История одного джентльмена
Герберт Чэпмен, Висенте Феола, Ринус Михелс, Ди Стефано, Круифф, Пеле, Марадона. Жюль Риме, Габриэль Ано, Анри Делоне, придумавшие главные турниры. Леннарт Йоханссон и Жоао Авеланж, положившие начало тотальной коммерциализации футбола. Жан-Марк Босман, ставший революционером в области прав футболистов...
Мы вспоминаем эти фамилии, когда говорим о людях, оказавших важнейшее влияние на футбол. Говорим, при этом забывая настоящих героев.
Сэм Уэллер Виддоусон (1851-1927), крикетист и футболист из Ноттингема, капитан местной крикетной команды и клуба "Ноттингем Форест". Его первое увлечение, крикет, и стало определяющим - на один из футбольных матчей в 1874 году Виддоусон вышел, засунув себе в гетры обрезанные крикетные щитки. "Глупого крикетиста" высмеяли как соперники, так и товарищи по команде, зато Виддоусон теперь мог смело идти в стык, меньше боясь перелома. Когда говорите о "британском духе", наблюдая, как игроки бесстрашно бросаются в борьбу, вспомните Сэма Виддоусона.
В 1875 году мяч после сильного удара кого-то из игроков "Форест" снова сорвал непрочную ленту, соединявшую по верху стойки ворот. Год спустя после первого изобретения к мнению Виддоусона уже прислушивались, тем более, что он стал капитаном "Ноттингем Форест". Когда благодарите Тофика Бахрамова, засчитавшего гол от перекладины в финале чемпионата мира 1966 года, вспомните Сэма Виддоусона.
В 1878 году. во время матча между "Ноттингем Форест" и "Шеффилд Норфолк", судья, полицейский по профессии, никак не мог привлечь к себе внимание разбушевавшихся игроков. Да и трибуны шумели. Судья тщетно размахивал белым платком, полагавшимся тогда ему по правилам. Судья был, конечно, находчивым. Но человека, который после матча написал письмо в Футбольную Ассоциацию, предлагая снабдить свистками всех судей, вы уже знаете. Когда судья даёт сигнал об окончании матча. выигранного вашей командой, вспомните Сэма Виддоусона.
В 1891 году, на ноттингемском стадионе впервые в мире опробовали изобретение ливерпульца Джеймса Броуди - сетку на воротах. Ни один из клубных функционеров того времени не решился на такую новацию. Никто. кроме одного. Когда Рашиди Йекини забил первый гол сборной Нигерии на чемпионате мира 1994 года, он вряд ли вспомнил Сэма Виддоусона. Сделайте это за него.
В семидесятых годах позапрошлого века команды не утруждали себя тактическими уловками, отряжая в атаку до семи или восьми человек. Такое безобразие длилось до тех пор, пока капитан одной команды не взял лист бумаги, и не расписал роли своих товарищей - один голкипер, два защитника, три полузащитника, пять нападающих, а также раздал им номера. Те самые, к каким мы привыкли сейчас. Как называлась команда, и кто был этот капитан, думаю, говорить уже не стоит. Когда вы спорите с друзьями, какая тактическая расстановка лучше, вспомните Сэма Виддоусона.
Виддоусон сыграл один матч за сборную Англии, в 1880 году, против главного соперника - шотландцев. До конца жизни он продолжал болеть за свой клуб, в котором всё было проникнуто духом этого выдающегося джентльмена. Тот ноттингемец, который в 1920 году предложил сделать стойки ворот с круглым, а не квадратным, как было ранее, сечением, явно вспомнил Сэма Виддоусона.
Этот человек вошёл в историю футбола, как замечательный новатор, не боявшийся показаться смешным ради внедрения вещей, способствовавших развитию игры. Возможно, когда в исполкоме ФИФА в очередной раз будут обсуждать идею введения видеоповторов, кто-нибудь всё-таки вспомнит Сэма Виддоусона...