Сериал «Ювентуса» и Netflix – это мощнейший маркетинговый успех
Sport Connect посмотрел три серии и аплодирует.
Сериал Netflix про «Ювентус» – это не просто воспевание футбола, тонкая итальянская эстетика и дорогое развлечение эпохи OTT. Для футбола в целом это новый этап взросления и приобщения к глобальной индустрии развлечений. Для самого «Ювентуса» – еще и значимый отрезок новой маркетинговой стратегии.
«Ювентус» давно заскучал на итальянском рынке: он выиграл 6 чемпионатов подряд, завоевал фан-аудиторию во всех регионах, выкачал большой процент телевизионных доходов – и уперся в потолок. Чтобы приблизиться к гигантам из АПЛ и примеры, одного господства в Италии, очевидно, мало, поэтому в Турине затеяли тотальную перезагрузку бренда. Чтобы понять природу изменений и новых проектов «Ювентуса», надо вернуться в 2017 год, когда клуб показал новый логотип – без традиционных футбольных форм и элементов.
«Чтобы идти дальше, нужно выходить за рамки футбола. Нужно быть понятным и привлекательным для огромного количества людей из стран, где любовь к футболу еще не вшита в ДНК, – рассуждал бренд-директор «Ювентуса» Сильвио Вигато на одной из конференций. – Как мы можем заинтересовать, что можем рассказать жителям Шанхая или Сан-Франциско? Подумав об этом, мы сели составлять план международных активностей на 3-4 года вперед. И вскоре осознали, что все действия никак не соотносятся с нашим брендом. Нужно было что-то более международное и привлекательное. Требовались перемены».
Обновленный «Ювентус» смело продвигается в других странах (от Австралии до США) и всего за год увеличил доходы от мерчандайзинга на 42% (с 13,51 миллиона евро до 19,199). Один из лучших примеров активности – сотрудничество с крупной круизной компанией Costa Cruises, которое началось в сентябре 2017-го. Теперь на лайнерах компании, отправляющихся из портов Шанхая, Шэньчжэня и Тяньцзиня, есть уголки «Ювентуса»: путешествующие по морю китайцы могут зайти в мини-музей «Юве», отвести сына или дочь в детский клуб, где их развлечет зебра-маскот Джей, или позаниматься на небольшом поле под присмотром тренера (ну и, конечно, купить атрибутику).
Сериал идеально ложится в эту двуглавую стратегию «Ювентуса»: продюсировать развлечение и привлекать внимание тех, кто еще не погружен в футбол (именно такая аудитория сидит в Netflix). Получилось удобно: мало того что американская платформа пришла к туринцам сама, так еще и заплатила за разрешение на съемку (сколько – неизвестно, но «Манчестер Сити» за аналогичную историю получит от Amazon около 10 миллионов фунтов). Безгранично удачное партнерство.
«Нас заинтересовали не деньги, а попадание в платформу, у которой 110 миллионов подписчиков по всему миру, причем половина – из США. Это бесценная возможность вырасти на международном уровне и найти новых болельщиков. Такие коллаборации показывают, что мы обновляемся и хотим быть спортивно-развлекательным брендом», – сказал ответственный за выручку «Ювентуса» Федерико Паломба.
У «Ювентуса» и Netflix удачно сошлись генеральные цели, поэтому сериал далек от формата клубного телевидения и вряд ли даст давним фанатам новые знания. Он рассчитан на традиционную аудиторию Netflix, которой «Карточный домик» и разборки Фрэнка Андервуда с конгрессом гораздо ближе Гонсало Игуаина и его разборок с буйными неаполитанцами.
Главная задача стриминговой платформы – пополнить спортивный раздел, познакомить людей с футболом и изучить, насколько востребованным может быть такой контент. Главная задача «Ювентуса» – закинуть незнакомой аудитории свои главные преимущества: изящный итальянский стиль, мощь традиций и силу клуба, который рвется к победе в Лиге чемпионов спустя 20 с лишним лет. Все эти мотивы пронизывают каждую серию.
Режиссеры снимали не реалити-шоу и не стремились к чистой хронологии. Они выделили лишь несколько напряженных матчей, которые позволяют прочувствовать горечь от унизительных поражений, бешеное сердцебиение от равных матчей и безумную радость от важной победы – перепады эмоций и различия в результатах удерживают внимание зрителя, который вообще без понятия, на каком месте идет «Ювентус» и как он сыграл с «Беневенто». Половина футбольного сезона превращается в череду сюжетных сломов – по сути, обычный сериал с реальной и при этом спортивной основой.
Все начинается с залитой солнцем поляны в тренировочном центре в Виново, где боссы «Ювентуса» в очередной раз ставят цель – выиграть Лигу чемпионов. Проходит несколько минут, и на экране мелькает неуловимый Лео Месси. Кошмарные 0:3 от «Барселоны» – опечаленный, раздавленный Дибала скрывается в подтрибунье «Камп Ноу». Следом случается первое за много-много лет поражение от «Лацио» – Турин проваливается в депрессию, и черно-белые стикеры, расклеенные по телефонным будкам, выдавливают из зрителя щемящую тоску и сопереживание. Неаполь жгуче ненавидит Игуаина и помещает его портрет на туалетную бумагу (Гонсало отвечает победным голом), а через несколько дней «Ювентус» все-таки прорывается в плей-офф Лиги чемпионов – каждая крупная игра становится самостоятельным сюжетом. На этом фоне иногда подсвечивается сложность тренерской работы: Аллегри накануне битвы с «Наполи» проводит тестовый матч с командой из четвертого дивизиона и рассказывает помощникам о дисбалансе в действиях крайних полузащитников.
С каждым матчем зритель становится все ближе к команде. Это ощущение дают и визуальные приемы (все снято с кромки поля, как будто игроки бегают в трех метрах от зрителя), и психологические (каждая игра предваряется личной историей героя-футболиста).
В числе прочего мы видим:
Как измотанный Клаудио Маркизио после тренировки варит кофе в гейзерной кофеварке и расслабляется в тишине – он любит этот момент, когда жена бегает по делам, а дети еще не вернулись из школы. По его словам, правильные итальянцы используют только гейзерные кофеварки – так вкус получается более насыщенным.
Как тот же Маркизио приобнимает администратора Розанну, с которой познакомился еще мелким парнем из академии. Розанна более 20 лет чистит бутсы и раскладывает форму игроков «Ювентуса» в тихой комнатке на базе.
Как Федерико Бернардески учится играть на гитаре и борется с одиночеством в компании двух бульдогов: «Они мои лучшие друзья, мы вместе переживаем все позитивные и плохие моменты». Особенно хороша съемка интерьера – со скульптурами Трех обезьян, которые не видят, не слышат и не говорят о зле. Еще Федерико показывает мраморные шахматы, которые ему на Рождество подарил папа.
Как Джанлуиджи Буффон говорит, что иногда плачет в одиночестве, потому что «это раскрепощает и позволяет чувствовать себя настоящим человеком». «Но я никогда не плачу только из-за футбола – это более романтичное и цельное состояние, чем горечь поражения», – сказал Буффон, и через несколько мгновений в кадре появились фотографии с рыданиями Джиджи после невыхода Италии на чемпионат мира.
Как бреется Игуаин. Оказывается, он пользуется бритвой раз в 15 дней, но иногда – если складывается шикарная голевая серия – отращивает бороду. В зеркале виднеются татуировки – это первые буквы имен родственников (Хорхе, Нэнси, Николас, Федерико, Лаутаро) и фраза «Вместе мы непобедимы» на правом бицепсе.
***
Уже появились первые цифры о реакции аудитории.
Во-первых, сериал явно заинтересовал женщин – они написали более половины постов в соцсетях с хэштегом #FirstTeamJuventus (51,3%).
Во-вторых, сериал явно стал глобальным явлением – только 48,9% откликов написаны итальянцами. 12,5% отзывов запостили американцы, 7% – австралийцы, по 4% – индонезийцы и британцы, 3% – канадцы, 2% – немцы.
Кажется, все не зря.
Подписывайтесь на наш канал в телеграме – там есть и другие истории о спортивном маркетинге.
Также читайте на Sport Connect:
«Бешикташ» построил роскошную кампанию вокруг хэштега. У видео – 8 млн просмотров
Главные медиапроекты Игр-2018: трансляции в Uber и VR-студия
Фото: netflix.com; Global Look Press/Alberto Lingria/Xinhua
В нуарной заставке бакланы сбрасывают тротуарную плитку на Калининградские топи.