5 мин.

(Слуцкий Л.В.) Как в «Челси» готовят футболистов

КАК В "ЧЕЛСИ" ГОТОВЯТ ФУТБОЛИСТОВ

– Вы прошли все ступени – от работы с детьми до сборной России. Можете сравнивать и с другими странами. Что нам нужно изменить, чтобы сломать существующую систему подготовки и добиться появления конкурентоспособных футболистов не только для внутреннего чемпионата, а для чего-то большего?

– А какая у нас система подготовки? Нужно для начала это понять, прежде чем что-то менять. Я долго был в "Челси" и большую часть времени смотрел именно на школу. Основной состав тоже очень интересен, мы много общались с Конте, но академия привлекала больше. Для понимания: "Челси" выиграл две подряд юношеские Лиги чемпионов. За последние семь лет у лондонской академии есть все три главных юношеских трофея – в возрастах до 23 лет, до 18 и до 16. Считаю, что это абсолютно лучшая футбольная школа в мире!

37 игроков из академии розданы в аренды. Да, сегодня никто не играет в "старте" "Челси" постоянно, хотя Лофтус-Чик, Аке и Чалоба к этому близки, но я мог сравнить, как работают в академии ЦСКА и как – в Англии. И говорил своему близкому товарищу, директору школы армейцев Сергею Никитину, что ему конкретно необходимо поменять.

К большому сожалению, ведущие российские академии пошли по условному "голландскому" пути. На волне большой популярности Гуса Хиддинка приехало множество специалистов из Нидерландов, спортивных директоров, они работали в академиях и школах. Широко известна знаменитая универсальная методика Верхейена. Всем нам, отечественным тренерам, тогда сказали: "Ребята, вы работаете неправильно, вообще ничего не знаете, забудьте про вашу систему интернатов и огромные объемы тренировочной работы. Вы же работаете с детьми. А они – цветы жизни! И должны отдыхать два раза в неделю".

То есть получается, "лбы", которые понаехали в интернат ЦСКА и имеют море энергии, должны тренироваться четыре дня в неделю в одноразовом режиме и проводить один матч при двух выходных. А зачем он вообще ехал тогда сюда из условного Новосибирска? Чтобы на кровати лежать с утра до ночи? Понять не могу. Но нам тогда сказали: "Это современная методика!"

Теперь про "Челси". Там подписывают контракт с юным футболистом в девять лет. В этом возрасте ты можешь выбирать любую школу, но есть правило, чтобы ребенок добирался до нее не более часа. То есть если тебе ехать дольше, потому что живешь, условно, на севере Лондона, в академии "Челси" ты быть уже не можешь. В среднем у каждого мальчишки есть по 40 вариантов – считая и частные школы, и платные. Соответственно, в "Челси" понимают: ребенок имеет 40 вариантов, ходит к ним раз в неделю, в другое время может заниматься в "Арсенале", "Тоттенхэме" или где-то еще. В девять лет "Челси" предлагает контракт понравившемуся футболисту. В возрасте с 9 до 13 лет ребята тренируются пять раз в неделю, проводят одну игру, и один день – выходной. Приезжают в академию и после занятия уезжают.

Далее: с 13 лет все без исключения, даже лондонцы, должны уже жить рядом с базой в Кобхэме. У клуба есть договоры с 50 патронажными семьями, чьи дома расположены примерно в 15 минутах. Туда селят детей – а семьи за это получают деньги. Хотя не будем обсуждать чисто бытовые вещи: многое у нас в отличие от Англии просто невозможно. Цикл занятий для 13-летних и старше: понедельник – одна тренировка, тренажерный зал, теория; вторник, среда, четверг – двухразовый режим; пятница – одна тренировка; суббота – игровой день в чемпионате Англии, в воскресенье игроки разъезжаются домой.

То есть у них ОЧЕНЬ большой объем. Я уже не говорю про саму методику, которая сама очень интересна. На любом занятии есть предтренировка, когда ребята заходят на полчаса в специальный манеж с тренерами по физподготовке. А после основной части 30 минут идут всякие заминки. Длительность увеличивается даже при одноразовом режиме. И никаких двух выходных дней с лежанием на диванах у них нет и в помине!

В итоге возникает вопрос. За счет чего мы хотим обыграть "Челси" или любой другой английский клуб? Селекция у англичан лучше. Погодные условия и инфраструктура – тоже. Играют футболисты больше, соревнования регулярнее и сложнее – у нас даже на первенстве Москвы у ведущих академий много проходных матчей. И в завершение, в Англии еще и тренируются больше, чем у нас!

Раньше я понимал: у нас есть шанс за счет большого объема тренировочной работы, ранней специализации, попыток превосходить соперника физически. А сейчас мы по всем компонентам объективно хуже. Так почему мы должны побеждать? И почему ребята при наличии современного оборудования и контроле за их функциональным состоянием тренируются так мало?..

Другим нововведением голландцев стало, что все академии во всех возрастных группах играли 4-3-3. Всегда считал это нереальной глупостью. Спрашивал тренеров: "Вот у тебя в команде есть два больших форварда-столба. Пацаны – супер! И что делать – сажать одного парня на лавку? Или сдвинуть на фланг, где совсем не его позиция? Объясни мне, почему ты должен играть по 4-3-3, а не в два нападающих? И почему вместо сильного форварда должен играть бездарный полузащитник?" Или ситуация: у тебя три суперцентральных защитника. Почему ты должен играть в два? До сих пор никто ничего не объяснил. А мне всегда казалось, что нужно развивать личности и подстраиваться под тех, кто у тебя есть. Тренер должен ставить в состав лучших, а не подгонять их под тактическую модель.

В Англии я смотрел кучу детских матчей. За одну игру команда могла трижды поменять схему, причем абсолютно безболезненно. Там мне сказали: "Нам не важна схема. У нас 37 футболистов в арендах – один уехал в 4-3-3, другой – в 4-4-2, третий – в 3-5-2, четвертый – в 4-2-3-1, пятый – в "диамант"... Мы должны обучить детей основным принципам игры – главное, чтобы они их усвоили". И я был этим словам, честно, очень рад. Потому что они совпадают с моими догадками о направлении развития детского футбола. В "Челси" я активно общался с директором академии. И если говорить о принципах, то англичане вернулись к тому, что когда-то традиционно исповедовали мы – большой объем работы. Многое модернизировалось, однако глобально у британцев тот же подход, что был когда-то у нас!

От автора.

Не соглашусь в одном. У нас в прошлом небело ничего особенного, что могли перенять иностранцы, это мы стараемся оправдаться за тот футбол и тех воспитанников которые есть на сегодня в России. Те результаты, которые показывали наши юношеские и молодежные команды были достигнуты за счет большого количества жителей СССР, было из чего выбирать, хорошо развитого дворового футбола, большое количество мазанных футболистов, чем увлекались наши бывшие республики.

Ссылаясь на прошлые заслуги, мы расписываемся в своей не компетенции в умении чему-то обучить наших детей футболу.