6 мин.

Английский защитник едет на ЧМ, чтобы победить депрессию

За неделю до начала ЧМ сборная Англии готовилась к товарищескому матчу с Коста-Рикой. Перед матчем Гарет Саутгейт удивил всех беспрецедентным решением – все игроки сборной должны пообщаться с прессой. Дэнни Роуз старательно выполнил поручение – рассказал пронзительную историю о депрессии, которая мучила его полтора года.

***

Кошмар начался в 2017 году.

31 января в матче против «Сандерленда» Роуз порвал переднюю крестообразную связку. Врачи «Тоттенхэма» решили обойтись без операции. Для этого игроку три месяца кололи кортизон и вводили обогащенную тромбоцитами плазму. Инъекций было так много, что Дэнни сбился со счета. Доктора ошиблись – в мае колено Роуза все-таки пришлось оперировать. Три месяца были потрачены впустую, к ним добавились еще четыре – врачи прогнозировали возвращение в октябре. 

Лучший сезон в карьере (в апреле профсоюз футболистов Англии включил Роуза в сборную года) закончился. Дэнни грустно наблюдал, как без него «Тоттенхэм» выдает шикарный сезон и забирается на второе место в АПЛ.

Роуз болезненно переживал травму — его сковали апатия и уныние. «Я очень легко становился раздражительным. Я не хотел заниматься футболом, я не хотел заниматься восстановлением. Когда возвращался домой, друзья пытались как-то растормошить меня, но я не хотел выходить на улицу. Хотелось прийти домой и сразу лечь в кровать», —рассказал Роуз.

Клинический психолог и автор материала для The Guardian о депрессии Роуза Эми Изицки считает, что от депрессии при тяжелой травме не застрахован ни один спортсмен: «Есть несколько ситуаций, в которых человек становится более уязвимым. Травма – это очень сложный период даже для самого сильного спортсмена. В такой ситуации он теряет обратную связь от клуба и болельщиков, сомневается в том, что стоит чего-то как спортсмен».

Роуз устал от «Тоттенхэма» и чувствовал, что ему необходимо сменить обстановку. Он злился на врачей, ошибка которых отняла у него восемь месяцев карьеры. Хотел вырваться оттуда, вопрос только – куда. Игрока приютила Футбольная ассоциация Англии: физиотерапевт сборной Стив Кемп занялся реабилитацией.

Роуз почувствовал себя лучше. Казалось, что самый тяжелый этап позади, но кошмар только начинался.

«Никто этого не знает, но мой дядя повесился в середине моего реабилитационного периода. Это было очень тяжело. Вне поля случились и другие вещи. В августе мама подверглась расовой дискриминации в Донкастере. Она была очень рассержена и расстроена из-за этого, а затем кто-то пришел в дом и чуть не застрелил моего брата», – рассказал Роуз.

Накопившиеся эмоции нашли выход – Роуз дал скандальное интервью The Sun. В материале игрок прошелся по своей зарплате («мне недоплачивают»), последних трансферах «Тоттенхэма» («я хочу видеть в команде игроков, имена которых мне не придется гуглить») и сообщил, что подумывает о смене клуба.

Никто не знал о состоянии Роуза и его личных проблемах, поэтому Дэнни атаковали со всех сторон. Бывший владелец «Тоттенхэма» Алан Шугар призвал выгнать игрока, а журналист Squawka Грэг Стэбарт назвал Роуза идиотом. Но обиднее всего отреагировал «Тоттенхэм» – Роуз лишился двухнедельной зарплаты.

Игрока критиковали за слова в адрес клуба, но мало кто заметил в интервью жалобы на тоску по дому – Дэнни уехал из Донкастера 10 лет назад и сильно скучал по родителям и младшему брату.

После интервью ходили слухи о переходе игрока в «Юнайтед», но в итоге Роуз остался. Подавленный и злой на весь мир.

***

В октябре, через восемь месяцев после травмы, Роуз вернулся к тренировкам. Но легче не стало – появились новые проблемы.

На фланге Роуза обосновался Бен Дэвис, и лучшему левому защитнику прошлого сезона пришлось привыкать к роли запасного. Англичанин воспринял это болезненно, и после попадания в запас на важную игру с «Арсеналом» не стерпел: «Я взбешен из-за того, что не вышел на поле. Любой игрок должен испытывать недовольство, когда не участвует в важнейшем матче сезона».

К зиме ситуация обострилась: Роуз сыграл только в пяти матчах чемпионата из десяти, а Goal.com включил его в сборную разочарований первой половины АПЛ. Роуз не понимал, как это могло случиться – еще недавно он считал себя неприкасаемым.

Последняя капля – попадание в запас на игры с «Арсеналом» и «МЮ» в январе 2018-го. Мучения продолжались: «Смотреть на то, как парни комфортно обыграли «Арсенал» и в такой же манере расправились с «Юнайтед», было тяжело. Я не говорю, что мне было хуже, чем другим. Но это было сложно».

Тогда Дэнни понял, что у него проблемы, и обратился к клубному доктору. Тот отправил игрока к психологу, который разобрался в ситуации и поставил диагноз – депрессия. И прописал антидепрессанты, которые парень принимал несколько месяцев.

Регулярный прием лекарств помог – Роузу стало легче. Уменьшилась подавленность, он перестал раздражаться по любому поводу. Чуть хуже было с игровой практикой: Роуз весной провел всего шесть матчей (помешала очередная травма), но даже этого хватило для попадания в заявку на ЧМ.

Роуз не рассказывал о депрессии никому, кроме агента и врача. Даже родители узнали о болезни сына только несколько дней назад. Саутгейт тоже был не в курсе, хотя включение в заявку на чемпионат мира могло показаться благотворительностью.  

На самом деле причина в приятельских отношениях Роуза с физиотерапевтом сборной Стивом Кемпом. Он не только помог Дэнни восстановиться, но и регулярно переписывался с ним в течение сезона, уверяя, что главное – играть, а не беспокоиться о вызове. Роуз убежден, что именно благодаря Кемпу главный тренер не забыл о нем.

Для Роуза попадание в заявку на ЧМ – лучшее событие за последние полтора года, и он не устает твердить это: «Я самый везучий игрок на свете. Сборная Англии стала моим спасением, и я не могу выразить, насколько благодарен тренеру и медицинскому персоналу».

Единственный конкурент Роуза на левом фланге – 32-летний Эшли Янг. У Дэнни есть небольшие преимущества перед конкурентом – возраст и свежесть (10 матчей в сезоне у Роуза, против 30 у Янга – на дистанции это может стать важным фактором). Но кто сыграет в основе все еще не понятно – в товарищеских матчах Саутгейт примерно поровну использовал обоих.

Признание Роуза никак не повлияло на его перспективы на чемпионате мира. Киран Триппьер и Гарет Саутгейт публично поддержали Дэнни. «Здорово, что Роуз нашел силы признаться в депрессии посреди подготовки к чемпионату мира. Многие спортсмены не осмеливаются делиться психологическими проблемами с тренерами или товарищами по команде, опасаясь, что потеряют место в команде. Надеюсь, признание Дэнни поможет остальным», – уверена психолог Эми Айзицки.

Единственное, что сейчас расстраивает Роуза, – семья не сможет увидеть его игру вживую. Расовое оскорбление мамы повлияло на футболиста – он не позволил семье приехать в Россию. Дэнни боится повторения: «По поводу себя я спокоен. Но я не хочу переживать по поводу безопасности своей семьи при подготовке к матчам», – объяснил решение Роуз.

Это сильно огорчило его семью: «Отец действительно расстроился. Я понял это по голосу. Он сказал, что, возможно, у него больше не будет возможности увидеть меня на чемпионате мира».

В остальном в жизни Роуза все в порядке: впереди чемпионат мира, лекарства остались в прошлом, а дома за него будут болеть родители.

Кажется, самое страшное закончилось.

Фото: REUTERS/Carl Recine; Gettyimages.ru/Laurence Griffiths, Tony Marshall, Warren Little, Alex Livesey