Философия Российского футбола - 1 (продолжение)
Конфуций и другие мыслителе: афоризмы, цитаты и высказывания.
Путь дао
Правильный путь, или дао 道, — одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве дао — правильный, этический путь. Если в даосизме дао — порождает все сущее, то в конфуцианстве дао порождается Небом и человеком. Предназначение человека — пройти свой путь, осуществить свое дао.
В футболе, как и в философии жизни надо найти правильный путь. Дорог много, но правильный путь только один. В нашем футболе мы к сожалению, топчемся на месте уткнувшись в тупик. Вроде и инфраструктура улучшается, квалификация тренеров повышается, на детском и раннем юношеском этапе есть определенный результат на Европейском уровне, но футболистов атакующих, креативных со своим узнаваемым почерком "звезд" в сборной нет.
Ф.С.Честерфильд: в начале пути отклонишься на шаг и завтра будешь на обочине. (про наш футбол!)
Организовав и тем самым убив дворовый футбол мы сами того не ведая отклонились от правильного пути до такой степени, что вернуться обратно нам уже скорей всего не дано из-за слепоты наших уважаемых, «всезнающих» ничего не делающих для этого футбольных функционеров.
Свежий пример: Академия ФК «Краснодар» Галицкого С. Н. Шикарные условия, божественная инфраструкура, лучшие тренеры, лучшие Сербы, лучшие. За 10 лет существования ни одного твердого игрока основного состава. А в сборной есть только один молодой игрок, которого можно назвать воспитанником «ЦСКА» Чалов.
Могу предсказать, что в Академии будет через 10 лет? Пусто, но без Марьяновича у руля Академии и вечный вопрос как? Как например в АЯКСЕ из Амстердама. Где звезды АЯКСА из местных воспитанников. Нет и не будет, если только случайно, как Месси попал в Барселону в 13 лет, если бы не Барселона был бы любой другой клуб, потому что Месси гений. Где результат хваленой ЛА МЕССИИ? НЕТ футболистов уровня Месси и не будет. Потому, что научить играть в футбол невозможно.
Учитель сказал: – Благородный муж ко всем относится одинаково, он не проявляет пристрастия; низкий человек проявляет пристрастие и не относится ко всем одинаково. («Лунь юй», II, 14)
В команде не должно быть любимчиков и изгоев. Это происходит при делении детей на основной состав и запас.
Учитель сказал: – Благородный муж предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к людям. («Лунь юй», XV, 20
Это про наших детских тренеров, обвиняющих и ругающих игроков своей команды при плохой игре или отрицательном результате.
Рубрика В.В.Лебедева. Мысли о педагогике, воспитании и футбольном образовании
РУБРИКА Виталия Васильевича Лебедева, тренера СДЮСШОР "ЗЕНИТ" Санкт-Петербург (стаж педагогической деятельности- более 30-ти лет, лауреат премии "Лучший тренер России 2007г." в номинации "детско-юношеский тренер").
"Тайна воспитания - дать ребенку возможность самому делать все, самому развиваться." П.Ф.Лесгафт.
Принцип дворового футбола.
В.И.Даль: "С чего вы взяли, будто из ребенка можно сделать все, что вам угодно - наставлениями, поучениями и наказанием? Внешними усилиями можно переделать одну только наружность. Топором можно оболванить как угодно полешко, можно даже выстрогать его, подкрасить и покрыть лаком, но древесина от этого не изменится, полено в сущности останется поленом."
Наша система на сегодня с бегающими по бровке тренерами и родителями и подсказывающих, а порой и орущих матом, как надо по их мнению играть им в футбол.
П.Ф.Лесгафт: "Взрослые должны относиться к ребенку с первых дней его появления на свет, как к человеку с полным признанием его личности и неприкосновенности."
В.И.Даль: "Если остричь шипы на дичке, чтобы с виду походила на садовую яблоню, то от этого не даст она лучшего плода. Надо, чтобы прививка принялась и пустила корень до самой сердцевины дерева, как она пускает свой корень в землю."
Принцип дворового футбола.
П.Ф.Лесгафт: "Характер человека развивается только тогда, когда он имеет возможность самостоятельно расуждать и действовать, или, когда он сам это себе завоевывает."
Николай 1 - певице Плевицкой:
" Я слышал, что Вы нигде не учились пению? И не учитесь! Я видел и слышал много ученых певиц, но они поют для уха, а Вы поете для сердца!"
Креативность самоучек над одинаковостью обученных где-то.
Н.К.Крупская:
"Самостоятельная, подражательная игра, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое."
Принцип дворового футбола.
Н.К. Крупская:
"Каждый ребенок хочет играть по-своему, выразить в игре свои желания, интересы, проявить свои чувства. Играя вместе с детьми, педагог дает им пример для подражания."
Принцип дворового футбола.
Ж.-Ж.Руссо:
"Природа требует, чтобы дети были прежде всего - детьми, а не взрослыми. Если мы не будем соблюдать данное правило, то в итоге получим незрелые плоды без сока."
В организованном футболе детей с первого дня обучают игре как у в взрослых одно, два касания попроще и подальше. Боязнь ошибиться верный спутник наших детей на протяжении всей футбольной карьеры.
Н.К.Крупская:
"Может ли и должен ли воспитатель вмешиваться в детскую игру? Такое право у него есть, но только если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая замыслов детей, сделать игру увлекательнее."
Ф.Раневская, народная артистка СССР:
"Талант - это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности."
Про наших "звезд" Российского футбола.
Стендаль:
"Платные уроки маленькому хористу Гайдну, не имевшему покровителей, были не по карману. Быть может, этому злополучному обстоятельству Гайдн и обязан своей самобытностью. Отсутствие учителя никогда не остановит того, кому суждено стать великим. Будь у Гайдна учитель, он избежал бы многих ошибок впоследствии, но никогда не был бы оригинален. Гениальным можно назвать только такого человека, который испытывает глубокое наслаждение в процессе творчества и продолжает работать, несмотря на все преграды. Занимаясь музыкой, Гайдн, прежде всего, помышлял о собственном удовольствии, а не о том, чтобы добиться положения в обществе. Гайдн получал советы от всех музыкантов, с которыми ему удалось сблизиться, пользуясь случаем послушать хорошую музыку и не имея постоянного учителя, он начинал по-своему и незаметно для самого себя готовиться к тому, чтобы со временем создать собственный, подлинно оригинальный стиль."
Креативность.
А.С.Макаренко:
"Обучать и воспитывать с опорой на лучшее в ученике - вот смысл педагогического оптимизма."
Надо в футболистах развивать сильные качества, а когда они будут соответствовать определенному высокому уровню, подтягивать качества, которые помогут им во время игры.
Весь Мир убежден в том, что с самого первого дня надо развивать обе ноги у ребенка для универсализма. Потому и футбол сегодня очень примитивный получил щёчкой одной ноги и отдал передачу щечкой другой. Во всем Мире ценятся так называемые «уличные» футболисты, в чем же их отличие от универсальных, двуногих, они играют шведой, а этому не дано универсалам, это прерогатива одноногих футболистов. Этому можно научится только в свободном полете и, если развиваешь только одну играющую в футбол ногу. Моё мнение, это ошибка. Все великие футболисты одноногие и вторая нога им нужна для ходьбы. У человека от природы две ноги, одна опорная, а вторая для игры в футбол.
Хочу представить мнение Бориса Аркадьева высказанное им в 1958 году.
Борис Аркадьев об ошибках в методическом направлении конца 50-х. Или «назад в настоящее».
П.Я.Чаадаев:
"Как только удовлетворен интерес материальный, человек не идет вперед, хорошо еще, если он не отступает."
Л.И.Яшин, ЗМС СССР, Чемпион Европы 1960г, Чемпион Олимпийских Игр 1956г.:
"Пускай меня считают консерватором, но я глубоко убежден, что не нашлось еще средство, которое могло бы заменить ребятам истинный, первородный дворовый футбол. Двор дает возможность играть в футбол сколько душе угодно, а главное свободно, легко, не боясь ничьих окриков, проявлять свою индивидуальность".
Борис Пайчадзе (один из лучших нападающих СССР 30-х годов):
"Пусть бросят в меня камень, но я утверждаю - в футбол играть научить невозможно. Это от бога - либо есть, либо нет".
Е. И. Елисеев, ЗМС,Заслуженный тренер СССР ( о работе детских футбольных школ):
"Да! Господин "Очко" встал на пути к более раннему совершенству молодых талантов".
Результат превыше всего. Реалии нашего существования.
Карл Льюис, Олимпийский чемпион (л/атлетика):
"Мне всегда казалось, что между показателями юного спортсмена и его взрослым достижениями нет прямой зависимости. 9-ти летний чемпион может, в итоге, оказаться более слабым, чем его сверстник-середнячок... Не должны дети 9-11 и т.д. лет специализироваться в чем-то одном. Не нужна в этом возрасте силовая подготовка и возрастные нормативы... Я не мечтал о мировой арене, у меня не было никакого груза ответственности за результат. Я, конечно, стремился победить, но никто передо мной не ставил задачи - быть чемпионом... Очень грустная тенденция - делать чемпионов с малых лет!"
Это актуально при сдаче нормативов при переходе из одной группы обучения в другую. Нормативы не показатель одаренности в достижении конечного результата. Нормативы помощник акселератам и детям с поддельными метриками о рождении быть на первых местах, а детям настоящим, как палки в колеса, уготовлена учесть просиживать в запасе и ждать шанса заражаясь при этом комплексом «второсортности».
Вырастить гения. "Чтобы воспитать одаренность ребенка, учитель сам должен обладать педагогической одаренностью - то есть, прежде всего, обладать умением сопереживать, чувствовать другого человека.
" У нас массовое производство балалаек. И заниматься каждой в отдельности нет никакой возможности." Бывалов, "Волга-Волга" (точнее о нашем футболе не скажешь, а как давно сказано!).
Все тренеры наших детских команд без исключения для достижения итогового результата стараются подготовить команду и это правильно «жемчуг становится драгоценной только в раковине», но, если в этой команде появится креативный, непохожий на других мальчик «белая ворона» все его окружающие люди и сама система футбольного образования будет пытаться его переделать под остальных, как все. Ему ни кто не дает возможность развить свои способности. Допустим умение играть с мячом т.е. владение дриблингом. Мальчику нужно определенное время для овладения этим качеством, и он не родился с умением это делать без ошибки ему нужно для этого ни один год, а порой и всю жизнь. Как известно нет предела совершенству.
Перенесем этот пример на нашу систему, и мы получим похожих друг на друга полуфабрикатов, которые оканчивают наши футбольные школы и Академии.
Антуан де Сент-Экзюпери: Нас делает то, кем мы становимся сами, а не то, что мы получим от других.
Нас делает среда обитания и окружение с его плюсами и минусами.
Лебедев В.В: а чего хочет ребенок? Играть, веселиться, двигаться, получать удовольствие от игры. Играть и получать удовольствие, как ему хочется - без рамок тисков, преград и условий. Он просто хочет получать удовольствие, но мы его лишаем этого! Для детей футбол, это процесс, а не результат. Поэтому, мы счастливы в детстве.
Не про нашу систему, это фантастика, а фантастика в соседнем государстве.
Ф.Ницше: Ни одна ступень не прощает, когда через нее перепрыгивают!
(А мы перепрыгиваем через целое детство - сразу в профессиональный футбол! Не мудрено, что футбол нас не любит)
(Отсюда вывод: эта "система подготовки", которая у нас существует, - ни к черту не годится!) прим.автора рубрики.прим.автора рубрики.
Не воруйте у наших детей детство. Футболистами становятся единицы, а страдают от неправильной системы и нездорово-амбициозных тренеров и мудко тысячи.
Все всё делают неправильно...
С 11-12 лет во всей европе играют на больших полях и учатся видеть поле и оценивать расстояния... А мы давайте будем смотреть под ноги и не видеть дальше 20 метров. Зачем нам большое поле?
В 12-13 лет дети спокойно бьют с 15-20 метров по воротам. Поле поперек 50-60 метров. Как на нем играть? И самое главное сколько? 7 на 7? 8 на 8?
На тренировках - конечно надо пробовать - чтобы увеличить время работы с мячом и количество столкновений и передач с ударами. Но играть то надо на больших полях. И стоять вратарям надо учиться в больших воротах. И расстояния тогда адекватно научатся оценивать...