«Я до сих пор «мясной»! Интервью с Мартином Йиранеком
- Мартин, привет!
- Привет! Готов с радостью пообщаться!
- Ты в России отыграл 12 лет, успел поиграть за московский «Спартак», томскую «Томь», грозненский «Ахмат». В московском «Спартаке» и «Томи» ты был капитаном и просто культовой фигурой для этих команд. На данный момент являешься действующим защитником пражской «Дуклы». Первый вопрос о том, как тебе играется дома, в Праге, после 16 лет, проведенных вне родных стен?
- Это очень сложно, не буду скрывать. Футбол в Чехии не на таком уровне сейчас, как за границей. Но приходится подстраиваться под новый стиль жизни.
- Тяжело тебе именно в плане адаптации дома? Или не можешь привыкнуть играть в футбол другого уровня?
- Да во всём! И болельщиков мало ходит на игры, сам футбол другой, более низкого уровня. Отличие в том, как работает сам клуб, как устроен тренировочный процесс и так далее.
- Часто ловишь себя на мысли, что после стольких лет, проведенных в России, уже думаешь по-русски?
- Конечно! Регулярно! В Чехии я проводил очень мало времени, когда играл за границей, а, в особенности, когда выступал в России. Отпечаток отложился серьезный.
- Какие цели ставит пражская «Дукла» на текущий сезон?
- Конкретных целей не было на этот сезон, но планируем выступить не хуже, чем в прошлом сезоне. Не хуже – это не ниже 7-ого места. Посмотрим, как получится. Хотелось бы выше, конечно.
- Недавно общался с Иржи Ярошиком на тему молодежи в клубах, уважения к старшим в команде. Говорили о том, что в чешских клубах и в чешском футболе уже уходят традиции. Что можешь сказать об этом?
- Конечно, много таких, которые не слушают и не прислушиваются к советам старших товарищей. Но, опять-таки, это зависит от человека. В «Дукле» молодых футболистов очень много, но они тихие, слушают старших товарищей. Повторюсь, что это всё зависит от человека и его воспитания. Невоспитанный человек будет себя вести также и на поле со старшими товарищами.
- В «Дукле» выступает с тобой Ян Голенда. Вы с ним знакомы ещё с «Томи». Эти два перехода из «Томи» в «Дуклу» связаны между собой или просто совпадение?
- Немного связаны, скажем так. Он перешел зимой в «Дуклу», я перешел летом. Тренер «Дуклы» спрашивал про меня у Яна, мы с ним общались по поводу клуба, и переход состоялся. Он посодействовал моему переходу, есть такое.
- С Вячеславом Караваевым из «Спарты» знаком, общаетесь? Он также, как и ты, играет в защите, что можешь сказать о нем?
- Лично не знаком, но играл против него. Плюс, слежу за «Спартой», поэтому знаю, как он играет. Очень нравится мне Вячеслав, как защитник, и странно, что сейчас не проходит в защиту. Хотя, в «Спарте» и без этого происходит очень много странных и необъяснимых для меня вещей. Ещё раз повторю, что Караваев – это игрок основного состава, но, к сожалению, пока в клубе царит непонятная для меня обстановка.
- Какие именно странные вещи происходят в «Спарте»? Ты имеешь ввиду постоянную ротацию состава?
- И не только. Летом поменяли тренера, много новых игроков пришло в клуб, в районе 15-17 человек. Все иностранцы. Далеко не все из них хорошо играют. Клуб сейчас идёт на 5-ом месте, а такого в «Спарте» быть не должно. Никто не понимает, что происходит и почему руководство клуба себя так ведет. Болельщики ждут больших побед от «Спарты», но, к сожалению, их давно уже не было.
- Думал уже о завершении карьеры? Останешься в «Дукле» в структуре клуба или как получится?
- Честно, пока не задумывался об этом. Силы и желание играть есть. Возможно, закончу через год или через два. Всё очень быстро в жизни меняется, но планов заканчивать пока точно нет. Если говорить о работе в структуре клуба, то хотелось бы, чтобы это был клуб из России. Тренером точно не хочу работать. Возможно, это будет скаутинг, посмотрим.
- Мартин, если перенестись к истокам твоей карьеры в Европе, то она началась в итальянской «Реджине». Какой отпечаток оставила Серия А на тебе, как на защитнике?
- Я очень счастлив, что моя карьера за границей началась именно в Италии, в Серии А. Вся база защитника была получена там. Все тактические схемы и навыки я развил именно в Италии. Иногда сложно, конечно, бывает играть в защите с партнерами, которые не так обучены (смеется) и не понимают, как играть правильно в той или иной ситуации.
- Ты говорил про то, что на «Дуклу» ходит мало зрителей. Итальянских болельщиков и заполненные стадионы вспоминаешь?
- Конечно! Постоянно были полные стадионы! К нам на тренировку приходило столько же зрителей, сколько сейчас в Чехии приходят на матч чемпионата! Представь разницу! Тут даже говорить нечего!
- Как реагировали темпераментные итальянские болельщики на неудачные выступления и поражения клуба? Приходили на базу?
- И не только! Очень часто бывало так, что после плохо проведённого матча охрана закрывала нас на полтора часа на стадионе, и мы ждали пока болельщики успокоятся! Полиция в это время наводила порядок. Потом мы ехали в аэропорт и улетали вообще в другой город. Итальянские болельщики очень темпераментные и горячие!
- Чем ещё запомнилась Италия, Мартин? Может, первым подкатом под Зизу?
- (смеется) Не скажу, что помню мой первый подкат под Зидана детально, но помню, что получил травму, когда подкатывался под него в домашнем матче против туринского «Ювентуса». Травма была настолько серьезной, что, к сожалению, должен был уйти с поля.
- Следишь сейчас за серией А или, возможно, отдаешь предпочтение другим лигам?
- Честно говоря, за Италией не слежу. По большей части смотрю матчи российской футбольной лиги. В Чехии есть возможность смотреть матчи российского чемпионата по специальным каналам.
- Во времена твоих выступлений за итальянскую «Реджину» в чемпионате Италии играл Массимо Каррера за «Аталанту». Можешь вспомнить ваши встречи на футбольном поле?
- Могу вспомнить только 2 матча, когда мы играли с «Аталантой», чтобы остаться в Серии А. Домашнюю игру мы сыграли 0-0, а в гостях - 1-1. Остались в Серии А. Наверное, это всё. Но Каррера был хорошим защитником.
- Как ты думаешь в нынешнем стиле игры московского «Спартака» видны отпечатки Серии А, через которую прошел Каррера?
- Да, конечно, видно, что защитники понимают куда и как двигаться. Стиль игры в защите у «Спартака» явно итальянский.
- У тебя есть диплом мясника, который ты получил, когда жил в Чехии. Ты до сих пор «мясной», Мартин?
- (смеется) Конечно! «Мясным» я останусь навсегда! «Спартак» в моем сердце! Это лучшие годы моей футбольной карьеры! Невозможно забыть команду, болельщиков, персонал… Недавнее чемпионство команды отмечал сам для себя. К сожалению, приехать не получилось.
- Йиранек, Видич, Погатец, Дедура. Это одна из сильнейших оборон «Спартака» всех времен. Были ли в твоей карьере защитника более сильные партнеры, чем тогда в «Спартаке»?
- Нет, не были, соглашусь с тобой. Хотя, когда мы играли, всегда болельщики ругали защиту. Ты помнишь? Просто команда играла по-другому. Пропускали один, но могли забить 3. Был стиль более атакующим, чем сейчас. К сожалению, ни с кем из ребят не поддерживаем тесных контактов.
- Мартин, на Карпина обиду держишь до сих пор, что при нем тебя и Саенко выставили на трансфер?
- В то время я был недоволен, может, даже где-то обижен. Но прошло уже достаточно времени, сейчас обиды уже никакой нет. Наверное, даже могу сказать, что где-то и благодарен. После этого у меня получилось попасть в Англию, в «Бирмингем» и выиграть с командой Кубок Лиги в финальном матче против «Арсенала» на Уэмбли. Мечтал попасть в Англию с самого детства.
- Нет худа без добра. Но всё же ты был одним из лучших защитников «Спартака», когда Карпин исключил тебя. Что случилось? Проясни.
- Были на сборах, нарушили режим и всё, нас исключили. Игроков, которые нарушили режим, конечно, было больше, там была группа игроков. Но выставили на трансфер только меня и Ваню. Может быть, Карпин просто не хотел нас видеть в команде и использовать дальше. Просто искал причину и нашел ее. Обычно в таких ситуациях просто ограничиваются штрафом или переводом в дубль на несколько матчей. Особенно, если такие истории касаются ведущих игроков команды. Времени до следующего матча оставалось дня 3-4. Это уже история…
- Как ты и команда воспринимали Карпина: как тренера или всё же, как игрока, который только начинает тренерскую карьеру?
- Наверное, больше, как игрока. Это мнение моё и ещё нескольких игроков. Но с другой стороны, в команде было много молодых ребят, которые воспринимали его иначе. Лично я к тому времени знал и встречал большое количество тренеров и понимал разницу между ещё игроком и уже тренером.
- Если бы всё сложилось иначе, не было бы Карпина, и ты не ушёл бы из «Спартака», можешь ли ты предположить, что до сих пор выступал бы за красно-белых?
- Конечно! Я сказал, что обиду не держу на Карпина уже, но это не значит, что мне не обидно, что так и тогда ушел из «Спартака». До сих пор бы ещё мог выступать на хорошем уровне, возможно, даже получить чемпионство. Но получилось так, как получилось. Я ушёл в «Бирмингем» и взял с командой трофей. Выиграть Кубок лиги очень престижно. Все знают, как в Англии относятся к местным кубкам. Тем более, сыграть на 90 тысячном Уэмбли, одном из лучших стадионов Мира, на мой взгляд, это мечта, которая стала реальностью. У нас после победы было два дня выходных, но город праздновал это месяц или полтора.
- Как тебе жизнь в Англии?
- Я провел там около 10 месяцев. Город мне не понравился совсем. Не устраивала ни погода, ни жизнь. Больше туда не вернулся бы жить точно после того, как попробовал.
- Мартин, помнишь свой зубодробительный гол в матче против «Кубани», когда выступал за тогдашний «Терек», нынешний «Ахмат»? Можешь рассказать какие мысли были у тебя в этот момент?
- Конечно помню! Был рикошет из штрафной площади, прилетел мяч. Первой мыслью было сделать диагональную передачу на фланг, чтобы продолжить атаку. Но потом что-то в голове сказало мне: «нужно бить, Мартин!» Я даже не задумывался, что нахожусь настолько далеко. Вот и получился такой гол (смеется)
- Был в твоей карьере этап, когда ты выступал за «Томь» и остался в клубе даже тогда, когда команда вылетела в дивизион ниже – в ФНЛ. Какой был мотив, чтобы остаться в клубе? Наверняка у тебя были предложения перейти в более сильный клуб.
- Конечно я хотел остаться в Премьер-лиге. Даже вырисовывались хорошие предложения. Но у меня оставался осадок, что мы проиграли в стыковых играх и очень глупо вылетели. Хотелось помочь клубу и городу вернуться в высшую лигу. Болельщики этого заслуживали! Это было основной мыслью и мотивом. Команда осталась та же. Все ребята были знакомы и сыграны друг с другом. Плюс, наш тренер. Валерий Непомнящий работал со сборной Камеруна на ЧМ. Это было видно сразу и в подходе к тренировкам, и в международном опыте, который он передавал нам. Он очень отличался от остальных тренеров, которых видел в России и не только.
- Твой поступок можно сравнить с поступками Недведа или Буффона, которые остались помогать «Ювентусу» выбраться в Серию А после известного скандала.
- В моем сердце город и болельщики Томска. Ещё раз скажу, что они этого заслуживали, и я был очень рад, что всё получилось так, как мы хотели!
- Решение уехать из Томска далось с трудом?
- Конечно, я хотел остаться в «Томи». Мы вышли в Премьер-лигу, я отыграл все игры. Но пришел Петраков, который, скажем так, не очень хотел, чтобы я оставался в клубе. Из-за Петракова не продлили со мной контракт. Я не хотел ждать до последнего, до закрытия трансферного окна, поэтому переехал в Чехию, где были предложения. Рассматривал предложения либо из пражских клубов, либо из тех, которые были рядом с Прагой территориально.
- Мартин, расскажи о своей жизни вне футбола.
- Я уже очень давно разведен. Сейчас есть подруга. Ничего больше особенного не расскажу. Люблю ходить на рыбалку, поиграть в хоккей на PlayStation за Philadelphia Flyers (смеется). Вот, наверное, и всё!
- Сам в хоккей играешь? В Чехии и непосредственно в Праге очень популярны игры между бывшими футболистами.
- Бывает, конечно! Я играл когда-то в четвертой лиге здесь в местной. Тут много лиг, но сейчас играю просто со знакомыми ребятами, с футболистами не получается пока.
- Мартин, спасибо большое за уделенное время и приятное общение!
- Спасибо тебе тоже!