9 мин.

Аргентинцы и уругвайцы обожают мате. Это любимый напиток Месси и Суареса

Южноамериканская традиция, на которую подсела даже сборная Англии.

Из-за укуса Кьеллини на прошлом чемпионате мире Луис Суарес 4 месяца ждал первого матча за «Барселону», но своим на «Камп Ноу» он стал гораздо раньше. Новичок прознал, что Лионель Месси и Хавьер Маскерано тоже пьют мате – тонизирующий травяной напиток, давно захлестнувший Уругвай и Аргентину – и уже на вторую тренировку Луис притащил флягу с горьковатой жидкостью. Именно в тот день Суарес почувствовал себя по-настоящему комфортно.  

С тех пор никто точно не скажет, что Луис делал чаще: отдавал пять Месси или потягивал через серебряную трубочку любимый напиток.

И это просто самая южноамериканская история из всех возможных.

Куда бы вас ни занесло – в инстаграм Серхио Агуэро или Эдинсона Кавани, в рассказ Пабло Сабалеты о барбекю посреди пасмурного Манчестера или в эпизод с Гонсало Игуаином из сериала Netflix – там обязательно найдется место для округлого сосуда, из которого пьют мате. Нет, правда, это бесконечный ряд сцен и локаций: расслабленная болтовня с Неймаром, термос Месси с фотографиями жены и детей, борт самолета, уносящего сборную Уругвая на чемпионат мира.

Знаете, что уругвайцы прихватили с собой в Россию? Молоко, айву, сладкий картофель и 180 килограмм йерба мате, подсушенных листьев, из которых и получается напиток, без которого Суарес не может жить.

Впечатляет, но не надо думать, что это культурно-гастрономический фетиш Месси и его лучших друзей. Поль Погба и Антуан Гризманн играют за Францию, но их тоже замечали с калабасами (тот самый сосуд, напоминающий тыкву – частенько он как раз из нее и делается, но пить из таких – не всегда хорошая идея. Еще бывают стеклянные и металлические калабасы). А какой, черт возьми, удар по английским традициям нанесли игроки «Тоттенхэма» Эрик Дайер, Деле Алли и Дэнни Роуз. Трио насмотрелось на Маурисио Почеттино. «Многие из нас пьют эту штуку. Я даже слегка подсел. В клубе у нас полно аргентинцев, все началось с них. И теперь мы прикидываемся южноамериканцами!» – на этих словах Дайера фарфоровый чайничек с Earl Grey, любимым сортом Елизаветы II, упал на пол Букингемского дворца и разлетелся вдребезги.

Смахивает на крайнюю точку, не так ли? Пора бы разобраться, откуда взялось это помешательство.

Мате – напиток-символ Южной Америки, внушительная часть культурного кода аргентинцев, уругвайцев, парагвайцев и бразильцев. В его основе – просушенные листья йерба мате. Ими на 3/4 набивают калабас, вставляют бомбижью, специальную металлическую трубочку, по которой в калабас подливают горячую воду. Пить нужно тоже через нее.

Приготовление мате – отдельный вид искусства, но критическую ошибку можно уместить в одно предложение: не надо заливать сосуд доверху водой наподобие чая и размешивать жижу трубочкой. Нет уверенности, что в отдаленных уголках Южной Америки такой фокус закончится мирно.

Очевидно, что для игроков мате в первую очередь символизирует крепкую связь с родиной. «Время от времени я пил мате с 18-19 лет вместе с отцом или партнерами по команде. Но, покинув Уругвай, я почувствовал себя уругвайцем сильнее, чем когда-либо. Сложно объяснить, что вообще такое мате. В «Ливерпуле» я говорил всем, что это горький зеленый чай, который нужно пить через металлическую соломинку. Если увидите группу уругвайцев, у одного из них обязательно будет фляжка, из которой он нальет кипяток в небольшую кружку, а выпив, передаст товарищу», – писал Суарес в автобиографии.

Но какой эффект мате оказывает на организм футболистов? Помогает ли Суаресу и Месси это на поле?

Андрес Леонардо уверен, что да. Андрес – генеральный представитель аргентинской марки йерба мате Reserva del Ché и главный популяризатор мате в Восточной Европе. Наш разговор получился очень долгим, здесь – основные тезисы:

Мате пьют с самыми близкими

«Когда я маленький просыпался утром, мы с родителями пили мате. Потом расходились – кто учиться, кто работать. Вечером опять собирались и пили мате. Это создавало атмосферу семейности. В Аргентине принято: если поругался с другом, надо сперва выпить вместе мате, а уже потом решать спор. То же самое, если ссора в паре.

Совместное распитие мате в компании родственников и приятелей называется mateada.

Если вы гость, вас обязательно накормят. Но нет лучшего показателя уважения, чем предложение хозяина попить мате».

Мате как напитку не больше 500 лет

«Когда в интернете пишут, что мате под 9 тысяч лет, это бред. Все эти сказки про индейцев понапридумывали в начале 2000-х. Вообще вокруг мате в России много стереотипов. Оно и понятно – Аргентина далеко.

Индейцы лишь жевали листья мате, процеживая их через зубы. Те становились черными. Когда на этих землях появились испанцы-иезуиты, их такой расклад не устраивал: здоровые белые зубы всегда были признаком хорошего социального статуса. Иезуиты придумали специальную трубочку и начали засушивать листья, чтобы потом продавать.

Большое влияние на распространение мате оказали гаучо – потомки креолов (дети испанцев и индейских девушек) и фольклорные герои, во многом похожие на ковбоев. Пасли скот, вели кочевой образ жизни. Это были небогатые люди, а достать еду стоило денег или немалых усилий, иногда с риском для жизни. Мате же снижал ощущение голода, помогал выживать».

Мате – природный энергетик, но он отличается от кофе и чая

«Главное – вам должно быть хорошо. Если вас штырит, учащается сердцебиение, это дешевый продукт. Напиток не должен быть крепким. Горечь есть, но через нескольких доливок вкус становится мягче. Важно, что мате не воздействует на сердечную мышцу.

Мате улучшает мозговую деятельность (в составе есть фосфор), выравнивает настроение и уровень адреналина.

Если мучает похмелье, надо попить мате – через полчаса будет легче».

При нагрузках мате повышает выносливость

«Проводились опыты. Одну группу мышей поили настоем мате, другую – нет. И опускали в ванночку с водой. Первая группа справлялась, их организм был готов к нагрузкам и стрессам. Вторая – нет.

После нагрузок Мате не дает накапливаться молочной кислоте».

Здесь – большая лекция о влиянии мате на организм.

***

В русскоязычных спортивных медиа главный любитель мате – комментатор Владимир Стогниенко.

– Я дружу с Гало Фернандесом (аргентинский журналист, много лет проработавший в России) примерно с 2005 года. Я тогда подрабатывал, а он работал на канале «Евроспорт». И он постоянно пил мате, как почти все аргентинцы. Он и дал мне попробовать. Мы на «Евроспорте» часто засиживались до ночи, так что я убедился, что это напиток, который отлично стимулирует и прекрасно подходит для ночной работы. Особенно, если ты много разговариваешь – подливаешь туда горячую воду (но не кипяток) и все время прогреваешь связки. И ты всегда бодр, но не так как… Была у меня история. Однажды я увлекся в Бразилии, выпил три чашки черного кофе перед Аргентина – Швейцария. Весь первый тайм меня колбасило: руки трясутся, на чем-то сосредоточиться невозможно. Вот с мате такого не бывает. Ты бодр, но в меру. И в отличие от кофе или черного чая не сушит связки.

Честно скажу, мне сначала на вкус не очень понравилось. А сейчас я уже привык, могу пить любой. Да хоть Canarias уругвайский, ядреный, от которого может крыша взлететь. Очень крепкий.

Когда я ночью комментирую, могу выпить до двух литров.

– Мате везде пьют одинаково или есть отличия?

– Уругвайцы пьют больше, чем аргентинцы. Аргентинцев самих больше, но я про процентное соотношение. Если в Аргентине на улице с калабасом каждый, ну не знаю, восьмой, то выходишь вечером в Монтевидео на набережную, а там через человека.

Уругвайские калабасы значительно больше. Я вот себе купил в Монтевидео, он размером прям с два кулака. В этом смысле уругвайцы больше погружены.

И вот еще. Мы с мамой ездили на знаменитые водопады Игуасу, где как раз границы Бразилии, Аргентины и Парагвая. И там я впервые увидел (хоть и слышал раньше) чисто парагвайскую историю – называется «терере». Они в мате добавляют сок со льдом.

Знаю, на юге Бразилии, в Порту-Аллегри, тоже пьют.

В Буэнос-Айресе пьют много. Рядом с Росарио – не меньше.

Но в Уругвае просто в огромных объемах.

– Есть идеи, чем мате хорош для футболистов?

– Это очень хороший стимулятор, но точнее не скажу. Думаю, это больше бытовая, социализирующая вещь. Даже мне порой звонят: «Приезжай, попьем мате». Ты приезжаешь, разговор льется, но вы пьете не алкоголь, а мате.

– Я ни разу не пробовал мате. Какой план действий?

– Обратиться к знающему человеку. Не зайти в кофейню, где скажут: «Мы вам сейчас принесем чай матЭ» – это уже команда в дзюдо, и хаджиме еще есть. Надо, чтобы кто-нибудь в теме сделал не очень крепкий мате – желательно не первого пролива (то есть не тот, который вот только что – он может быть резковат). И плюс надо понимать, что тыквенный калабас – это совсем необязательно. Это все равно что пить чай из самовара. Круто, конечно, но они портятся, за ними надо ухаживать. Керамические вполне себе. Там же [на тыквенных] бактерии будут селиться. Я своим уругвайским очень дорожу. Я в него раз в полгода наливаю крепкой водки, закрываю сверху и оставляю на сутки, чтобы он продезинфицировался внутри. Сушить все время надо.

А вся эта процедура – набить калабас, взять бомбижью, подливать воду – она привлекательна своей экзотикой. Есть в этом какой-то понт, не просто кофе сделать.

И кстати! В Бразилии совершенно не пьют чай (там культ кофе), в Аргентине сидят на мате или кофе, и поэтому в Южной Америке невозможно выпить нормальный заваренный чай. Не вот этот отстой в пакетиках. Очень тяжело, надо искать редкие чайные магазины. Из-за этого на прошлом чемпионате мира в Бразилии я жутко страдал. В Аргентине – та же история.

***

Если бы это был чемпионат мира по распитию мате, Уругвай и Аргентина играли бы в финале, снеся новичков англичан и обыграв Бразилию в серии послематчевых доливок.  

Но чтобы встретиться на одном из российских стадионов и сыграть в футбол, Месси и Суаресу надо будет сильно постараться.  

Фото: Instagram/luissuarez9, leomessi, instagram.com/neymarjr, vstognienko; globallookpress.com/Pfeiffer, J.