работающий в отечественной спортивной журналистике с начала 90-х гг. – по совокупности заслуг, по качеству текстов, в конце концов, по известности – объективно один из лучших футбольных пишущих журналистов страны. Наряду, возможно, с Евгением Дзичковским. Могу сказать на своём примере. Я регулярно читаю спортивную прессу примерно с 1997 г., и во многом вырос именно на текстах Рабинера. Поэтому всё случившееся для меня вдвойне дико.
Насколько известно, Игорь Рабинер подал заявление в полицию. Наверное, это правильно, ибо подобные вещи нельзя оставлять без наказания. Главное, чтобы эта история не получила какого-либо публичного продолжения. Да и вообще, чтобы таких инцидентов было как можно меньше. Хотя, зная наших людей, в это верится с трудом. У нас же без драки – никуда.