Разрушение футбольного завеса Северной Кореи. Часть 1
В 1960-х годах в Северной Корее происходило утверждение своих методов организации производства, культурных и моральных ценностей. Начиналась пропаганда идей "чучхе" (самобытности), подчеркивание преимуществ всего корейского над зарубежным. В промышленности дебютировала тзанська система работы, которая полностью отвергала любые формы материальной заинтересованности. Структура экономики напоминала армию. Например, у шахтеров был введен разделение на чети, роты, батальоны. Также в горняков существовали звания, аналогичные военным. В те времена режим Ким Ир Сена занимал "почетное" первое место по масштабу деятельности репрессивных органов.
Все население страны разбили на группы по несколько десятков человек, которые проживали в одном квартале или доме. Их связали круговой порукой, к тому же "староста" группы имел практически неограниченную власть над своими подчиненными. В частности, только по согласованию с начальником кореец мог пригласить к себе человека из другой провинции. В КНДР категорически запрещалось свободное передвижение по стране. Разрешение на поездку в соседнюю провинцию можно было получить только по согласованию службы безопасности. Однако за этим разрешением мало кто обращался. А те, кто обращался, часто исчезали. До сих пор неизвестно, сколько тогда в Корее было политзаключенных. Согласно оценкам данных аэрофотосъемки концлагерей из космоса и высотных самолетов-разведчиков, число этих несчастных варьировалось от 100 до 120 тысяч человек. (при населении в 11 млн. людей). В 60-х годах в стране часто практиковались публичные казни – расстрелы на стадионах. К счастью, на стадионах также играли в футбол.
Согласно слухам, та самая легендарная сборная появилась благодаря Великому вождю. По его приказу специалисты отобрали 50 лучших игроков, которые два года безумно тренировались в лагере в горах. Там футболистов изолировали от внешнего мира. Им оставалось лишь выполнять установку другого вождя: учиться, учиться, учиться играть в футбол. Дорога для корейцев на английский мундиаль оказалась на удивление легкой. На их пути на Остров стояла только сборная Австралии. Накануне квалификации FIFA на три континента – Африку, Австралию и Азию выделила аж одно место. Представители Черного континента быстро дали заднюю. Среди азиатов тоже никого не радовала перспектива поехать в Европу. В конце концов остались только двое желающих пройти отбор: Северная Корея и Австралия. Сокерруз активно готовились к матчам и сыграли два поединка с любительскими коллективами. В этих играх австралийцы одержали впечатляющие победы – 17:0 и 26:0. После таких результатов они думали бумерангами закидывать корейцев. Однако не так случилось, как думалось. 20 ноября в столице Камбоджи – Пномпене азиаты уничтожили австралийцев 6:1. Через несколько дней корейцы уже оказались не настолько голодными до победы и ограничились скромными 3:1. Таким образом КНДР впервые завоевала путевку на футбольный мундиаль. Ким Ир Сен мог быть довольным, и это было для игроков самым важным.
В 1966 году о сборной КНДР было известно настолько мало, будто они свалились с Луны. После Корейской войны страна оказалась в полной международной изоляции. Перед Британским Форин офисом возникла проблема. Великобритания не признавала Северную Корею, а поэтому не имела никакого желания принимать в себя "пришельцев с Луны". Пришлось проявлять координацию эквилибриста. Корейцев нужно было гостеприимно принять, но при этом не дать ни малейшего повода для обвинений в том, что Островитяне якобы признали страну, которой правил "демократическим" вождь.
Конечно же, никто из организаторов мундиаля не думал называть незваного гостя ЧМ – Корейской Народно-Демократической Республикой, использовалась название Северная Корея. А вот флаг обещал стать серьезной проблемой. Если не поднимать флаг Северной Кореи, то тогда пришлось бы сделать то же по отношению и к флагов всех остальных участниц. Это могло вызвать международный скандал, чего никак не хотели британские чиновники. Местным дипломатам долго пришлось объяснять южнокорейскому правительству, что поднятие флага Северной Кореи вовсе не является автоматическим признанием Северной Кореи Великобританией. Азиаты сделали вид вид, что они поверили и проглотили эту горькую для себя пилюлю. Очередную мрака организаторам добавили гимны. В конце концов, и здесь британцы проявили изобретательность. Гимны исполняли лишь перед первым матчем, в котором играли Англия и Уругвай и перед последним, в котором, конечно же, 100-процентно не должна была принимать участие Северная Корея.
Игроки КНДР не обратили внимания на отсутствие гимна, им было достаточно и того, что они увидели свой флаг в английском небе. Жребий не пожалел сборную Кореи и подбросил ей – двукратного чемпиона мира – сборную Италии, бронзового призера предыдущего мундиаля – Чили и всегда мощную команду Советского Союза. В такой компании азиаты должны стать мальчиками для битья. Однако корейцы и не думали сдаваться на милость победителям. Они даже придумали боевую песню "Команда Чхоллима", которая должна помочь им на английских полях.
Мы несем на плечах честь своей страны.
Мы – славные футболисты Чхоллима
Мы победим даже сильнейшую команду
И покажем всем, кто мы такие...
Чхоллима это – легендарный конь, корейский аналог Пегаса. Он мог за один день преодолевать расстояние в тысячу ли. Чхоллима долго искал того, кто мог бы его приручить, однако так и не нашел, после чего улетел в небо. Во времена Ким Ир Сена в стране началось движение Чхоллима, который стал аналогом Стахановского. Мудрый вождь призвал народ идти вперед темпами Чхоллима. В честь лошади назвали одну из линий метро, несколько моделей троллейбусов и воздвигли огромную статую высотой 46 метров. Учитывая дату открытия этого монумента – 15 апреля 1961 года, Ким Ир Сен, видимо, надеялся, что скакун впоследствии довезет страну в космос.
Однако прославили Чхоллима именно футболисты, которые на английском мундиале сделали одну из крупнейших сенсаций в истории чемпионатов мира. И действительно, на турнире 1966 года Северная Корея достигла таких больших высот, как и мифический конь, и показала всем, что она умеет играть в футбол. В делегацию Северной Кореи входили 74 человека. Кроме команды, в Англию полетели: охрана, тренеры, медики, повара и съемочная группа, которая должна была зафиксировать подвиги игроков. А если с достижениями не сложится? То Ким Ир Сен все увидит воочию и примет меры. Футболисты понимали, что несмотря на то, что они за границей, власть все видит. Именно поэтому они приехали в Англию как на войну.
Команда Чхоллима остановилась в рабочем городе Мидлсбро. Временная родина сделает большой вклад в корейскую сказку на английском мундиале. Хотя сначала азиатские футболисты, конечно же, не могли даже мечтать о том, что их будут поддерживать британские буржуи. "Мы помнили об их участии в Корейской войне. То есть мы были для них врагами", – вспоминал игрок той сборной Пак Ду Ик. Английская пресса тоже не забывала пугать своих граждан ужасами корейского коммунизма. Однако мэр Мидлсбро оказался хорошим хозяином, и решил гостеприимно принять даже таких гостей. Он призвал жителей города забыть о политике, и отнестись к ним, как к друзьям, а не как вооруженных до зубов врагов. Корейцев поселили в новехоньком отеле. Тренировки азиатов происходило на площадке, принадлежавшего нефтехимическому заводу. В дебютном матче Нн. Корея встречалась со своим старшим братом – Советским Союзом. Первый блин оказался для корейцев комом. Средний рост команды Чхоллима был 162 сантиметра. Этот недостаток и решили использовать советские футболисты. Они просто задавили массой дохлых корейцев.
По ходу матча азиаты неоднократно корчились от боли на газоне стадиона после того, как их приласкал игрок советской команды. Иногда на поле случались стычки, которые едва не переросли в масштабную драку. Однако эта грубость в дальнейшем сыграла на руку корейцам. Именно тогда английские болельщики впервые начали поддерживать их. Однако в первом матче этот допинг не помог команде Чхоллима. "Мы ничего не могли поделать с диким советским стилем игры", – вспоминал Пак Ду Ик. Корейцы проиграли 0:3 и никого ничем не удивили. В следующих встречах они должны были получить еще два бублика и ехать домой. Где на них ждал любящий Ким, который не погладил бы по головам футболистов за такую рекламу корейского футбола. Возможно, именно страх помог команде настроиться на игры с Чили и Италией. Пак Ду Ик утверждал, что после матча с Советским Союзом команда получила уверенность в себе, ведь убедилась, что по игре она не уступала одному из тяжеловесов мирового футбола.
Также корейцы должны были выполнить "просьбу" вождя, который перед поездкой в Англию благословил своих футболистов: "В современном футболе доминируют европейские и латиноамериканские команды. Как представителей Азии и Африки я призываю Вас выиграть один матч, а лучше два". Конечно же, футболисты не могли подвести Ким Ир Сена. Во втором туре четвертой группы корейцы встречались с чилийцами. Поражение в этом матче означала смертный приговор для команды Чхоллима. Поэтому они вышли на него, как на последний бой. Игра проходила в Мидлсбро, конечно же, было на руку корейцам. Они чувствовали себя как дома. Пожалуй даже лучше, потому что корейским болельщикам на родине запрещали показывать невероятные эмоции, нужно было всегда помнить о высокоморальный образ чучхе. Жители "самой демократической" страны мира могли быть дикими только тогда, когда показывали свою любовь к Ким Ир Сена.
По ходу матча азиаты ничем не уступали чилийцам, но пропустили с пенальти на 26-й минуте. С каждой последующей команда Чхоллима приближалась к позорному вылета. Корейцы пошли на штурм ворот латиноамериканцев, но все их попытки были такими же эффективными, как попытки носить воду в решете. Через две минуты прозвучит финальный свисток и Корея вылетит из турнира. Так считали почти все, но не Чхоллима. Пак Сын Чжин забил такой необходимый гол, который, как тогда казалось, лишь на один матч отсрочил неминуемый вылет. "Перед тем как отметиться, я видел толпу, размахивал нашими флагами и кричал: "Корея! Это вдохновляло нас", – вспоминал герой поединка.
"Для нас до сих пор остается загадкой, почему болельщики Мидлсбро настолько неистово поддерживали нас", -задавались вопросом игроки сборной КНДР.
Один из фанов Боро так объяснил свою любовь к корейцам. "Они демонстрировали атакующий футбол, и были такие милые, миниатюрные и похожи на жокеев. Это не мешало им ловко справляться с мячом. Я думаю, что все были очень удивлены этим. У корейцев был очень оптимистичный подход к игре. Они вообще не защищались, а действовали по принципу: лучшая оборона – атака. Понятно, что такая игра не могла оставить болельщиков равнодушными". На следующий день мэр Мидлсбро устроил прием в честь футболистов Северной Кореи. В конце приема Чхоллима в знак благодарности решили спеть песню о дружбе. Так корейцы подобрали очередной ключик к английским сердцам. Футбол сумел сделать практически невозможное: разрушить железный занавес, которой КНДР отгородилась от всего мира.
Продолжение следует...