Теперь у нас футбольная страна?
Идея этого текста пришла мне в голову ещё до начала Чемпионата Мира. В тот самый момент, когда сборная Аргентины приехала в Бронницы. Это событие произвело на меня серьёзное впечатление. Я оказался морально к нему не готов.
Во-первых, впервые сборная Аргентины и Бронницы вообще оказались в одном предложении. Во-вторых, это просто две параллельные вселенные. Месси – космический персонаж, которого каким-то чудом занесло на нашу планету. Максимум, где его можно представить - это на улицах Барселоны. Мягкое солнце, архитектура Гауди и кафе, в котором подают отличное красное вино. Всё это где-то далеко, красиво и почти нереально.
А вот Бронницы находятся ровно в противоволожном конце моей системы координат. Не потому, что с ними что-то не так. А потому что Бронницы - это гиперреализм. Я сам живу не так далеко от них. И от Кратово, где тренировался Криштиану. Это всё не укладывалось в голове, и больше было похоже на странный сон.
Но почему? Почему для меня это настолько странно?
Это интересный вопрос, потому что он глубже, чем кажется. Он из той же области, что и рассуждения о том, футбольная у нас страна или нет. Меня они никогда не занимали. Я всегда считал, что они от безделия.
Как это определить? И что вообще такое «футбольная страна»?
История с Бронницами заставила задуматься.
Когда наша сборная прилетела на мировое первенство в Бразилию в 2014-ом, она остановилась в месте под названием Иту. Я понятия не имел, где это, но был уверен, что в Бразилии каждая глухая деревня пропитана футболом. Это стереотип. Иту может быть полной дырой, но это ведь в Бразилии. Там все играют в футбол, повсюду мячи, и даже бабушки техничнее многих наших футболистов. Поэтому им полезно будет пожить там какое-то время. Может это поможет. Такие были мысли.
А тут получается всё наоборот. Месси приезжает к нам, и я чувствую неловкость перед ним: «Понимаешь, Лео, где бы мы тебя ни поселили, у нас нет места, достойного твоего гениального таланта.»
В футбольном смысле, конечно. Такого вот места силы. Типа, "на этой базе тренировались наши великие футболисты перед тем, как одержать ту грандиозную победу. Ты должен быть горд, Лео, что поживёшь здесь какое-то время". Такого места я не знаю.
Я, конечно, утрирую. Делаю это специально, чтобы эмоции были понятнее. Но всё это не далеко от правды. Я с детства болею за нашу сборную, слежу за нашим чемпионатом, и никогда не отзывался плохо о русском футболе. Наоборот. Но вот есть некий комплекс. И сейчас, когда мы проводим у себя главный футбольный турнир, пора в нём разобраться.
О стереотипе
Вам доводилось когда-нибудь заговорить о футболе в новой компании людей? Бывают такие моменты, когда на мероприятиях люди ведут разговоры на общие темы. В курилках или просто переходя между столиками. «Мы недавно были на отдыхе», «Пенсионный возраст повысили», «Наши играли вчера»...
Когда дело доходит до футбола, есть только один способ всем понравиться: «Да наши разве умеют играть? Когда они выигрывали что-нибудь?» Я несколько раз оказывался участником таких разговоров, и обычно их заводили люди, далёкие от футбола. Даже успех на Евро-2008 для них не аргумент: повезло в одной игре, а дальше что?
Всё дело в слабой сборной
Такое утверждение напрашивается само собой. О сборной ведь речь. Наша команда действительно давно уже ничего не выигрывала. Все успехи остались в далёких советских временах, и не так много есть свидетелей тех славных времён. Вот почему существует этот комплекс, и вот почему мы не футбольная нация. Так ведь?
Англичане с вами не согласятся. Они себя считают самой футбольной нацией, а их футбольная лига – одна из сильнейших на планете. Они назовут вам сотню причин неудач национальной команды в последние десятилетия. И главная из них – убеждённость в своём футбольном величии, и неспособность быть гибкими к изменениям.
Голландская сборная с большими трудностями проходит сейчас через смену поколений, но неужели они перестали быть футбольной страной?
В таком случае, всё дело в национальной лиге
Ок, значит нужно смотреть на национальный чемпионат. Где вообще наши клубы?
Посмотрите на Испанию, Германию, да ту же Англию. Их клубы одни из лучших. Как эти страны могут быть не футбольными, когда у них такие внутренние чемпионаты?
Да легко. Вот сейчас каждый второй рассказывает мне, как великолепны хорваты. А ведь они и правда хороши, и язык не повернётся сказать, что страна у них не футбольная. Их сборная стабильно одна из лучших и на мировых первенствах. Каждое поколение игроков – обязательно несколько звёзд топ-уровня.
А знаете, что такое Осиек, Риека или Славен? Это не самые последние хорватские клубы. Или вот ещё пара названий: Серро и Прогрессо. Это уже клубы из Уругвая. Их названия знают только профильные специалисты, но это не мешает сборной Уругвая играть здорово из года в год.
Так в чём же тогда дело?
Недавно в одном из радио-эфиров Василий Уткин рассказывал, что не часто пользуется такси, потому что каждый раз приходится отвечать на уйму вопросов в течение поездки. Мне кажется, это отличный симтом. Я не про Василия, а про вопросы. Значит узнают, интересуются и переживают. Это важно. Но мало интереса. Нужно ещё чувствовать себя причастным. Нужно разбираться. Бразильские таксисты отличаются тем, что не только знают как тренера зовут. Они расскажут тебе, по какой схеме лучше играть, с доводами и примерами из истории.
После исторической победы в 1/8 мимо меня на улице проходили пьяные люди и кричали, что они обыграли испанцев. Каждый считал себя частью победы. Это странное чувство. Я видел подобное после Голландии в 2008. Тоже толпы людей с флагами, и все они тоже были частью той команды и той победы. На сколько их хватило тогда?
Что эта команда должна сделать, чтобы победить стереотип? Выиграть чемпионат мира? Если мы его выиграем, проклятие будет снято?
Сегодня слышал как одна компания обсуждала, много ли заплатили испанцам за поражение. То есть что заплатили даже не обсуждается. Испанцы сдали матч. Подобные мысли я читал в соцсетях.
У нашей сборной просто нет шансов. Это не победить.
Дело здесь вовсе не в футболе. Вспомните Олимпиаду 2018. Наши хоккеисты взяли золото впервые за 26 лет. Но это ничего не значило. Во-первых, мы обыграли «какую-то Германию», а во-вторых, были бы игроки из НХЛ... И так далее.
Мы просто не готовы к победам. Это при том, что в хоккее у нас много больших побед, и мы уж точно одна из ведущих хоккейных держав.
Просто так модно. Сейчас общественное мнение формируется через мемы. Откройте facebook после поражения сборной. Там будет лавина приколов и шуток. Откройте ленту после победы: всё то же самое. Сейчас круче тот, кто круче потроллил.
Всё это напоминает мне красивую девушку, которая недовольна своей внешностью. Это мешает ей быть самой собой. Она носит дурацкцю одежду, которая делает её старше. Страдает анарексией и боится надеть купальник. Такая девушка легко очаровывается тем, кто сделал ей комплимент, и ненавидит ту, которая уверенна в себе.
Ну и как же этой девушке стать счастливой?
Да ей просто надо расслабиться и полюбить себя. Со всеми достоинствами и недостатками, такую какая есть. Вот и всё. Это проще, чем кажется. Думаю, в этом наш выход.
Домашний Чемпионат Мира – лучшее время для такого личностного роста. И это лучшее, что мы можем вынести для себя из этого необычного месяца и подготовки к нему. Не стадионы, не дороги и не аэропорты (хотя и это тоже), а новый взгляд на себя самих. И футбол наш тоже станет сразу немного лучше.
После всей этой истории со сборной Аргентины, я решил почитать в сети о городе Бронницы. Как и ожидалось, дело было не в них. Это просто я – темнота.