Происхождение Райо Вальекано. Дебют мечты в региональной Сегунде. Часть II
Даже в тяжелой послевоенной ситуации жители Вальекаса оказывали большую поддержу Райо. После войны семейная пара, состоявшая из сеньоры Марселиньи и ее мужа Торибио, во-первых, взяла на себя стирку, глажку и ремонт формы игроков, а во-вторых поддержание в надлежащем состоянии и хранение мячей и другой спортивных аксессуаров. Они занимались этим в течение более 30 лет.
Донья Мареселинья, наследница доны Пруденсии. Стирала, ремонтировала и гладила форму Райо Вальекано в течение более 30 лет.
Донья Марселинья рассматривалась в качестве наследницы доньи Пруденсии. Она приехала в Вальекасе из городка Потес (Кантабрия) в 1935 году. В течение десятилетий она нашивала герб клуба на майки. Ее муж, Торибио Перес так же пользовался большой любовью в Вальекасе. Он стал первым в истории Райо Вальекано администратором, отвечающим за экипировку; эта должность всегда пользовалась большим уважением среди болельщиков. В этом браке родился сын, который в будущем стал игроком Райо: Гонсалес Перес Вега Лало добился большой популярности среди болельщиков, провел за Райо несколько сезонов в начале 60-ых годов, после чего ушел в Мадрид, но там не провел ни одного матча за основную команду, высшим его достижением стал один сезон в Сегунде в составе Онтеньенте.
Карикатура на Торибио Переса Кабадаса, автор Игнасио Ньето-Сеадоваль, бывший в течение многих лет официальным хронологом Райо Вальекано
Другим примером помощи клубу со стороны простых вальеканцев в послевоенную эпоху стал Хасинто Кулебрас, который предоставил клубу свою скромную водонапорную станцию напротив Родиваля в качестве офиса, а также служил тем человеком через которого передавали сообщения. Ещё стоит упомянуть Луиса Гутьерреса, владельца небольшой хлебной лавки, одного из первых болельщиков, начавших ездить за командой на гостевые матчи. Среди сотрудников структуры клуба стоит выделить Луиса Переса Лопеса по прозвищу Эль Чино [исп. - индеец], сам он родом был из Посуэло-де-Аларкон, но в 1928 году, когда ему было всего 2 года, его родители переехали в Вальекас. В рамках клуба он занимал должности администратора, массажиста, а также занимался организацией поездок болельщиков на гостевые матчи. Нельзя не упомянуть Эдуарда Франко Санчеса, которые не много не мало в течение сорока пяти лет был диктором стадиона. Часто помощь клубу оказывали его бывшие игроки. Наиболее показательным был случай Хуана Уэрты, основателя клуба, первого капитана юношеской команды и в течение многих лет игрока главной команды, который одно время работал кассиром на Родивале.
***
Мадридский регион продолжал страдать от недостатка полей. Индустриас Родиваль стремились извлечь максимальную прибыль из своего стадиона и поле Райо использовалось в качестве домашнего ещё несколькими клубами. Одним из первых арендаторов поля стал Спортинг Вальекано. Любопытно, что несмотря на то, что в официальных документах это поле называлось Эрильяс, а потом, после того как оно было арендовано компанией Родиваль по имени компании, весь мир знал его под название поле Райо. Так же популярности Родиваля способствовало то, что основные арендаторы стадиона использовали его для проведения различных развлекательных мероприятий, доходы с которых использовались для того, чтобы покрыть расходы компании на ремонт и поддержание сооружений стадиона. Летом 1942 года на нем расположили небольшой «парк атракционов», а 2 июня при содействии Висенте Родригеса Ортиса, представителя мэрии Вальекаса, на стадионе проводилась лотерея, часть прибыли от которой направилась в муниципальный бюджет. Этим летом, так же, как и в последующие, на стадионе оборудовалось открытая танцевальная площадка. Кроме того, в течение этого десятилетия каждый год на стадионе работал летний кинотеатр, при этом вместо оплаты налогов деньгами, поле бесплатно сдавалось в аренду муниципалитету для проведения различных мероприятий. Подтверждение этому мы можем найти в документах мэрии Вальекаса от 9 июня 1949 года:
“Следующим подтверждаем единогласное разрешение компании Родиваль, как и в предыдущие годы, на установку летнего кинотеатра на спортивном стадионе Эль Райо, взамен оплаты соответствующих местных налогов, компания обязуется предоставлять Мэрии место для проведения местных празднеств на безвозмездной основе; кроме того, она обязана соблюдать правила, указанные в Уставе о проведения массовых мероприятий”
***
Со спортивной точки зрения команда показала очень хороший результата, в феврале 1941 года закончив чемпионат на втором месте с 26 очками, уступив только Жироду. Два этих клуба и Эстремадура, закончившая чемпионат третьей, вышли во вторую стадию чемпионата, начинавшуюся 2 марта. Другими тремя командами, попавшими в финальную стадию, были Сьюдад Реаль, Оэсте и Информасьонес, занявшие первые три места в другой группе региональной Сегунды.
Во второй стадии Райо занял первое место, таким образов завоевав титул чемпиона региональной Сегунды Мадрида и получив повышение региональную Примеру. Это стало большим успехом для новичка дивизиона. Главными результатами, которые обеспечили этот эпох стали победы со счетом 6:1 над Эстремадурой 2-го марта, 2:1 над Информасьонес 13 апреля, после которой Райо впервые возглавил таблицу и 1:0 с победным голом с пенальти над Сьюдад Реаль 20 апреля. Эта победа обеспечила Райо чемпионство за один тур до конца чемпионата. Спустя неделю, 27 апреля 1941 Райо на своем поле со счетом 5:2 обыграл Оэсте, таким образом Райо закрепил статус самый сильной команды региональной Сегунды, намного опередив конкурентов и набрав 16 очков из 20 возможных. Сьюдад Реаль, занявший второе место, уступил на финише вальеканцам пять очков. В качестве чемпиона Сегунды Мадрида, региона Кастилия, Райо должен был встретиться с победителем соревнований того же уровня из Вальядолида клубом Делисиас в матче за титул абсолютного чемпиона Кастилии. В этом двухмачтовом противостоянии победу одержала команда из Вальядолида, выиграв оба матча, домашний со счетом 3:1, а в Вальекасе со счетом 5:4. Два этих поражения, хотя в обоих матчах была очень напряженная борьба, а состав команды был в очень большой степени экспериментальным, немного испортили радость от завершения чемпионата на первом месте и выхода в региональную Примеру.
Основной состав Райо, добившийся выхода в высшую региональную категорию, составляли Мариано Собрино, Хосе Димануэль (Конехо – [исп. - кролик]), Бенито Гранде, Эстебан Санс, Луис Родригес, Анхель Вадильо, Валентин Гранде (Чоколате), Элиас Родригес, Андрес Фернандес, Франциско Артигас (Вивильо – [исп. - живчик]) и Маурисио Мартинес (Маури). Тренером по-прежнему был Томас Родригес Рубио.
Все игроки, тренерский состав и руководство были членами клуба, число которых значительно сократилось. В то время клуб насчитывал всего 84 участника(сосио)! Большинство членов клуба составляли родственники и друзья игроков или руководителей клуба, а также бывшие игроки команды, число остальных сосио клуба не превышало пары десятков. Естественно, что к такой плачевной ситуации привела тяжелая экономическая ситуация послевоенной эпохи. [Далее в оригинале идет перечисление всех 84 сосио, которое я опущу].
Впечатленные успехами Райо на игровом поле фирма Родиваль 25 апреля 1941 года прислала Мигелю Родригесу Алсоле письмо, что они пересмотрели контракт от 1 сентября 1940 года и считают, что теперь Райо должен им отдавать 20 процентов от выручки с матчей для покрытия расходов “которые приносят подготовка к этим мероприятиям”. Как всегда, в сердечном тоне в письме говорилось, что они рассматривают это требование как справедливое, поскольку они освобождают вальеканский клуб от оплаты аренды, выплаты зарплаты кассиру, расходов на уборку поля и поддержание его в надлежащем состоянии и “кроме того от неудобств и жалоб, которые эти процессы приносят”. Райо, в силу своих скромных финансовых возможностей и так как подписанный контракт был очень выгоден клубу, отказался предоставить какую-либо компенсацию Родивалю.
Вход на стадион Родиваль
Одновременно с заключительными играми чемпионата и последующих матчей в стадии розыгрыша повышения в классе, многие из которых тоже состоялись на поле Райо, Кастильская Федерация организовала розыгрыш Весеннего кубка [исп. – Copa de Primavera]. В этом сезоне в кубке приняли участие четыре команды: Толедо, Кастилия, Химнастика де Сеговия и Райо. Первый этап состоял из двухкругового турнира, по итогам которого команды, занявшие первые два места, в двухмачтовом финале выяснили обладателя трофея. Первый тур состоялся 18 мая 1941, в нем Райо на своем поле сыграл в ничью 2:2 с Химнастикой де Сеговия. Результаты команды в турнире были достаточно нестабильными, но среди них стоит выделить разгром Кастильи со счетом 8:1. По итогам предварительного этапа в финал попали Райо и Толедо. Для финала командам было разрешено дозаявить до четырех игроков из команд более высоких лиг. Толедо усилилось четырьмя игроками из дубля Атлетико Авиасьон, а Райо привлек четырех игроков из дубля мадридского Реала. Первая встреча состоялась в имперском городе [так называют в Испании Толедо, бывший в период с 1085 по 1561 одной из резиденций королей] 22 июня и завершилась полной победой хозяев со счетом 5:1. В ответной встрече, состоявшейся через неделю в Вальекасе, Толедо так же одержал победу, на этот раз со счётом 4:2. Таким образом Райо стал вице-чемпионом Весеннего кубка.
P.S. от автора. Кончено, этот блог ведётся в первую очередь для себя, чтобы поддержать свой испанский хоть в каком-то живом состоянии (по работе он мне пригодился один раз в жизни в 2009 году). Но все-таки хочется понять читает ли это хоть кто-то, поскольку пост с сиськами собрал просмотров больше, чем все части перевода данной книжки.
К тому же, у меня есть абсолютно авантюрная идея, но её реализация требует внимания публики.
Предыдущие части: