Быть как Роналдиньо. Перевод ThePlayersTribune
Мечты довольно забавны, не правда ли? Почему мы мечтаем о том, о чем мы мечтаем?
К слову, вы бы могли сказать, что за прошедший год я осуществила свою мечту. Победа на домашнем Евро в Нидерландах и получение звания лучшего игрока турнира. Подписание контракта с моим любимым клубом «Барселона», перелет в одном самолете с Лионелем Месси, право называться лучшим игроком в мире.
Иногда бывает трудно даже осознать все это.
Я должна кое в чем признаться: будучи ребенком, я никогда не мечтала ни о чем из всего перечисленного выше. Я никогда не думала о победах на Евро. Я даже никогда не думала об игре за сборную.
И это не потому, что я не мечтала об этом. Я просто не могла себе этого позволить.
Позвольте объяснить: я выросла в небольшой деревушке с названием Берген, на границе Германии, с населением меньше чем в тысячу человек. Тогда женский футбол не был так развит в Нидерландах, как сейчас. В наше время девочки могут увидеть путь, который приведет их к вершине. У них есть женщины-примеры для подражания. Они могут мечтать об игре за «Аякс», «Барселону», «Манчестер Сити»… И за другие большие клубы.
Но я этого не могла. Все, что я знала, это то, что я все время хотела играть в футбол. У меня не было никаких женщин-героев. Я не могла смотреть на людей, которые делали то, о чем мечтаю я.
Я даже не знала, что существует женская сборная Нидерландов по футболу.
Я мечтала о другом. Я хотела играть за «Аякс», мою любимую команду в стране.
Не за женскую команду, а за мужскую.
Я знаю, о чем вы думаете сейчас, потому что я это слышала от каждого местного.
"Но ты же девочка. Это невозможно".
И я знаю, что в этих словах не было никакого смысла, но его и не должно было быть. Совсем недавно мяч был у меня под мышкой. Не так давно мой кумир, Роналдиньо, был в «Барселоне».
Первое воспоминание из жизни – мама, которая брала меня посмотреть на игру моих старших братьев. Я не могла дождаться того момента, когда выбегу на поле сама, но надо было дождаться моего четырехлетия. Поэтому я брала маленький мяч и играла с ним сама по себе. Так меня и запомнили люди в деревушке: девчонка, которая постоянно бегает с мячом.
И когда я говорю постоянно, то имею в виду постоянно. Когда мы возвращались домой из школы в три часа дня, мои подруги шли играть в куклы, я же играла в футбол с моими братьями и их друзьями. Они все были старше меня, но они всегда разрешали мне присоединиться к ним. Мы просто тренировались и веселились. Даже когда мне не с кем было играть, у меня всегда были мой любимый мяч и особый напарник.
В этом и заключается вся прелесть футбола, понимаете? Когда никто не может с вами поиграть, даже стена может стать другом.
Я могла играть в мяч с ней весь день напролет. Маме приходилось зазывать меня на ужин, потому что я всегда была на улице. Кажется, отсюда и пошла моя техника, так как я отрабатывала очень много ударов обеими ногами.
Правая, левая, правая, левая, правая.
Отец всегда мне говорил: "Больше тренируй удары левой ногой".
Левая, правая, левая, левая, левая.
Я пыталась выполнить множество различных приемов. Помните «поворот Кройфа», который я выполнила в матче против сборной Бельгии на Евро? Я оттачивала его очень долго. Йохан Кройф был героем для всех в Нидерландах.
Но большим героем для меня был Роналдиньо. Я любила его стиль игры. Помню, как по телевизору шла реклама, называвшаяся Joga Bonito, показывавшая его и остальных игроков, проделывавших трюки с мячом. Поэтому я полезла на YouTube и изучала его движения, пытаясь повторить то, что делал он.
Я также часто набивала мяч. Мой рекорд был в районе сотни набиваний, но мне всегда хотелось больше. Хотелось стать лучше, бросить самой себе вызов. То, что не получилось вчера, может получиться сегодня.
В моем первом клубе я играла бок о бок с парнями. Это может прозвучать странно, но я была счастлива тому, что клуб нуждался во мне. Я знала девушек, которые не могли играть с парнями, поэтому им приходилось искать полностью женские клубы, каковых не было много в Бергене. Кстати, так и появилась моя новая кличка в деревушке – «единственная девушка среди парней».
Мой папа тренировал меня три или четыре года, но он всегда относился ко мне, как к любому другому игроку на поле. Мои напарники знали, на что я способна, поэтому и уважали меня. Но наши противники, и даже их родители, всегда говорили одно и то же.
"Эм, девчонка на поле? Она не может играть в футбол".
Бла бла бла.
И, знаете, это правда: парни и девушки отличаются. Будучи моими ровесниками, они были намного быстрее и сильнее меня. Поэтому они и не ожидали увидеть девушку, обводящую их.
Некоторые из них не могли это принять и это им не нравилось.
Но я рада тому факту, что отыграла с парнями до моего шестнадцатилетия. Я многому научилась. В противном случае, я бы не стала таким хорошим игроком. Победы давались нам особенно тяжело.
Разумеется, наша команда могла выйти на поле после матча на поле и дать «пять», но затем мальчики уходили праздновать вместе в раздевалку. Я, естественно, принимала душ в другой комнате. Иногда я слышала через стену, как парни кричали и пели песни вместе, а я одна сидела в маленькой комнатке и переобувалась.
Это было… Это было странно.
Но также это было хорошим уроком для меня. Это научило меня продолжать бороться за свою мечту, даже будучи в одиночестве. Я очень часто полагалась на этот навык, когда была подростком. Иногда я спрашивала себя: "За какой мечтой я иду? Мужской состав «Аякса»"? Я так и не видела свой путь, пока кое-что не произошло со мной.
Меня пригласили в национальную команду для игроков возрастом до 19 лет.
Мне было всего пятнадцать. Так как база сборной находилась в Амстердаме, мне нужно было переехать в большой город (по моим меркам, большой). Я была вынуждена покинуть дом.
Я жила с девушками, которым было по 18 или 19 лет. Мы играли в одной команде, но чаще всего многими вещами приходилось заниматься самой. Например, готовить или стирать одежду. Я понятия не имела, как это делать.
Поэтому я звонила моей маме.
Самой сложной частью была стирка. Сначала я позвонила маме, потому что не могла понять как работает стиральная машина. А затем позвонила еще раз. И еще раз.
"Мам, что нужно делать? Что я делаю не так?"
Я бы могла сказать, что у меня идеально получалось готовить и стирать, но это было бы неправдой.
Мне пришлось вырасти довольно быстро, иначе я бы не выжила. Первый мой тяжелый период пришелся на Рождество. Амстердам не Барселона, где всегда солнечно. Здесь темнее, и было одиноко. Моя деревушка была в двух с половиной часах от столицы, поэтому я могла поехать повидаться с семьей и друзьями, но только на пару дней, после чего возвращалась на поезде обратно.
К счастью, у меня есть родители, которым я очень благодарна. Они достойно вырастили меня, двух моих братьев и младшую сестру. Мама заботилась о нас в то время, когда папа много работал. Они все для нас делали. Если бы я позвонила им в три ночи, то они бы ответили. Если в Амстердаме мне было не по себе, то они бы приехали.
Если бы они не верили в мою мечту, то я бы всего этого не достигла.
Переезд в Амстердам также лишил меня кое-чего. В пятнадцать лет мне было тяжело видеть моих друзей, занимающихся тем, чем мы любили заниматься вместе, в то время, когда я достигала своей цели. Моей сестре было восемь лет, когда я переехала. Мы были в хороших отношениях, но я не следила за ее взрослением так, как следили мои братья. В этом и было различие между нами, ведь я была в постоянных разъездах. Я уверена, большинство футболистов, и мужчин, и женщин, поймут меня.
Но приходится идти на жертвы. Я знала, что хочу стать профессиональным футболистом. Спустя время я играла в клубах Бельгии, Германии, и Швеции. В 2010 году я играла за сборную на Чемпионате Европы до 19 лет, а через год дебютировала за основную команду. В 2013 мы играли на Евро в Швеции.
Два года спустя мы дошли до Чемпионата Мира, на который Нидерланды квалифицировались в первый раз в истории.
По итогу, все жертвы окупились.
Это был сумасшедший опыт. Я помню наш первый матч на чемпионате мира против Новой Зеландии в Эдмонтоне. Канада, хозяин первенства, играла перед нашим матчем, поэтому за нами
наблюдало больше чем 40000 болельщиков. Мы уже были рады квалификации на турнир, но теперь нам предстояло играть на большом стадионе, перед стольким количеством людей, против оппонента с другого конца земного шара. Это было потрясающе.
Но также мы и нервничали.
И все равно победили со счетом 1-0.
И я забила мяч.
Я запомнила каждую деталь этого момента. Это была тридцать третья минута матча, я видела мяч, влетавший в сетку ворот, а после сокомандниц, бежавших ко мне. Я не могла в это поверить.
Лучше и быть не могло, на самом деле.
Мы дошли до 1/8 финала, что было очень хорошим результатом для первого раза. Дома наши матчи транслировались поздно ночью из-за разницы во времени. Мои друзья и семья не шли спать, чтобы посмотреть их, но большинство людей в Нидерландах просто смотрели лучшие моменты матча на следующий день. Это радовало, но не могло сравниться с тем, что было через два года.
Сейчас все в Нидерландах увлечены женским футболом. И вы, вероятно, знаете, почему.
Мы даже не вышли из группы на Евро 2013, но в этот раз первенство проходило у нас на родине. Я отлично знала, что у нас были хорошие шансы на выход из группы. После мирового первенства большинство девушек перешло в заграничные клубы. Игра в домашнем чемпионате не помогала игре в сборной. Если хочешь играть лучше, то играй против лучших в Европе.
Поэтому я знала, что наш уровень будет выше. Но будет ли этого достаточно для победы на Евро?
Я мечтала об этом, но… Ну, серьезно.
Я никогда не забуду нашу первую игру против Норвегии. До того, как мы прибыли на стадион, я не знала, чего ожидать. Затем автобус повернул к стадиону, и мы увидели море из оранжевого цвета. Это было невероятно. Оранжевые футболки, оранжевые флаги, оранжевые шарфы. Оранжевое все. Мы были в мурашках.
Мы ожидали масштабного приветствия. Но настолько масштабного?
В тот момент мы посмотрели друг на друга и дали себе обещание.
Итак, девочки. Мы будем играть ради себя, и мы покажем, насколько мы хороши. Но также мы будем играть ради них. Ради тех, кто пришел болеть за нас.
Все тогда и началось. Этот момент дал нам столько сил, и мы не потеряли их до конца первенства. Каждый матч мы видели людей в оранжевом повсюду. Это очень сильно нам помогло.
Мы вышли из группы и дошли до финала. Разумеется, без удачи не обошлось, но она также была заслужена. Все было как надо. Команда была в хорошем расположении духа, все поддерживали друг друга, все знали свои роли: от основного нападающего до третьего вратаря. Чем дальше мы шли в первенстве, тем слаженнее становилась команда.
В какой-то момент я почувствовала, что мы были непобедимы.
И, как оказалось, так и было.
Мы одержали победу над Данией в финале. Наш первый титул был завоеван дома, прямо перед нашими фанатами.
Один момент мне особенно запомнился. В секунду празднования, когда на моей шее висела золотая медаль, я увидела родителей. Они знали, сколько всего я сделала, чтобы добраться до этого момента своей жизни. И я знаю, сколько они сделали, чтобы поддержать меня, чтобы помочь мне следовать за мечтой.
Я плакала, конечно.
И они тоже.
Мы никогда не ожидали, что произойдет что-то подобное.
Мои друзья тоже были на стадионе. То, что я могла разделить этот момент с ними, было потрясающим. Некоторые из них подарили мне небольшую книгу, сделанную во время чемпионата, с фотографиями и всем остальным. Там был изображен их путь на Евро, как болельщиков, и как друзей.
"Твой чемпионат окончен, как и наш", — сказали они тогда.
После всего этого моя жизнь стала подобна вихрю. Я была названа лучшим игроком турнира, а затем вовсе стала лучшим игроком года в Европе. Я уже подписала контракт с «Барселоной», где играл Роналдиньо, и скоро я буду носить ту же самую знаменитую футболку, которую носил и он, будучи молодым. А в сентябре ФИФА объявила номинантов на лучшего игрока в мире.
Когда я узнала, что оказалась в списке, это уже выглядело как сумасшествие. Затем менеджер команды только усилил его. Во время обсуждения полета в Лондон он вскользь сказал: "Ну, я думаю, вы с Месси пойдете вместе".
Я хотела выглядеть круто, но я была в состоянии "Ты шутишь?".
Я никогда не забуду этот день. Мы летели в одном самолете, и Месси показал себя довольно приятным человеком, хотя мой испанский тогда не был хорош. (Сейчас я хожу на занятия и медленно улучшаю свои языковые навыки). После того, как я получила награду, он поздравил меня…и это сделало тот момент еще более сюрреалистичным. Было также здорово, что мои родители и парень могли поехать со мной и увидеть все. Теперь они могут сказать, что они тоже ехали в одном самолете с Месси.
Я знаю, что люди сравнивают меня с ним. Это – очень большой комплимент, потому что он также является героем для меня. Это невероятно, насколько быстро он реагирует в ситуациях один-в-один, а порой и один-в-пять.
Я пытаюсь учиться у него. Я изучаю его движения во время игр «Барсы». Даже когда у него нет мяча, мне любопытно смотреть, как он создает пространство, и как он готовится к приему мяча. В этом мы похожи: если мы начинаем дриблинг, нас становится трудно поймать. Но он в этом намного лучше меня. Он чертовски хорош.
Это было большой честью называться лучшим игроком в мире. Но если вы посмотрите на игроков масштаба Месси или Криштиану Роналду, вы поймете, что они всегда хотят быть лучшими. Я чувствую, что я могу показать людям больше.
Моя жизнь поменялась после Евро. Я думаю, что самым сумасшедшее в этом всем то, что теперь меня узнают на улицах. Даже в Барселоне голландцы подходят ко мне и просят
сфотографироваться. Что действительно согревает мое сердце, так это то, что люди позитивно относятся к женскому футболу в Нидерландах.
Я помню, как приходилось вступать в споры с людьми, которые говорили, что женский футбол – ничто. Разумеется, он никогда не станет так хорош, как и мужской. Мы никогда не сможем развить такую же скорость или же быть в такой же физической форме. Наша игра никогда не будет такой быстрой, но мы не уступаем в технике. И если мужской футбол может волновать и вдохновлять людей, то женский – тоже.
Евро полностью изменило ситуацию на моей родине. Два года назад наши игры даже по телевидению не показывались. Сейчас же люди остаются дома, чтобы посмотреть матчи с нашим участием.
Сейчас каждая маленькая девочка знает, что в Нидерландах есть женская национальная команда по футболу.
Мы все чувствуем, что являемся героями для них. Они присматриваются к нам. Мы можем вдохновлять их. Они понимают, что девчонка из Нидерландов может победить на Евро и играть за «Барселону».
Раньше я говорила: "Я хочу быть как Роналдиньо".
Теперь они говорят: "Я хочу быть как Вивьен Мьедема".
"Или как Даниэль ван де Донк".
"Или как Лике Мертенс".
И это реально круто.