Часовщик из Травника
После шести десятилетий в футболе, закончится ли одиссея Чиро Блажевича в Китае?
Пресс-центр в штаб-квартире Китайской Футбольной Федерации заполнен журналистами, фотографами и операторами, которые освещают пресс-конференцию нового тренера китайской олимпийской сборной. В этот раз, вместо обычных фотографий — новый игрок или тренер держат футболку или тренировочную куртку или фанатский шарф — «звезда шоу» одет в традиционный китайский красный шелковый пиджак. Он позирует перед камерами, улыбается и смотрится на 10 лет моложе, чем ему есть на самом деле. Те, кто знакомы с ним, знают, что 74-летний Мирослав Блажевич чувствует себя лет на 30 моложе.
Биография Блажевича настолько полна взлетов и падений, триумфов и провалов, неожиданных поворотов и откровенных странностей, что читается как роман. На самом деле нет ни биографии о нем, ни его автобиографии. Биография будет написана, но только после смерти Блажевича, согласно соглашению с журналистом из Сплита. Она расскажет замечательную историю.
Блажевич — Чиро, как его все знают — родился 10 февраля 1937 года в боснийском городке Травник. Он всегда любил спорт, но футбол был не первой его любовью. Будучи молодым, он был лыжником и даже становился чемпионом Югославии среди юниоров. Позже он перешел в футбол и играл на позиции правого вингера в загребском «Динамо», «Сараево» и «Риеке», командах Первого Дивизиона Югославии, а также за швейцарский «Сьон», где травма колена и вынудила его закончить карьеру игрока. Он остался в Швейцарии и начал там обучаться тренерскому искусству.
Футбол в то время не был высоко оплачиваемой работой, тем более на том уровне, на каком работал Блажевич, и потому, пока он учился тренерскому мастерству, он нашел вторую работу на фабрике по производству часов. Он был хорошим, добросовестным работником, работал на конвейере и получал оклад, зависящий от количества собранных часов.
Постепенно, он стал недоволен своей зарплатой, и придумал способ, при помощи которого он смог забирать коробки с частями к себе домой. Там, с несколькими коллегами, он собирал дополнительные часы в свободное время. «Я отлично устроился», — шутил он с друзьями. «Я делаю пять окладов» Тогда, конечно, ему и не снилось однажды стать успешным тренером, который заработает кучу денег. Или, зная Блажевича, он наверное мечтал об этом, и все планировал; он всегда был мечтателем, оптимистом, который относится к каждому новому вызову с энтузиазмом и энергией. Однажды в 1968 году, вскоре после начала работы тренером в "Веви", он самолично вычистил раздевалку метлой.
Кто знает, почему он сделал это? Может быть, грязный пол раздражал его; может ему было просто скучно. Уборщица, старая женщина, видела его. «Почему вы это делаете?» спросила она. «Это не ваша работа. Вы наш главный тренер.» «Да, я главный тренер,» ответил Блажевич, «и однажды я стану тренером национальной сборной Швейцарии.» Уборщица рассмеялась. «Конечно,» сказала она. «А я однажды стану Мисс Швейцарии.» Блажевич оказался прав; уборщица — нет.
После "Веви", он перешел в «Сьон», где проработал пять лет. Это был не слишком успешный период: «Сьон» вылетел в 1969 году и вернулся обратно на следующий сезон. Единственный положительный момент — это французский Блажевича.
Он не просто учил язык, но и прогрессировал как тренер, и в 1973 году был назначен менеджером борющегося за выживание клуба «Лозанна Спортс». Блажевич спросил клубного президента, как много людей приходит на игры чемпионата? Около 5000, ответили ему. «Вскоре, стадион будет битком. Вот увидите, к нам будет приходить по 15000 на игру,» сказал Блажевич. «Без шансов,» ответил босс. «Хорошо,» сказал Блажевич. «Если будет собираться 15000 фанатов, я заберу 10 процентов доходов от продажи дополнительных 10 тысяч билетов.» Его неверующий президент согласился. Конечно же, предсказание Блажевича сбылось, Олимпийский стадион вскоре собирал аншлаги на каждой встрече, и швейцарская газета Blick стала подсчитывать и публиковать доход Блажевича после каждой домашней игры.
«Лозанна» не выиграла ничего, но Блажевич заработал репутацию харизматичного и инновационного тренера. В одной игре он даже поставил своего голкипера играть в атаке. Этого было достаточно, чтобы убедить Федерацию Футбола Швейцарии выбрать его тренером национальной сборной. Проведя год на этом посту, не самый успешный год, Блажевич вернулся в Югославию и вот там успех пришёл к нему.
Поначалу он принял «Риеку», финишировав с ней в середине таблицы. После он возглавил находящееся в кризисе загребское «Динамо», первым применил схему 3-5-2, сильно омолодил состав и вывел клуб на пятое место. То «Динамо» отличалось атакующим стилем, в частности, яростной игрой в дебютах матчей. Так они разгромили «Црвену Звезду» -3:0, забив все мячи в первые 20 минут, а на выезде с «Хайдуком» из Сплита огорошили 60 тысяч хозяйских фанатов двумя быстрыми голами, выиграв в итоге 2:1. Основа была заложена и в следующем сезоне, 1981-82 годов, Блажевич приводит «Динамо» к первому за 24 года чемпионскому титулу.
Блажевич становится известен своим белым «фартовым» шёлковым шарфом, а его джентльменские манеры делают его любимцем болельщиков. В следующем сезоне в чемпионской гонке трех команд «Динамо» проигрывает титул «Партизану», пропустив вперед ещё и «Хайдук», зато завоевывает Кубок Югославии. Огромная популярность Блажевича распространялась на всех, кроме президента клуба, сильная натура и желание контролировать все сферы деятельности приводили к трениям с руководством, видение Блажевичем своей роли больше походило на стиль английского менеджера, нежели просто на роль главного тренера, которой от него ожидали.
По окончании третьего сезона его отношения с руководителями клуба окончательно испортились и он вернулся в Швейцарию, в «Грассхоперс». Тут он выиграл титул в первом же из двух проведенных сезонов, а вот затем наступил довольно безрезультатный период, за время которого Блажевич поколесил по Греции, Косово, Хорватии и Франции и отметился только выводом наверх «Приштины».
В третий раз он вернулся в Динамо в 1990 году, в период пика напряженности между югославскими республиками, сдружился с доктором Франьо Туджманом, политическим лидером хорватских националистов, и вступил в его партию– Хорватское демократическое содружество.
Восемь лет спустя, когда Блажевич привел Хорватию к третьему месту на ЧМ, Туджман присутствовал на победной четвертьфинальной игре с Германией. «Перед игрой я смотрел на трибуны и увидел нашего президента Франьо Туджмана», рассказывал Блажевич. «Он казался необыкновенно маленьким на фоне массивного канцлера Германии Гельмута Коля. Но позже, незадолго до финального свистка, когда мы выигрывали 3-0, я вновь поднял глаза на трибуну и увидел Туджмана и Коля. Вдруг уже Туджман стал казаться большим, а вот Коль выглядел гораздо меньше него».
Прежде чем возглавить национальную сборную, Блажевич выиграл чемпионат с Динамо в 1993 году и взял Кубок в следующем. Хорваты пробились на Евро-96 как победители отборочной группы, опередив Италию, но победа в первой игре с Турцией — 1-0 получилась довольно неубедительной, Горан Влаович поразил цель всего за 4 минуты до конца игры. Это вызвало волну критики, которая ослабла после разгрома датчан 3-0 во втором туре. В заключительном матче с Португалией Блажевич дал отдохнуть некоторым футболистами и Хорватия потерпела поражение со счетом 0-3, а СМИ и болельщики ополчились на него вновь.
Предполагали, что тренер предпочел финишировать в группе вторым, что позволило попасть на Германию в четвертьфинале, однако, если таков был его план, то он явно не удался, потому как хорваты проиграли 1-2 будущим победителям турнира. В Хорватии поднялся скандал и исполком Хорватской футбольной федерации принял решение уволить Блажевича. Блажевич сохранил свой пост лишь благодаря вмешательству Туджмана.
В отборочном турнире ЧМ-98 Хорватия сыграла вничью дома с Грецией, Данией и Словенией, но сумела занять второе место в группе и, выбив в стыковых матчах Украину, обеспечила себе попадание во Францию. Там хорваты обыграли Ямайку и Японию, соответственно 3-1 и 1-0, проиграв лишь Аргентине 0-1 в заключительной игре группового этапа. На этот раз Блажевич выставил сильнейший состав, но существует мнение, будто хорваты не сильно упирались в матче, так как предпочитали получить в 1/8 Румынию, а не Англию. На этот раз расчет оказался верным и Хорватия обыграла Румынию 1-0 и вышла в четвертьфинал.
В Динамо у Блажевича был «фартовый» шарф, во Франции его тотемом стала жандармская фуражка, в которой он провел ряд фотосессий. Матч против Германии, сыгранный 4 июля в Лионе, стал, пожалуй, пиком карьеры Блажевича. Немцы начали здорово, но в тот вечер обычно противоречивый вратарь Дражен Ладич поймал необыкновенный кураж, а за 5 минут до перерыва Кристиан Вёрнс был удален с поля за фол на Даворе Шукере. Роберт Ярни открыл счет на последней минуте первого тайма, а голы Влаовича и Шукера принесли победу 3-0. Начавшаяся эйфория сопровождалась огромным вниманием СМИ, в котором Блажевич чувствовал себя как рыба в воде. Каждый день он давал десятки интервью журналистам со всего света, попивая при этом безалкогольные напитки и закусывая фруктами, и наслаждался славой и обожанием.
Хорваты уступили Франции 1-2 в полуфинале и к Блажевичу нашлись претензии. Звонимир Бобан в перерыве сообщил ему, что не может продолжать играть вследствие повреждения, но Блажевич отказался его заменить. Несмотря на то, что Шукер открыл счет на второй минуте второго тайма, Бобан спустя минуту потерял мяч в противоборстве с Тюрамом, позволив ему сравнять счет. Тюрам забил и второй гол, а Блажевича раскритиковали за несвоевременность замены — Роберт Просинечки появился на поле лишь на 89 минуте.
Тем не менее, после победы в матче за 3 место над Голландией, хорватов встречала в Загребе трехсоттысячная толпа, чествуя их, словно героев. Удача, бывшая с Блажевичем на ЧМ-98, вскоре отвернулась от него, особенно в концовке отбора на Евро-2000, в матче против Югославии. Ладич пропустил два необязательных мяча и ничья 2-2 отбросила Хорватов на 3 место в группе, вслед за Югославией и Ирландией. Блажевич сохранил свой пост, однако ненадолго, после ничьих с Шотландией и Бельгией в отборе на ЧМ-02, его правление подошло к концу.
Впрочем, Блажевич никогда не умел долго находиться в спокойствии и вскоре принял он принял предложение стать главным тренером сборной Ирана. Он дошел с командой до плей-офф квалификации ЧМ-02, но проиграл 1-2 по сумме двух встреч Ирландии. Он вновь принялся кочевать. Спас от вылета Осиек, в четвертый раз вернулся в загребское Динамо и в третий раз выиграл с ним чемпионство. В следующие пять лет Блажевич дрейфовал по скромным клубам — словенская Мура, хорватские Вартекс и НК Загреб, швейцарский Ксамакс, причем с НК Загреб его ждала настоящая катастрофа. (в квалификации ЛЧ Загреб унизительнейшим образом «влетел» скромному венгерскому Дебрецену 0:8 по сумме двух матчей, причем дома команду Чиро «выпороли» 0:5 — прим. пер).
Казалось, его магия ушла, но в 2008 году Блажевич возглавил сборную Боснии и Герцеговины, вернувшись, как он сам заявил, домой. Вопреки ожиданиям, боснийцы заняли 2 место в отборочной группе ЧМ-2010, уступив лишь Испании и опередив Турцию и Бельгию, обыграв их по разу. Но два поражения по 0-1 от Португалии в стыковых матчах, не позволили Блажевичу красиво проститься с чемпионатом мира. Будет странно, если он когда-нибудь угомонится. Он ушел, испортив отношения с боснийской федерацией. Многие думали, что он уйдет на пенсию, но пару месяцев спустя он отправился в Китай, где вывел молодой клуб Шанхай Шэньхуа на 4 место в лиге.
Это убедило чиновников Ассоциации футбола Китая предложить ему должность главного тренера олимпийской сборной с целью квалификации на Олимпиаду-2012. Будет ли это его последним местом работы? Лучше не спрашивать, поскольку любое упоминание о пенсии приводит его в приступ ярости, в котором он утверждает, что не собирается останавливаться. Хотя настоящее время и является эпилогом. «Вы знаете», — говорит он, -«когда лебедь умирает, он испускает громкий крик. Вот так же и я уверен, что это время станет венцом моей карьеры».
Блажевич очень неоднозначен. Некоторые в Хорватии его обожают и называют не иначе, как «Trener svih trenera» — «Тренер над тренерами», но есть и такие, кто говорит, что он посредственный менеджер и больше озабочен собственным имиджем, нежели игрой. Последние постоянно вспоминают его большую ошибку — упорное отрицание потенциала Просинечки. Блажевич мог оставить его в Динамо в 1987, когда Роберту было 18 лет, но предпочел выставить его из клуба, сказав при этом: «если из него получится игрок — я съем свой диплом тренера». Просинечки ушел в Црвену Звезду, с которой выиграл Кубок европейских чемпионов. У них всегда были натянутые отношения и в конечном итоге после ЧМ-98 Просинечки отказался играть за Хорватию, пока сборную возглавляет Блажевич.
Тем не менее, большинство игроков были в состоянии справляться с эксцентричностью Блажевича, без каких-либо потрясений и уходов. «Чиро — это псих, но позитивный, он позитивный псих», -с улыбкой качает головой Славен Билич, вспоминая, что в 1998 году Блажевич был «отцом для каждого, великим мотиватором». «Он фиксирует каждый день своей головой. „Смотрите, сейчас я прибегну к небольшому разносу, чтобы встряхнуть всех немного, а когда я сделаю это, то предложу им сходить в ночной клуб“. Тогда на командном собрании он будет говорить об Эстонии, так, словно это грёбаная Бразилия».
Всё это было нетипичным и не могло нравиться всем, но Блажевич на протяжении более, чем 40 лет превосходил ожидания. Несмотря на его методы, он приносил трофеи грандам и заставлял прыгать выше головы середняков. Китай — его очередной вызов, возможно последний, но Блажевич продолжает работать с привычной энергией. По логике это должно быть его последним местом работы, но между понятиями «Блажевич» и «логика» никогда не стояло знака равенства.
«Мотивация по Чиро»
Если Блажевича не устраивает самоотдача и настрой игроков, он может прибегнуть к весьма демонстративным жестам в раздевалке и известен своей способностью зажечь игроков в предматчевой беседе. Так, однажды, перед важной игрой загребского Динамо против Воеводины, он сорвал с руки «Ролекс» и разбил их об пол с криком: «Я хочу, чтобы вы так же раздавили их!». Игроки, зная о страсти Блажевича к дорогим часам, не поверили своим глазам, вышли на игру сражаться подобно львам и таки добились победы. О том, что Блажевич предусмотрительно заменил «Ролекс» на дешевую подделку, им известно не было.
Находясь с загребским Динамо на сборах, Блажевич был удручен тем, сколько его игроки проигрывали друг другу в карты. Однажды ночью он ворвался к игрокам в номер и застал игру в самом разгаре. В ярости он схватил лежащие на кону деньги и объявил, что игра окончена. На следующий день он подошел к игроку, который был замечен в картежничестве, и сообщил тому: «Ввиду твоего образцового отношения к тренировкам, я решил присудить тебе специальную премию». А затем достал деньги — довольно немалую сумму — и передал игроку.
Блажевич никогда не употреблял алкоголь. Когда его спрашивали о причине, он отвечал: «Мой отец был пьяницей. Он пил так много, что этого хватило и на его жизнь, и на мою».
Во время ЧМ-98 одному из основных игроков сборной захотелось отправиться из тренировочного лагеря в Виттеле в Париж, находившийся в несколько часах езды, чтобы встретиться с девушкой, с которой у него был роман. Он не хотел убегать тайно, поэтому объяснил ситуацию Блажевичу и попросил разрешения провести одну ночь в Париже. Блажевич, относящийся к игрокам, как к детям, сказал: «Да не проблема! Можешь идти, но с одним условием: тебя отвезёт мой сын ».
После ЧМ-1998 вратарь Дражен Ладич решил завершить свою карьеру в сборной. Блажевич пытался убедить его изменить свое решение, но 35-летний Ладич был непреклонен — играть за национальную команду он больше не хотел. Во время их разговора в гостинице «Интерконтиненталь» в Загребе Блажевич достал мобильный телефон, набрал номер и, дождавшись ответа, передал трубку Ладичу: «А теперь скажи ему, что ты не будешь больше играть за Хорватию». Ладич понял, что его собеседником будет президент страны Франьо Туджман, неожиданно передумал и продолжил выступать за национальную сборную.
Во время ЧМ-2002, Блажевич находился в Японии, где работал обозревателем ведущей хорватских ежедневной газеты. У него был приятель-журналист, который помогал ему писать статьи. Незадолго до первого матча Хорватии, Блажевич и журналист просидели до поздней ночи, придумывая вопросы для интервью тренера национальной сборной Мирко Йожича. На следующее утро проснувшийся журналист обнаружил, что фотограф, который должен был присутствовать во время интервью, так и не явился, и предложил Блажевичу сопровождать его вместо фотографа. К несчастью, Йожич не переваривал этого журналиста и, увидев его, спросил Блажевича: «А этот **дак что здесь делает?» Блажевич невозмутимо ответил: «Понятия не имею, он кружится возле меня весь день!», после чего обернулся к своему другу и заорал «А ну, пшел вон отсюда!»
Когда я спросил Блажевича о его впечатлениях от официальной презентации в качестве главного тренера олимпийской сборной Китая, он ответил: «Это было великолепно. Все обращаются со мной как будто я Марадона». Потом помолчал и добавил: «Ну а на самом-то деле, я немного больше, чем Марадона».
Автор текста: Vladimir Novak, «The Blizzard»
Текст переведён и опубликован с разрешения Джонатана Уилсона. Мы будем рады, если перевод этого текста приведёт к тому, что вы поддержите начинание в виде непопсового футбольного журнала.
Текст переводили: Vitos1981, abilat, shevelevee
----------------------
диагноз - маньяк