8 мин.

Игорь Ефремов: «Зарабатывать будем вместе. Было бы что зарабатывать»

- Почему в первый дивизион попал «Факел», а не «Локомотив-2»? Где спортивный принцип, «Локо-2» занял 3 место в своей зоне, а воронежский клуб 4 место. Или у Сарсании все схвачено с Фурсенко? (Артем Егоров)

– Вопрос, конечно, сразу в лоб. Я это вижу так – соревнования теперь проводит не ПФЛ, а ФНЛ. Я знаю, что регламентные нормы существовали, но на регламент ссылаться, в данном случае, не очень корректно. Сравнивать пять зон, пять турниров одной лиги неправильно. У меня нет четкой уверенности, что третья команда зоны «Запад» сильнее, допустим, пятой команды зоны «Урал». Команды из разных зон не соперничали друг с другом.

В связи с тем, что «Краснодар» ушел на повышение, к нам пришли три письма – от «Локомотива-2», от «Факела» и от «Торпедо-ЗИЛ». Бюро Исполкома эту тему обсуждало. Я не хочу углубляться в политику, я просто хочу сказать, что Воронеж для нашей страны, для нашего футбола намного привлекательней – это от 10 до 15 тысяч зрителей, это крупный регион, это стадион, это традиции и прочее. Ни в коем случае не умаляю заслуг «Локомотива-2», это вообще отдельная история. Мы можем приводить пример Испанию, в низших лигах которой играют вторые команды клубов, поэтому это другая тема. Что касается «Торпедо-ЗИЛ», то кроме письма ничего не было.

А про то, что у кого схвачено – это досужие разговоры вроде былых кричалок «Гинер все купил». Это я оставляю без комментариев. Сарсания не первый год в российском футбол, и его все знают. И надо еще понимать такую вещь, что кроме всех  этих знакомств и связей человек берет на себя ответственность перед футболом, перед теми, кто его поддержал, перед «Факелом» и его болельщиками.

- Успеете прописать до следующего сезона регламент на случай таких вот непредвиденных ситуаций?

– Решение принимает исполком, но я считаю, что имею право высказать свое личное мнение. Я думаю, что прописать это будет нужно следующим образом – победители зон выходят напрямую в первую лигу, а судьбу иных претендентов на повышение должен решать Исполком в каждом отдельном случае – с учетом, в частности, инфраструктуры.

- Просто нет уверенности в том, что такие истории не будут повторяться.

– А они будут повторяться, это сто процентов. Особенно учитывая то, что скоро должен вступить в силу финансовый фэйр-плей. Приведу пример десятилетней давности. Есть такое соревнование ЛФК, в нем команды борются за право играть во второй лиге. Так вот, раньше лучшие команды из Москвы и Московской области в двух матчах бились за выход во вторую лигу. Сейчас уже нет такого – и Москва, и Московская область напрямую проходят во вторую лигу, конкуренция очень ослабла. Так о чем здесь говорить, раз нам порой в Премьер-лигу людей приходится выталкивать.

- В целях повышения эффективности работы ФНЛ собираетесь ли вы пригласить на одну из должностей Николая Толстых, имеющего за спиной колоссальный опыт и адаптация которого на новом месте не заняла бы много времени? (красно-белый контроль)

– В этой связи могу ответить только одно: с Николаем Александровичем знакомы давно, я его очень уважаю и ценю, мы хорошо общаемся. На мой взгляд, ему будет не очень комфортно работать таким образом, да и я не хочу предлагать ему такую форму сотрудничества. Толстых сильный руководитель, деятельный человек, и я всегда могу обратиться к нему за советом. Но создавать должность под конкретного человека... Мне кажется, что это не совсем правильно.

- Какой вы видите ФНЛ через пять – семь лет вашего правления? (Количество клубов, способы заработка, улучшение инфраструктуры и т.д.) (sterwa)

– Про 5-7 лет точно говорить не могу, у меня полномочия до середины 2013 года. Я могу только помечтать. Мне хочется, чтоб это был турнир, достойный масштабов нашей страны. Страна у нас огромная и, как говорят многие, не футбольная. Я этого не понимаю и уверен в обратном. Мы сами к себе так относимся, все время киваем на Запад, где все так хорошо и красиво. У себя же обращаем внимание только на договорные матчи и прочую грязь. Это мы здесь сидим в Москве и не имеем понятия о том, как все происходит в регионах. А там очень неплохие показатели, средняя посещаемость у нас выше, чем у Серии В.

Будем стремиться, чтобы через 5 лет команды играли на хороших стадионах, и играли в них в футбол. Только так, без кавычек. Мы намерены успевать за развитием коммуникаций, чтобы людям и у экранов телевизоров было комфортно.

- Игорь Викторович, что из себя представляет юридическая служба ФНЛ? Штат, задачи?  Пользуясь случаем, разрешите узнать, есть ли в ней вакансии для молодого юриста?

– На данный момент юридическими вопросами занимается юрисконсульт, это ежедневная, кропотливая работа. И есть директор по юридическим общим вопросам, этот человек  будет представлять лигу в комитете по статусу игроков, в комиссии по лицензированию, например. Есть у меня такое мнение, что не стоит раздувать штат, потому в настоящий момент свободных мест нет.

- Игорь Викторович, учитывая непростое положение клуба, не слишком ли опрометчиво год назад было декларировать задачу «Сатурну» занять 5-е в чемпионате? (Omen)

– Неправильно говорить о том, что мы эту задачу декларировали. Строго говоря, нам ее поставили. Мы собрались с руководством и с игроками, и слова про пятое место прозвучали. Вообще так обозначать задачу для клуба средней руки, мне кажется, не совсем корректно. Мое мнение таково, что задача такого клуба – играть в футбол, биться за победу в каждом матче, радовать болельщиков.

В предыдущем сезоне мы заняли седьмое место. Согласитесь, после этого не ставят задачи стать девятыми или восьмыми. Поверьте, даже со всеми этими финансовыми проблемами мы на старте сезона не провалились – мы могли бы и пятое занять, почему бы и нет? Финансовые проблемы вообще возникали всегда, но они как-то решались. А мы просто подошли к критической черте и обратной дороги у нас быть не могло.

- Кстати, одним из немногих способов найти хоть какие-то деньги называлось ускорение возврата долга лиссабонским «Спортингом» за трансфер Симона Вукчевича. Почему не удалось использовать эту возможность?

 - При переходе Вукчевича в 2007 году была оформлена договоренность, что крайним сроком оплаты части трансфера станет 31 декабря 2010 года. Насколько мне известно, «Спортинг» написал письмо с просьбой перенести срок выплаты до марта 2011 года, но деталей я не знаю, поскольку к тому моменту уже ушел с поста гендиректора. Полагаю, что именно новость об иске к клубу со стороны обанкротившегося МОИТК подвигла «Спортинг» написать это письмо. Хотя в августе-сентябре прошлого года я написал им письмо, где просил, в связи с непростым положением «Сатурна», досрочно вступить в переговоры по последнему траншу футболиста, поскольку очень нужны были деньги.

- Работа футбольным функционером нервная? Если да, то какие способы восстанавливать нервы вы посоветуете? (Tomas Nepotrebko)

– Это не связано с работой. Если человек по жизни нервный – он всегда нервничать будет. Если у тебя есть сложности, то проанализируй их и действуй так, чтобы это привело к минимальным потерям.

Я сам по себе человек очень вспыльчивый, но люди, которые меня знают и общаются со мной последние 10 лет, наверно, такого обо мне сказать не могут. В какой-то момент я понял, что нервничать неправильно, и это ни к чему хорошему не приведет, никакой пользы из этого для себя ты не извлечешь.

Работа функционера не сахар, конечно. Но я свою жизнь вне футбола не представляю. У меня есть тренерское образование, но я достаточно давно понял, что тренером работать не смогу по целому ряду причин, известным только мне, поэтому стараюсь приносить пользу футболу в другом качестве

- В тренерскую работу когда-нибудь вмешивались?

– Нет, это невозможно. Любое вмешательство подразумевает недоверие, а менеджер должен быть уверен в том человеке, которому доверил команду.

- Возможен ли в России коммерческий футбол? И что необходимо сделать для того чтобы футбол стал полностью профессиональным, независимым, коммерческим? (sandrav)

– Конечно, возможен. Просто для этого расходы должны быть сопоставимы с доходами. Самоокупаемость же можно сделать не только за три миллиарда, но и за триста тысяч, правильно? Я понимаю, что у большинства болельщиков это вызывает негативные эмоции: зарплаты у нас в футболе неплохие, скажем прямо, а доходы у клубов не достаточны.

Конечно, таких хозяев, готовых давать свои деньги клуба, как Гинер и Федун на всех не хватит. Значит надо стараться зарабатывать самим – это возможно. И я надеюсь, что мы этому придем.

- Как вы собираетесь бороться с пустыми трибунами? Что нужно сделать для того, чтобы на телекартинке они выглядели более-менее заполненными?

– Ну мы же их закрашивать не будем, правильно? Поэтому с пустыми трибунами, в первую очередь, должны бороться клубы, добиваясь от своих футболистов качественной игры. Мы не должны бояться пустых трибун на телекартинке, все с чего-то начинают. Должен быть качественный показ матча, а манекенов на трибуны мы усаживать не собираемся.

- Будут ли транслироваться матчи первого дивизиона на «России-2»? И если да, то в каком количестве? (Андрей)

– Вы знаете, пока официально я об этом заявлять не могу, бумаги не подписаны, но я уже сейчас могу сказать какой матч в прямой трансляции планируется транслировать по «России-2» первым. Это матч «Урал» – «Жемчужина». Но документы готовятся, до июля трансляции уже расписаны.

- Кто продает рекламу на щитах?

 - Сейчас коммерческими правами владеет РФС, и у его президента есть горячее желание помогать нам в этих вопросах: то есть поиск титульного спонсора и всего остального. По предварительной договоренности 50% коммерческих прав остается у РФС, а 50 – у клубов ФНЛ.

- Сколько телевидение платит за показ матчей?

– Пока мы нисколько не зарабатываем, так как ещё ничего не показывали. Сначала трансляции будут проходить в «тестовом» режиме, а затем, в зависимости от телерейтинга, от смотрибельности мы будем обсуждать с ВГТРК обсуждать стоимость трансляций. Ведь раньше никто не думал, что биатлон будет популярен, а сейчас его вся страна смотрит. Также и у нас. Главное, что у ВГТРК есть интерес показывать футбол. Внутри каждой трансляции есть рекламное время, которое можно продавать.

- Значит, только ВГТРК будет зарабатывать?

– Клубы также смогут заработать. Часть расходов возьмет на себя ВГТРК, часть мы. Зарабатывать будем вместе. Было бы, что зарабатывать.