Нури Шахин: Хочу, чтобы после окончания карьеры дети мной гордились
Полузащитник Боруссии Дортмунда рассказал в интервью The Guardian о Юргене Клоппе, о том, какой крутой Джейден Санчо и о том, как хочет вернуть Лигу Чемпионов в Дортмунд. Пока Шахин рассказывал, я все это перевел для читателей блога «Записки Шизофреника». Приятного чтения!
Круг замкнулся, и мы снова вернулись туда, где для Нури Шахина все начиналось. Мы зашли в общую комнату, где проживают игроки молодежных команд БВБ, и в первую очередь нам бросилось в глаза, что обстановка, за исключением консоли и настольного футбола, идентична оруэлловскому стилю Большого Брата. Нас уверили, что когда Нури Шахин познавал тут футбольную науку, все это многообразие символики клуба отсутствовало. Шахин со своими сверстниками жил в этой общаге, находящейся в центре города, с 12 лет.
Именно здесь он познакомился с Марцелем Шмельцером – «лучшим моим другом, который когда-либо у меня был и будет». В первые шесть месяцев они не особо ладили, но потом все изменилось. «Я был уже профессионалом и всеобщим любимцем», - улыбается Шахин. «Я часто пропускал занятия в школе, а он всячески меня прикрывал. Когда учителя спрашивали, где я, ему приходилось врать. Он говорил, что я на игре, хотя на самом деле лежал в кровати и спал».
В мае прошлого года после выигранного финала Кубка Германии с Айнтрахтом Шмельцер публично раскритиковал тогда еще главного тренера команды Томаса Тухеля за то, что тот хотел избавиться от Шахина. «У меня никогда не было проблем с Тухелем», - подчеркивает Шахин и добавляет, что он (Шмельцер) никого не склонял к тому, чтобы уволить человека, который два года рвал жопу за клуб.
Увольнение Тухеля было только вершиной айсберга под названием «турбулентный 2017», который включил в себя атаку на клубный автобус в апреле и закончился краткосрочным пребывание в клубе Петера Боша, с которым его пути пересекались еще в Фейенорде, когда Шахин играл там, в аренде, а Бош был спортивным директором голландского клуба. Кстати, Шахин считает, что именно в тот момент некое заклинание положило конец его постоянным травмам и позволило вернуться в состав БВБ, - «В последние восемь месяцев я только и говорил себе – я босс своему телу, я тут главный».
Несмотря на это, разочарование Шахина было весомым так, как клуб не хватал звезд с небес во время его первого пребывания в Дортмунде, а финал Лиги Чемпионов 2013 случился почти сразу же после его возвращения из Реала. В Испании вообще ничего не получилось: после года, проведенного на лавке за спиной Жозе Моуриньо, Шахин отправился в аренду в Ливерпуль, но уже спустя пять месяцев в январе 2013 он вернулся в Дортмунд.
«Клуб за последние 10 лет развивается очень интенсивно и когда пришло время принимать решение, альтернативы Дортмунду не было».
Его любовь к клубу зародилась во времена золотой эры Оттмара Хитцфельда, когда Шахину было 7 лет. Майским вечером 1997 года родные отмечали день рождение его матери, но маленький Нури с братом Уфуком (пацаны, по-другому не знаю как перевести – в оригинале написали Ufuk ), проигнорировав праздник, остались дома с замиранием сердца наблюдать за игрой.
Спустя шестнадцать лет он сидел на скамейке запасных на Уэмбли. «Я был уверен, что мы победим, - вспоминает Шахин – но проблема была в том, что Бавария до этого уже проиграла два финала и если футбольный Бог существует, то именно по этой причине он был с ними. Когда прозвучал финальный свисток, внутри что-то оборвалось. Я заплакал. Я бы не стал этого делать, но перед глазами всплыли воспоминания из далекого 97-го, как мы с братом праздновали победу и мечтали о собственном кубке чемпионов. Я должен был держать этот кубок в руках в ту ночь, но не вышло. Возможно, у меня будет еще один шанс».
Сейчас же на горизонте маячит Аталанта в Лиге Европы, на которую, судя по всему, Петер Штегер рассчитывает.
Шахин вспоминает эру Юргена Клоппа. «Он дал нам философию, с которой мы могли победить любого. Помню, когда мы должны были играть с Баварией в феврале 2011, в том сезоне мы стали чемпионами, мы опережали их на семь очков. И перед игрой мы говорили себе «ОК, нам остается всего лишь сыграть вничью, а затем останется совсем немного игр». Я не знаю, как и от кого, он узнал про эти разговоры, но… вы же знаете, он очень умен… перед матчем он выдал нам такую зажигательную речь. И когда мы шли к автобусу, который должен был везти нас на игру, я знал, что мы победим (тот матч закончился со счетом 3-1 в пользу Боруссии).
Еще один интересный факт. Когда Клопп принял решение Шахина об уходе на Бернабеу после того, как они выиграли Бундеслигу-2011, они разговаривали о многих вещах кроме футбола, включая Брексит. «В тот вечер как раз должен был состояться референдум. Мы ужинали у него дома, и он рассуждал о том, как это повлияет на футбол, на трансферы, на соотношение фунта к евро. Я несильно в этом разбираюсь, но слушая Юргена, я понял, что мне нужно обратиться к экспертам, чтобы вести с ним такие беседы».
Эта страсть жить полной жизнью уже заставляет задумываться Нури о жизни после футбола и этим летом он поступил в Гарвард на специальность «Спортивный менеджмент». Он говорит: «У меня большие планы после того, как я закончу карьеру. Я хочу, чтобы дети гордились мной. И знали меня не только, как футболиста».
Сейчас ему 29, и у него много опыта за плечами, но Шахин не считает, что он может чему-то научить молодых игроков Боруссии. Их уровень шокирует его. «я бы не купил билет на матч, в котором играет такой игрок как я, но обязательно купил бы билет на матч, где Джейден Санчо возит по полю двоих соперников»
Что бы ни было дальше, Дортмунд останется в его сердце. «Я думаю, эта история не закончится никогда, - утверждает Шахин, - буду ли я игроком команды, тренером, членом правления или просто болельщиком, я хочу, чтобы Кубок Чемпионов вернулся сюда. Я видел, что происходило на улицах, когда мы брали Бундеслигу и Кубок Германии. Это было просто сумасшествие. Победа в Лиге Чемпионов будет последней главой в моей книге, которой пока не хватает».
На этом все. Ставьте плюсики и подписывайтесь на мой блог! Впереди много интересного! До скорого!
Чуть не забыл! Ссылочка на оригинал - https://www.theguardian.com/football/2018/feb/06/nuri-sahin-borussia-dortmund-interview