Алексей Гойхман: «Когда нам стали называть зарплаты, у меня глаза на лоб полезли»
«Волга» из Нижнего Новгорода начала чемпионат-2011 с уверенной победы над «Томью» Валерия Непомнящего. Незадолго до старта сезона президент нижегородского клуба Алексей Гойхман в бодром интервью журналу PROспорт рассказал о добровольных спонсорах, истории с Поляниным, заоблачных ставках и последствиях прыжка с парашютом.
– Три года назад Нижний Новгород выглядел на футбольной карте страны ромбиком, обозначающим города-призраки. И вдруг теперь в каждой лиге по команде. Что случилось?
– При участии губернатора Валерия Шанцева в 2009 году была принята программа развития футбола в Нижегородской области, в которой предусматривалась структура футбольного хозяйства. По этой структуре у нас должен быть клуб премьер-лиги (сейчас это «Волга»), клуб первого дивизиона («Нижний Новгород») и две команды во втором (пока одна – «Химик» из Дзержинска).
– В программе так и было прописано, что клуб премьер-лиги – это «Волга»?
– (после паузы) Так сложилось по спортивному принципу. Но если «Нижний Новгород» получит шанс выйти в следующем сезоне в премьер-лигу, ему никто не запретит.
– Не перебор ли для региона – иметь две команды такого уровня?
– Перебор. В нашей области не так много компаний, готовых спонсировать футбольный клуб, и тем более их тяжело найти сразу на два. Хотя когда мы вышли в премьер-лигу, к нам сами, добровольно, обратились две компании. Одна предложила пять миллионов долларов, другая – четыре.
– То есть остальные к вам обращаются принудительно?
– Нет, не так. Раньше мы сами вынуждены были вести поиск спонсоров. А для клуба первого дивизиона это гораздо сложнее делать.
– Из бюджета города или губернии вам что-нибудь перепадает?
– Ни копейки. Ни «Волге», ни «Нижнему Новгороду». Живем целиком за счет спонсоров. Не без помощи губернатора, конечно же. Например, руководство области взяло на себя договоренность по стадиону, который принадлежит железной дороге. С августа 2009 года мы играем на этой арене. Причем все равно платим аренду.
– По рыночным ценам или чисто символическую?
– Я не знаю, рыночная ли это стоимость, но деньги приличные. За 16 месяцев перечислили 35 миллионов рублей. То же самое по базе, на которой мы тренируемся. Она принадлежит частному предприятию, а мы платим за пользование, в том числе все коммунальные расходы.
– В первой лиге в самом деле много грязи?
– Честно говоря, я с трудом понимаю, о чем может идти разговор. У нас такой уровень игроков, что любая их ошибка выглядит так коряво, словно они ее специально допустили. Классные игроки даже ошибаются красиво, в отличие от здешних. А криминала и коррупции я там не заметил.
– А случай с Поляниным?
– Разве это грязь? Что давала та ничья «Нижнему Новгороду»? Ничего. Мы впереди на 4 очка, до финиша еще один тур, в котором мы все равно выиграем, потому что соперник несильный. Но ничья сразу выводит нас в премьер-лигу. Две команды из одного города, цели схожие – зачем устраивать драку на ровном месте, давайте подарим людям праздник! Ничего дурного там не было.
– Вы не раз утверждали, что не вступаете в войну за игроков. Бережете деньги?
– Да я бы с удовольствием вступил! Если бы имел 40 миллионов долларов, как просил в ноябре. Но жить надо по средствам, а бюджет для меня – это свято. Поэтому платить игрокам я могу только в рамках этого бюджета: столько-то высоких ставок, столько-то средних и так далее.
– Высоких – это каких?
– 50 тысяч долларов – заоблачная ставка для «Волги». Я могу взять на нее трех, четырех игроков. Все остальные – от 10 до 30 тысяч. Но когда мы начали селекционную работу, и нам стали называть зарплаты: 70 тысяч евро, 80, 100… За одного миллион восемьсот в год просили! А ведь эти футболисты не играют за сборную, по мячу один раз из трех попадают. У меня глаза на лоб полезли – я же в премьер-лиге новичок. Я-то думал: четыре ставки по «полтиннику», сейчас команду наберу…
– У вас не возникает противоречия между собственными амбициями и устремлениями – и тем, чего вы реально можете добиться с «Волгой»?
– Есть, конечно, ведь у меня в футболе еще не было неудачных сезонов. С «Нижним» сразу вышли в первый дивизион, на следующий сезон удержались в нем, а с «Волгой» в первый же год пробились в премьер-лигу. Но широко шагая, штаны порвешь. Поэтому я предпочитаю придерживаться стратегии, разработанной на три года. Мы и команду формируем с расчетом на несколько лет. Первый сезон – остаться в премьер-лиге. Второй – попасть в восьмерку. И третий – попадание в Лигу Европы.
– Омари Тетрадзе – подходящий тренер для таких задач?
– Я в этом уверен. Мы познакомились в прошлом году на сборах. Встречались, хотя жили в разных отелях, говорили о футболе, постепенно стали понимать, что у нас на многое сходятся взгляды. Потом я выпросил у него в аренду Марцваладзе. Три дня уговаривал, до двух часов ночи просидели – уломал. Омари махнул рукой: «Забирай». Еще мне очень понравилась его тренировка, идеальный порядок на ней и отсутствие пауз. После этого я ему в шутку сказал: «Если у тебя начнутся проблемы, мы встретимся». И вдруг его увольняют из «Анжи» после первого же тура.
– Не спрашивали, почему?
– Не стал. Вижу, что ему неприятно об этом говорить… А у нас на старте тоже проблемы, четырнадцатое место после восьми туров. Мы поговорили с Александром Побегаловым, погуляли вокруг стадиона, он отличный тренер и порядочный человек, все понял. Пойдем, говорит, напишу заявление. После этого звоню Омари. А тот спит. Девятнадцать звонков ему сделал за два часа. Наконец, перезванивает: «Леонидыч, что случилось?» – «В шесть часов вечера жду тебя в Нижнем». – «Я не успею». – «Значит, в восемь. Номер тебе забронировал. Приедешь – позвони». В восемь звонит: «Я в гостинице». Приезжаю к нему в рваных джинсах, в майке – нацепил, что под руку попалось, – а он выходит в костюме, в начищенных туфлях. «Что с тобой, Омари, мы же два года с тобой знакомы!» – «Я же приехал контракт подписывать». Даже не торговались: «На условия Побегалова пойдешь?» – «А какие у него были?.. Пойду».
– Что за прыжок с парашютом с высоты четыре тысячи метров значится во всех ваших досье?
– Молодой был, дурной. Себя испытать решил. Лет двадцать назад. Приехали с компанией «Нижегородец», которую я тогда возглавлял, по обмену опытом в Швейцарию. И нам предложили аттракцион: прыгаешь с парашютом с горы, а потоки воздуха среди скал рассчитаны так, что приземлишься – мне показывают – во-о-о-о-он на той площадке вдалеке. «А если не попаду?» – «Вы думаете, нам нужны смертельные случаи?»
– Страшно было?
– Было. В какой-то момент меня поток ветра потащил к скале, а скорость такая, что я уже думал, от меня останется мешок с костями. И на расстоянии двух метров от скалы парашют вдруг разворачивает меня в обратную сторону, делает круг, еще один, снижается, снижается, – и действительно вывел меня на ту площадку. Но около скалы я вспомнил всех близких и родных. Потом приехал в номер, пошел в душ, раздеваюсь, а там…
Саша на шоссе
Нападающий «Зенита» Александр Кержаков готовится к новому сезону и говорит о новых амплуа – актера, бейсболиста, строителя и заводящего фан-сектор.
Мороз рекордс
Чемпионат событий российской футбольной зимы, в котором побеждает махачкалинский карнавал, «Рубин» приобретает пару сотен охлажденных московских болельщиков, с «Зенита» требуют деньги за имя, а «Спартак» раздает гостям синие бахилы для прогулок в красно-белых интерьерах.
Милош в форме
Сербский любимец Турина глазами местного журналиста.
Бегущие вместе
Помимо Милоша Красича российский чемпионат за последний год покинули еще несколько футболистов. PROспорт вспомнил о семи игроках, которых мы запомним – хоть и по разным причинам.
Ивановна и детство
Биатлонистка Анна Богалий-Титовец о своих мужчинах, машинах и встречах с избирателями.
Кубик Гагарина
Перед вторым раундом плей-офф PROспорт проводит главных героев КХЛ через испытания, скандалы, ошибки, чудеса и победы, пытаясь предусмотреть все.
Холодный дом
Несколько лет Сергей Новиков подбирал для PROспорт лучшие кадры, снятые другими фотографами, а потом понял, что снимать самому гораздо интереснее. Он вышел из теплой редакции и отправился в замерзшее Подмосковье снимать хоккей с мячом.
Максим Вылегжанин: «Нет у нас с Легковым никакого конфликта»
Серебряный призер чемпионата мира в Норвегии – о страшненьких талисманчиках, о ненужности коллективных писем и что хорошо бы иметь домик в деревне.
Петрарка и вратарь
Корреспондент PROспорт съездил на чемпионат Италии по хоккею и понял, что поедет еще.
Некто Юлаев
На чемпионате мира по скоростному спуску на коньках корреспондент PROспорт еле удержался на ногах.
«Если на спине висит ружье, оно обязательно выстрелит»
Мифы о стрельбе в биатлоне комментирует трехкратная олимпийская чемпионка Анфиса Резцова.
«Титаник» плывет
Чемпионат России по футболу стартует, не решив ни одной проблемы (колонка Василия Уткина).
Обмани меня
Как Бо Белински стал суперзвездой, выиграв всего четыре игры (колонка Михаила Калашникова).
____________________________________________
Видели мы этот спортивный принцип в прошлом году)
По финасированию Вы тоже промахнулись. Гойхман говорит о сбалансированном бюджете, в коем бешеные зарплаты, как титанам :-) Раменского, в Волге НН платить не будут.