«Боруссия» снова уволила тренера. Катастрофа все ближе
Серия из восьми матчей без побед в Бундеслиге, вылет из Лиги чемпионов и полная безнадега на поле – это нынешняя «Боруссия». Болельщики и пресса винят уже уволенного Петера Боса, но кризис – результат более глубоких процессов в клубе, за которые отвечает руководство: генеральный директор Ханс-Йоахим Ватцке и спортивный директор Михаэль Цорк.
Вот четыре их решения, которые приблизили катастрофу.
Назначение Петера Боса
Разбуди ночью любого болельщика «Дортмунда» – и услышишь проклятия в адрес Петера Боса. Виноваты ужасные результаты команды, но и без них болельщикам сложно полюбить голландца.
Они еще помнят и любят Клоппа, который залпами энергии сжигал все вокруг себя. Бос – его противоположность: мрачный революционер, который никогда не улыбается и критикует игроков даже после удачных матчей; параноик, который устанавливает высокое ограждение вокруг тренировочного поля, чтобы сохранить в секрете тактические наработки.
Но сильнее всего болельщики возмущены аморфностью Боса во время матчей. Никаких эмоций, никакого драйва – последние месяцы он тихо сидел на лавке «Боруссии» и проигрывал матчи. Как это диссонирует с бешеными плясками на бровке от Клоппа или яростью Нагельсменна во время матча с тем же «Дортмундом».
Больше всего Бос походил на скучного робота, которому очень сложно симпатизировать. Может, поэтому во время серии без побед он не получал никакой поддержки от болельщиков.
Хотя его вообще не должно было быть в «Дортмунде».
После увольнения Тухеля первым кандидатом был не Петер Бос, а Люсьен Фавр. Швейцарца не смогли подписать — боссы «Боруссии» слишком поздно обратились к «Ницце»: французский клуб начинал сезон с квалификации Лиги чемпионов и не успевал найти замену Фавру.
На тот момент назначение Боса соответствовало философии «Боруссии»: молодой тренер, который умеет раскручивать юных футболистов (средний возраст «Аякса» в четвертьфинале Лиги Европы против «Шальке» – 21 год) и блестяще строит атаку.
Последнее у Боса и правда получилось: он привил команде яркую атакующую игру, сделал главной звездой нападения вчерашнего юниора Пулишича (первый в Бундеслиге по обводкам). И даже Ярмоленко по итогам первого месяца стал одним из лучших игроков чемпионата, по версии издания Kicker.
Но быстро проявились две особенности Петера Боса, о которых знает любой, кто следил за прошлогодним «Аяксом»:
– его команды играют с очень высокой линией обороны;
– Бос – невероятно упрямый голландский мужик, верит в свою игровую философию и никогда от нее не отказывается.
Модель игры Боса эффективно работала на средних командах Бундеслиги и позволила «Боруссии» выдать шикарный старт сезона. Как только пошли соперники серьезнее – начались поражения. Первым противоядие нашел «Тоттенхэм», дважды поймал немцев на контратаках и победил. Потом – «Реал». А теперь даже «Штутгарт» знает, как обыграть «Боруссию».
«Дортмунд» с его очень высокой линией обороны пропускает чудовищно много: четыре гола от «Реала», «Ганновера» и «Шальке», три – от «Лейпцига», по два – от «Айнтрахта» и «Штутгарта». Сейчас «Боруссия» пятая с конца про пропущенным мячам в Бундеслиге.
А ведь те же проблемы были и в «Аяксе», когда клуб играл с соперниками серьезнее, чем голландские команды: «Ростов» накидал команде Боса четыре мяча в квалификации Лиги чемпионов, пользуясь все той же высокой линией обороны соперника.
Любопытно, что один из кумиров Боса – Гвардиола. В тренерской работе он сравнивает себя с испанцем: «Мне было сложно оценить, будут ли мои методы работать в Бундеслиге. Возможно, Пеп Гвардиола столкнулся с той же проблемой в свой первый год в Мюнхене». Разница между Пепом и Бошем существенная: первый со временем понял, что не все его методы работают в Бундеслиге, и изменил подход, а второй упрямо стоял на своем до отставки.
При увольнении Боса Ватцке сказал прощальное слово, которое резко отличалось от подобных речей после ухода Тухеля: «Мы по-прежнему считаем его отличным тренером и человеком». По сравнению с Томасом Бош и правда был отличным человеком, но, чтобы тренировать «Боруссию», нужно что-то еще.
Очень важный момент для боссов «Дортмунда» – назначение нового главного тренера. Еще одна ошибка нанесет «Боруссии» серьезный ущерб: немецкий клуб нельзя назвать грандом, призовые Лиги чемпионов очень важны, и удерживать звезд сложно.
Учитывая, что после Боса тренером назначали Петера Штегера, который оставил «Кельн» на последнем месте и с тремя очками, уже через полгода в этом тексте может появиться новый пункт.
Назначение и увольнение Томаса Тухеля
В 2015 году Клопп ушел из «Боруссии», оставив ее в разобранном состоянии и на седьмом в месте Бундеслиге.
Для строительства новой команды пригласили перспективного Томаса Тухеля. Президент «Боруссии» подчеркивал, что больше всего ценит в Тухеле умение развивать юных игроков: «У Тухеля есть много сильных черт, но способность делать из просто молодых игроков лучших – одно из его главных умений. Ему нравится подписывать молодежь, это было видно еще в «Майнце».
С точки зрения спортивных результатов Томас работал успешно: «Боруссия» выиграла первый за несколько лет трофей, немец стал лучшим тренером «Боруссии» по среднему количеству очков за игру в Бундеслиге. Важную роль стали играть молодые футболисты: Гинтер, Вайгль, Пулишич.
Но все, что происходило за пределами поля, напоминало холодную войну.
За два года Томас разругался со всеми вокруг: главным скаутом клуба (и даже забанил его на тренировках первой команды), Ватцке, Цорком и игроками. Кульминацией стала победа в Кубке Германии: в послематчевых интервью футболисты не поддержали тренера, который выиграл с ними первый трофей за много лет, а Шмельцер даже критиковал.
Ситуация стала настолько критичной, что Томаса уволили с формулировкой «результат – это не единственный важный критерий».
До сих пор нет точной информации по поводу конфликта – стороны не раскрывали детали, отделываясь общими словами. Судя по прессе, руководство и тренер не находили взаимопонимание по всем ключевым вопросам: от трансферов до того, играть ли на следующий день после взрыва рядом с автобусом «Боруссии».
Ситуация была бы неприятной, но более-менее будничной, если б только на предыдущем месте работы – в «Майнце» – Тухель не попадал в такую же историю. Он продуктивно работал, но конфликтовал со всеми вокруг.
Издание Süddeutsche Zeitung опубликовало цитату от «источника внутри клуба», который описал ситуацию с Тухелем: «В «Майнце» предупредили нас, что рано или поздно с ним начнутся проблемы. Мы не послушали. Полтора года все было отлично, а затем – именно так, как описывал «Майнц».
Важное качество успешного руководителя – предвидеть ситуацию на несколько шагов вперед. Когда ты нанимаешь такого тренера, у тебя есть два пути: поддерживать его всеми возможными способами и разруливать конфликты или пытаться игнорировать его характер. Ватцке выбрал второй путь: во всех конфликтах он вставал не на сторону Тухеля, а в итоге дошел до публичной критики через прессу.
Ватцке не справился с человеком, которого сам привел в клуб. Когда-то Клопп сказал: «Мне не важно, насколько игрок крутой: если он говнюк, его не будет в «Боруссии». Возможно, конфликтный характер Тухеля изначально должен был стать причиной, чтобы не подписывать его в «Дортмунд».
Этой осенью Томаса в качестве главного рассматривали «Бавария» и «Байер». Вскоре Kicker вышел с новостью: в «Баварии» сомневаются в человеческих качествах Томаса, и его место займет Юпп Хайнкес. Эти клубы наглядно продемонстрировали, как нужно оценивать риски.
В итоге «Боруссия» потеряла одного из самых крутых молодых тренеров Германии, два года, которые он потратил на выстраивание команды, а позже и главного скаута, который ушел из-за конфликта с Тухелем.
Потеря главного скаута
Несколько дней назад на официальном сайте «Арсенала» появилась новость – из «Боруссии» приходит главный скаут Свен Мислинтат. За неприметным событием скрывается огромная потеря для немецкого клуба.
Мислинтат – шикарный скаут с невероятной продуктивностью. Он нашел для «Боруссии» почти всех главных звезд, когда те были ноунеймами и почти ничего не стоили: Гюндогана (5,5 млн евро), Хуммельса (4,2 млн), Обамеянга (13 млн), Кагаву (0,35 млн), Суботича (3,5 млн), Левандовского (4,75 млн) и Дембеле (15 млн). Впоследствии все они или были проданы за огромные суммы, или принесли клубу трофеи.
Теперь искать молодых и крутых игроков он будет для Венгера (или его преемника).
Свой уход Мислинтат объяснил конфликтом с Тухелем: «Я бы, наверное, никогда не задумался о работе в других клубах. Запрет на нахождение на тренировках и инструктаже команды, наложенный бывшим главным тренером, сильно повлиял на мой образ мышления. Ранее у меня были предложения, но я никогда не думал об уходе из клуба».
Во время работы Тухеля в «Боруссии» между ним и Свеном были разногласия из-за трансфера Оливера Торреса: Мислинтат вел переговоры по переходу и уже готовился оформить его, но тренер в последний момент передумал. После ссоры Тухель забанил Мислинтата на тренировках первой команды. Томаса уже полгода нет в клубе, но ни приход нового главного тренера, ни поддержка руководства не убедили Свена остаться в Дортмунде.
За переход «Арсенал» заплатил компенсацию – миллион евро. С одной стороны за переход клубных работников редко платят хоть какие-то деньги, с другой – миллион евро за человека, который находил активы на сотни миллионов, это немного (особенно учитывая контракт немца, истекающий только в 2022 году).
Крошечный плюс этой ситуации – Мислинтат ушел в «Арсенал», а не к прямым конкурентам. Немец десять лет работает в «Боруссии», большую часть которых его пытаются переманить другие клубы Бундеслиги. Он не ушел в «Баварию», которая им активно интересовалась, – и это уже успех.
В этой ситуации Ватцке взял удар на себя: «Уход Свена очень огорчает. Считаю личной ошибкой то, что позволил так с ним обращаться. Это целиком моя вина».
Ватцке пригласил Тухеля в 2015 году, и оказался не готов к его характеру: в итоге клуб потерял и главного тренера, и главного скаута. Препятствовать уходу человека, который находил главные активы клуба, нужно было всеми разумными способами: повысить зарплату, расширить круг полномочий, демонстрировать его важность для клуба. В конце концов, нужно было публично заступиться за Свена во время конфликта с Тухелем. Ничего из этого Ватцке не сделал.
В итоге позиция человека, который из ниоткуда находил топовые таланты, у «Боруссии» осталась открыта. И для клуба, основным преимуществом которого были такие игроки, это очень большая потеря.
Игнорирование огромного количества травм
У «Боруссии» невероятно много травмированных.
С начала сезона прошло всего три месяца, а в лазарете уже побывали 17 человек: Шмельцер, Пишчек, Ройс, Геррейру, Пушилич, Шюррле, Бартра, Роде, Дурм, Топрак, Обамеянг, Сократис, Вайгль, Шахин, Бюрки, Филипп, Кастро. Даже если учесть, что Пишчек, Шахин и Геррейру травмировались в сборных, список все равно остается огромным.
Как ни странно, вины медицинского штаба в травмах самого хрустального игрока – Марко Ройса – нет. Он трижды подряд получал повреждения после сверхгрубых фолов, когда игроки соперника со всей силы въезжали в опорную ногу. И дважды это было в матчах сборных.
Повышенный травматизм серьезно влияет на игру: в 16 матчах сезона в обороне сыграло 12 разных сочетаний игроков. В состав пришлось экстренно вводить 18-летнего центрального защитника Дан-Акселя Загаду, у которого было ноль матчей на взрослом уровне. Марк Бартра провел несколько игр, закрывая чужую позицию – все номинальные правые защитники оказались травмированными. Возможно, даже сверхавантюрный футбол с высокой линией обороны был эффективнее, если б появилась возможность сыграться.
Схожие проблемы в атаке: Ройс пропускает почти весь сезон, бодрый новичок Филипп выбыл на несколько месяцев, а Шюррле сыграл за осень всего четыре матча. Из-за этого главной атакующей силой «Боруссии», помимо Обамеянга, стали вчерашний юниор Пулишич и Андрей Ярмоленко.
Самое жуткое, что эпидемия травм началась несколько лет назад, еще при Клоппе. В прошлом сезоне проблему через прессу поднимал Тухель: «В «Боруссии» слишком часто получают травмы. И это всегда одни и те же игроки. В любом случае это проблема».
Адекватной реакцией руководства было бы увольнение медицинского штаба или, хотя бы, его главы. Или приглашение в штаб крутого профильного специалиста, который гарантированно сможет улучшить какой-то процесс: диагностику травм, восстановление после травм, распределение физических нагрузок на игроков. Или можно сделать как «Милан» в начале нулевых – построить лучший спортивный диагностический центр Европы и минимизировать количество травмированных.
В любом случае аномальное количество повреждений требует вмешательства руководства, которого не было и нет. Ватцке и Цорк уволили уже трех тренеров за неэффективную работу, но не уволили за то же самое клубных врачей.
Боссы отмалчиваются, зато Михаэль Цорк публично ругает матчи сборных за травмированных игроков: «Травма Пишчека нервирует меня. Если честно, меня это бесит. Футболист получает травму в матче за национальную сборную, а нести расходы должен клуб». Повлиять на полтора десятка травм в своем клубе у Цорка не выходит.
Фото: Gettyimages.ru/Alex Grimm, Adam Pretty, Dean Mouhtaropoulos; globallookpress.com/ imago sportfotodienst
1)Какая катастрофа ближе? Тухель проработал 2 года. Это мало? Ну фиг знает, в некоторых клубах по 3 тренера за сезон меняется. Взяли Боса, да не срослось, но все равно какая катастрофа? Клуб стоит на грани вылета? Меняет каждые 2 месяца тренера и ничего не получается? Что за дебильный заголовок придумал редактор или автор?!
2)На счет Штегера. Может напомнить с какими результатами Фавр из Гладбаха уходил? Или какие результаты сейчас у Ниццы. Именно Штегер вывел Кельн сначала в Бундеслигу, а потом в еврокубки. Тот Кельн, который по-хорошему даже в первой десятке не должен был быть. Не он виноват, что продали главного нападающего, купили донного Кордобу и надо с этим всем на 2 фронта играть. Штегер хороший тренер и лучший вариант сейчас для Боруссии когда тренеров вообще нет
3) Почему постоянно замалчиваются проблемы в игре команды при Тухеле, хотя их было много и команда от всех пропускала, проигрывала в прошлом сезоне Айнтрахту, Дарштадту, Герте, спасала матч с Ингольштдатом на 90-й минуте, еле-еле проходила Унион в кубке по пенальти и только в последнем туре попала на 3-е место в чемпионате. Вот например статьи на cчет сколько тактических ошибок Тухель совершал :http://spielverlagerung.com/2017/01/09/borussia-dortmunds-recent-issues/ , http://outsideoftheboot.com/2017/04/22/tactical-analysis-as-monaco-3-1-borussia-dortmund/ , http://outsideoftheboot.com/2017/04/16/tactical-analysis-borussia-dortmund-2-3-monaco/
4)Пункт про травмы спорный до невозможности. Ройс например не просто так травмируется от ударов,у него хронические проблемы, из-за чего рецидивы постоянно и случаются. У всех остальных же опять же разный род травм, который зависит и от тренировок, и от подготовки на летних сборах, куча факторов. Нельзя просто уволить мед. штаб и ожидать, что все самой срастется
В общем мягко говоря оч спорная статья
"Адекватной реакцией руководства было бы увольнение медицинского штаба или, хотя бы, его главы. Или приглашение в штаб крутого профильного специалиста, который гарантированно сможет улучшить какой-то процесс: диагностику травм, восстановление после травм, распределение физических нагрузок на игроков. Или можно сделать как «Милан» в начале нулевых – построить лучший спортивный диагностический центр Европы и минимизировать количество травмированных."
Как все просто, оказывается. Всего-то и делов, что уволить медицинский штаб, нанять "крутого специалиста" или построить лучший в Европе медицинский центр. Вообще-то травмы в футболе - сложнейший вопрос, клубы годами бьются, чтобы хоть что-то улучшить в этом вопросе (помню, была большая статья как Арсенал безуспешно пытался снизить травматичность), а тут вишь как все просто.
одних и тех же приемов на тренировках может привести к усталостным напряжениям в мышцах и тканях, ведущих затем к травмам. Это к вопросу о конфликтах с Тухелем.