«Не мешайте моим канонирам, я ручаюсь за успех»
«Не мешайте моим канонирам, передайте моему императору - я ручаюсь за успех».
Именно такие слова история приписывает французскому генералу Сенармону, смелые и, главное, неожиданные действия которого позволили Наполеону разгромить очень неудобного соперника Беннигсена. Русский полководец несколько раз встречался с прославленным французским императором и всякий раз уходил с поля боя непобежденным. Но не в этот раз.
Эта битва вошла в историю под названием «Фридландская катастрофа» или «Фридландский разгром».
После серии сражений и мелких стычек французская и русско-прусские армии решились для генеральной разборки. Очная встреча двух огромных группировок должна была решить, на чьей стороне будет успех в этой затянувшейся кампании. Наполеон стремился вывести из игры очередного соперника – на этот раз Пруссию. Русский император стремился не пустить «корсиканское чудовище» к своим границам.
Битва началась рано утром 14 июня 1807 года по новому стилю. В первой фазе сражения русские войска решили переправиться через реку Алле, чтобы занять как можно более выгодную позицию до подхода главных сил французов. Дело в том, что сам Наполеон подошел к месту битвы только к 17 часам, когда его генералы еле сдерживали довольно пассивные атаки русских войск. Беннигсен не знал точную численность армии противника и практически весь день ждал активных действий со стороны Наполеона, который был еще далеко.
Наполеон сразу оценил слабость русских позиций и приказал своему правому крыл обрушиться всей массой на левый фланг противника, которым командовал Багратион. Большое озеро мешало Беннигсену перебрасывать резервы с одного фланга на другой, и потому Багратион оказался один против превосходящих сил французов. Русский генерал держался изо всех сил и даже переходил в контратаки, расходуя все имеющиеся в наличии силы. Последним резервом была лейб-гвардия, именно ее Багратион и бросил в отчаянной попытке избежать разгрома.
Но генерал Сенармон успел сосредоточить прямо перед русскими позициями батарею из 36 орудий и открыл шквальный огонь. Французы быстро подавили русскую артиллерию и прямой наводкой стали косить русскую пехоту. Атака лейб-гвардии захлебнулась – пушки Наполеона в который раз оказались сильнее русских штыков.
Беннигсен дал приказать отступать, но было уже поздно. Переправляться пришлось через единственный мост через реку Алле, причем когда разгромленное левое крыло русской армии под ураганным обстрелом французов все-таки сумело перейти на противоположный берег, был отдан приказ сжечь мост, и потому правофланговая группировка русской армии под командованием генерала Горчакова отступала через броды, понеся ужасающие потери именно при беспорядочном отступлении.
Противник был разгромлен и полностью деморализован, русские понесли гигантские потери в офицерском корпусе, погибло почти три четверти русской гвардии. Пруссия капитулировала, а Наполеон все-таки вышел к границам Русской империи.
Задача для команды Дона Массимо простая – брать свои очки и попытаться догнать Юрия Семина. Но такие соперники как СКА-Хабаровск, которые сами не играют и другим не дают, портят нервы всем любителям красивого футбола. У соперника всего 12 очков в активе, впереди маячит неизбежный вылет в родной пердив, а хабаровчане и не думают даже попытаться что-то придумать в атаке. Взять очко для них сродни подвигу. Пусть вылетим из вышки, зато будем гордиться перед своими потомками, что когда-то приехали в Москву и отняли очки у самого Спартака.
Большой вопрос – зачем вы выходите в вышку? Чтобы набрать рекордные 12 очков и бесславно слиться обратно? Я понимаю, так можно играть в первом круге, но во втором уже надо хотя бы попытаться спастись. Тем более такие соперники, как Спартак, не держат в тылу большие силы и потому можно и нужно пытаться ловить, что называется, на контратаках.
Хабаровчане выбегали в контры, но как-то вяло и трусливо. Единственная полновесная попытка пришла после обреза Кутепова в самой концовке, естественно, когда счет уже был в пользу Спартака – но страху натерпелись все спартаковцы. Удар заблокировали, но это было очень опасно, у меня до сих пор живот не отпустило. И кто мешал выбегать в такие контры раньше? И не надо ныть насчет «несправедливого» штрафного. Вселенная не терпит подобные выходки – дали шанс сыграть в премьер-лиге, так не позорьтесь, играйте, чтоб вашим фанатам не было стыдно. И не надо трусливо отбиваться ради одного очка, вам спасаться надо, а потому играйте смелее.
Игроки Спартака до игры поспорили, кто пробьет Довбню дальним ударом. Из пределов штрафной бойцы Дона Массимо били много раз, но так забить было неинтересно, а потому били они вяло, как будто нехотя. А вот из-за пределов штрафной лупили изо всех сил – смачно, от души. Старался особенно Куинси Промес. Но в итоге спор выиграл Фернандо – именно волшебная правая бразильца закрутила мяч так, что уже никому неинтересно, за что именно судья поставил этот штрафной. Кстати штрафной заработал новичок команды Максимович, а дальний пас на него вырезал именно Фернандо.
Когда соперник выстроил глубокоэшелонированную оборону, прорвать ее можно только за счет дальних ударов. Хотя и в саму штрафную спартаковцы проникли много раз и кто только ни пытался пробить Довбню. Почему в сборной Габулов, а не кипер из Хабаровска уму непостижимо.
Ханни очень понравился, смело и, главное, эффективно лез в обводку, брал игру на себя, в тесноте штрафной соперника постоянно находил мяч и имел свои шансы забить первый гол за Спартак. Конечно, менять надо было не алжирца, а Промеса. Но тренер, который имеет дело с командой каждый день и которому потом работать с замененной главной звездой еще много игр, так никогда бы не поступил. Промес получил еще шанс и был заменен позже – вот вам и тренерское умение Дона Массимо сделать все вовремя. Ради сиюминутного результата можно дестабилизировать обстановку до конца сезона.
Промес, возможно слишком часто бил не из самой выгодной позиции, но он имел на это полное право, потому что до этой весны не один раз спасал команду именно такими нестандартными действиями. Да и потом не факт, что лишняя попытка его партнеров пробить из «более выгодной» позиции после его условного паса обернулась бы голом. Сами смотрите, сколько раз били спартаковцы из «выгодных» позиций и все в Довбню.
Реально же Селихова можно было не выпускать.
Генерал Сенармон сильно рисковал, когда передвигал свои пушки как можно ближе к русским позициям. Но именно ураганный огонь его артиллерии позволил французскому императору одержать блестящую победу над доселе непобедимым Беннигсеном.
Русский полководец мог не переправляться через реку в начальной фазе сражения, если он изначально планировал вести любимую вязкую оборону - надо было оставаться на другом берегу и заставить французов первыми пойти в атаку. А тут он вроде переправил армию на неудобную позицию, но на активные атакующие действия не решился. И основные потери он понес уже в финальной фазе сражения, когда русские части в спешке переправлялись через злополучную реку.
Промес и Компания сильно рисковали, когда устроили обстрел Довбни из казалось бы не самых выгодных позиций. И не случайно, что паранормальный удар Фернандо из-за штрафной не с самой удобной точки для его правой все-таки распечатал ворота Довбни. Поверьте, со временем никто не вспомнит про эти 70 или 80 бесплодных ударов, все будут смаковать контрольный выстрел бразильского волшебника. И никому в пердиве не будет интересно, что Хабаровск до этого матча целых 2 раза не проиграл Спартаку. Историю пишут победители.