Враг на четверть века, но преданный своим идеалам. Когда твоё призвание - быть миланистой
Именно баннером с такой надписью торсида "Интера" решила поблагодарить Паоло Мальдини в последнем для него миланском дерби: конечно, вражда "россонери" и "нерадзурри" не сравнится с ненавистью жителей двух районов Рима и даже покажется дружбой на фоне белградской войны - но подобные слова из уст главного соперника стоит расшифровывать только как исключительную похвалу. Быть одним из лучших защитников в истории футбола - подобного добиться сложно. Пять раз выиграть Лигу чемпионов - такое дано лишь избранным. А когда тебя уважают не только друзья, но и враги: тут виден признак даже не величия - а значимости и места в истории. И Паоло Мальдини - это Милан. Потому что по-иному не могло и быть.
Можно считать чепухой различные символы, но когда из твоей фамилии можно сложить словосочетание "di Milan", то ты навсегда связан со столицей Ломбардии. И в каждой черте Паоло можно найти что-то, связанное с великим городом: всегда элегантный, с чем обычно ассоциируется Милан; умный и креативный, как архитекторы и композиторы, прославившие провинцию Ломбардия; переживший взлёты и падения, словно Миланское герцогство в Средневековье. Только с одним отличием: враги несколько раз сносили стены великого града - тогда как Мальдини не брал ни один таран, его невозможно пройти!
Как будто могло быть иначе: сын защитника сборной Италии, игравшего во времена пика катеначчо, должен выйти прекрасным оборонцем! Обычно мы так думаем, когда видим отпрыска какого-то великого спортсмена, и спонтанно награждаем его лучшими качествами, какие видели у отца - генетика же не может ошибаться! Ведь в структуре ДНК точно есть молекулы, отвечающие за точность паса, эффективность подката, видение поля! И почти всегда разочаровываемся: то ли мы переоцениваем биологию, то ли далеко не все гены функционируют правильно у потомка. Паоло было тяжело приходить во взрослый футбол: та же позиция, тот же клуб, тот же номер. В 85-м году "тройка" на спине в памяти болельщиков принадлежала лишь Чезаре Мальдини, великому капитану и обладателю Кубка Европейских Чемпионов 1963-го года. Он отыграл 12 лет за "россонери": а сын так сможет? Кто же думал, что Паоло не просто отстоит честь футбольного рода Мальдини, но ещё и превзойдёт все достижения отца в несколько раз? Ему было всего лишь 16, да и попал парень в неудачное время: "россонери" пережили позор "Тотонеро", потом ещё раз опустились в Серию Б - и в те времена из середины таблицы наблюдали за битвой "Ромы" и "Ювентуса". Но Паоло Мальдини на всю жизнь был связан с Миланом: поэтому пережил с ним бестрофейные годы и позже окунулся в раж чемпионств, куда дорогу показала легендарная северная тройка Гуллита-Райкаарда-ван Бастена.
Уже к тому времени у Паоло имелись не только клубные успехи, но и международные: бронза ЧМ-90 и тот самый финал 94-го года. Да и сам миланиста уже считался одним из лучших защитников планеты в самом расцвете сил - и никто не предполагал, что благоухать и прорастать пик карьеры Мальдини будет ещё целое десятилетие! И, как это заложено в истории города Милан, любой возвышенный восторг сменяется трезвеющим разочарованием: ушёл Барези, новой великой тройки нападения не появлялось, а недавняя смертоносная гроза всех европейских клубов не могла выйти даже из группы. Но Паоло не бросал клуб, потому что красно-чёрные цвета вечны, в отличие от успехов. А они вернулись, вознаградив Мальдини-младшего, уже превзошедшего отца по количеству лет за "россонери": когда Карло Анчелотти, бывший одноклубник капитана "Милана", пришёл с целью прекратить игру в тренерскую чехарду, Паоло играл 17-ый сезон! Вместе они снова вернули солнечные дни в город и пришли к окончательному закату эпохи великого клуба. У того "Милана" хватало уникальных персонажей: хладнокровный Сандро Неста, всегда надёжный Каха Каладзе, яростный Рино Гаттузо, удивительный архитектор Пирло, уже познавший вкус практически всех кубков Кларенс Зеедорф, неповторимый и лучезарный Кака, преданные миланисты Массимо Амброзини и Сандро Костакурта, внезапный Пиппо Индзаги и всегда первый Шева. Наверное, для многих, начавших смотреть футбол в первой половине 2000-х, именно та команда является лучшей в истории - но настоящим "Миланом" её делал именно Мальдини. И не только из-за принципа "один клуб": Костакурта тоже отыграл всю жизнь в "россонери", но к тем временам уже отвечал исключительно за атмосферу в раздевалке. Тогда как Паоло продолжал быть одним из лучших защитников мира, сердцем команды не только в символическом смысле, но и в прямом - продуктивным органом игры "Милана", не боявшимся работать по всему краю!
Мальдини на международных турнирах почти всегда попадал в символическую сборную, но реального кубка так и не подержал в своих руках. Промахи одноклубников Барези и Массаро лишили шанса стать чемпионом мира - тогда как до оформления титула лучшего в Европе его отделила одна минута. Но, что важнее всех званий - Паоло оставался предан родным и приезжал до 2002-го года. Золото красит человека - но кумиром его делают поступки. И поэтому для Италии он - чемпион. Да и для всего мира тоже. В современном футболе, где "Ливерпуль" может обидеться на Джеррарда из-за одной ошибки и тянуть с предложением по новому контракту, смертельно не хватает таких людей. В мире нынешнего спорта, где Бастиан Швайнштайгер и Хави вынуждены покидать родные места, стыдно находиться, если ты видел, как вся страна провожала Паоло Мальдини. Уже старого, ошибавшегося и откровенно не тянувшего уровень игрока стартового состава - но успех короток. А идеал вечен. Нынешний "Милан" представляет из себя жалкое зрелище, управляемое странным владельцем, умудрившимся взять кредит на покупку футбольного клуба (!) - и это когда-нибудь пройдёт. А великая история останется. И самая её престижная глава связана с великим капитаном, который продолжил дело отца - всегда биться за Милан. И остаться в сердцах всего мира.
Иные биографические материалы блога "Тонкий филолог":
Тьерри Анри - хозяин среди нападающих
Разгильдяйский гений Джона Джонса
Как Рики Рубио не стал легендой "Миннесоты"
Фантастическая карьера Роберто Баджо
С юбилеем, Великий!
По-настоящему великий, породистый защитник. Его благородный взгляд и безупречная игра стали весомой гирей, которая склонила мою любовь к футболу именно к Италии и навсегда заставили меня влюбиться в кальчо.