12 мин.

10 тысяч километров ради клуба из 9-го английского дивизиона, за который играл в футбольном «менеджере»

Никита Киселев поговорил со звездным тренером «Ранкорна».

Китайский болельщик Хуанг Вэньбинь совершил самое безумное путешествие осени. Он пробыл в пути больше суток, в сумме пролетев и проехав под 10 тысяч километров, и все это – ради английского полулюбительского футбольного клуба «Ранкорн Линнетс» из 9-го дивизиона. У Хуанга особые чувства к «Ранкорну» – это команда, с которой он в любимой компьютерной игре Championship Manager 01/02 поднялся из футбольного подвала к титулу АПЛ и еврокубкам. Увлечение получило невероятное продолжение: самый успешный виртуальный тренер «Ранкорна» и клуб встретились в реальности.

Я должен сразу сказать это: в жизни не видел никого приятнее и обстоятельнее Хуанга. Для начала мы списались по емэйлу. Он, уже раздавший несколько интервью английским изданиям, согласился рассказать о своей поездке. Вам не передать мое удивление, когда я получил 13 страниц подробных ответов – на китайском… и русском! Хуанг упросил приятеля помочь с переводом и пообещал через пару дней дополнить все английским. При этом мы нашли друг друга в мессенджере WeChat, где мой новый друг предложил подобрать фото из прикрепленных к профилю.

Я, как и вы, ни разу не слышал о «Ранкорне». В «менеджере» Хуан Вэньбинь играл за «Ранкорн Хэмилтон», клуб-предшественник нынешнего «Ранкорна», обанкротившийся и прекративший существование в 2006-м. «Линнетс» был создан усилиями футболистов и фанатов, став правопреемником «Хэмилтона». Сохранились цвета команды и расположение – одноименный промышленный город из графства Чешир, в который можно доехать на поезде из Ливерпуля.

Теперь их связывает не только железнодорожные пути, но и история Хуанга.

«Там был игрок Стивен Каррагер. Это же Стивен Джеррад и Джейми Каррагер в одном!»

– Я болельщик «Ливерпуля». Многих привлекает слава, возможность стать тренером топ-клуба в один клик, но это не для меня, я любитель размеренного, поступательного движения. Все знают о ливерпульском красно-синем дерби, и я попытался найти что-то новенькое.

Запустил Championship Manager 01/02, чтобы отыскать еще одну команду из Ливерпуля. «Ранкорна» не было даже на низших этажах английской Лиги. Я пробежался по всем 176 клубам, которые не входили в Лигу, и наткнулся на «Ранкорн Хэлтон». У адреса стадиона была привязка к Ливерпулю. Тогда я понял, что это полупрофессиональная команда как раз из того региона, что мне надо

Щелкнул проверить детали и увидел цвет формы – желто-зеленый. Большое отличие от традиционных городских красного и синего, да и выглядело симпатично. А когда среди игроков оказался парень по имени Стивен Каррагер, моя решительность возросла. Это же Стивен Джеррад и Джейми Каррагер в одном!

Впервые я увидел Championship Manager в 1992-м. В него играл мой брат, но меня не зацепило: мне было всего 12, а на экране мелькали лишь английские слова и цифры. В 2002-м уже было по-другому: я учился в колледже, подавал заявку на учебу в Новой Зеландии. Следил за чемпионатом мира по ТВ и параллельно шлифовал английский, играя в CM 01/02 (кстати, тогда в игре уже была и китайская локализация). С тех пор игра всегда со мной. Держу при себе флешку с сохраненными файлами, и «менеджер» установлен на каждом используемом мною компьютере.

Дата моего последнего сейва – 25 июля 2015-го. Новый сезон вот-вот начнется, руководство требует от меня чемпионства. Тем временем в Лиссабоне разыгрывается клубный чемпионат мира, первыми встретятся «МК Алжир» и японская «Касива Рейсол». 

Хуанг не отказал себе в главном удовольствии «менеджеров» – подписании суперзвезд в клубы-андердоги. Подобные сделки невозможны в реальности и не всегда осуществимы даже в виртуальном мире. Если не пойти на хитрость: в «Ранкорне» блистали Рой Кин, Райан Гиггз, Эдгар Давидс, Рууд ван Нистелрой и даже Стивен Джеррард. Почти всех Хуанг заполучил по одной схеме: предложил краткосрочный контракт с огромными подъемными бонусами и место в тренерском штабе. Но любимчик Хуанга – экс-нападающий «Ливерпуля» Нилл Меллор. Он известен голом «Олимпиакосу» в эпохальном для «красных» сезоне 2004/05 – и на этом, пожалуй, все. В «Ранкорне» карьера  сложилось иначе: «10 лет, 377 матчей, 133 гола, 46 ассистов, 43 приза лучшему игроку матча. Он определенно клубная легенда». 

Скоро «менеджер» перестал быть просто развлечением:

– В 2004-м я где только мог – форум, почта и ICQ – связался с человеком-сборщиком информации по Китаю для «CM». Он привлек и меня, и я подыскивал данные по профессиональным и любительским командам вблизи Сямыня. Была возможность сотрудничать и с Football Manager (оба «менеджера» вышли из самой первой версии в 1992-м году, но потом случился раскол), но его у нас заблокировали по политическим причинам: там Тибет заявлен как отдельная страна. Может быть, поэтому я до сих наслаждаюсь Championship Manager 01/02, сохранив любовь и вкус к игре.

А вот играть в мобильные версии я даже не пытался. Я уже говорил, что люблю полное погружение и концентрацию на процессе. На телефоне надо будет во что бы ни стало выполнять ежедневные задания, это может стать бременем. В конце концов мы должны играть в игры, а не игры – нами.

Путешествие длиной в сутки: самолеты, автобусы, поезда, английские леса и препятствия

Хуанг загорелся идеей прикоснуться к «Ранкорну» в 2015-м. Он ехал на поезде на последний матч Джеррарда за «Ливерпуль» и на одной из остановок увидел указатель. Друзья тут же услышали обещание: однажды он сюда вернется. 

К исполнению мечты Хуанг отправился вместе с женой, сыном и маленькой дочерью. Он серьезно подготовился, составив многостраничный план.

– Я подбил детальное досье о «Ранкорне». В моих заметках – описание сохранения в игре, кое-что по клубной истории, нынешнему положению вещей и инструкция, как добраться на выездной матч. Перед отъездом я выделил 4 больших цели: попасть на игру «Ливерпуль» – «Манчестер Юнайтед», увидеть матч между их резервными командами, побывать на «Манчестер Сити» – «Наполи» и посетить выезд «Ранкорна. Расписал все по шагам.

Вэньбини вылетели из Сямыня в Амстердам, оттуда – в Манчестер. В аэропортах и самолетах семья провела 16 часов («... и 20 минут, но это, если считать 2 часа 35 минут в ожидании трансфера», – добавляет любящий детали Хуанг). Дальше были поезда, станции, закрытые на реконструкцию, автобусы, блуждания в английской провинции – в общем дорога заняла больше суток. Хуанг соединяет на карте точки и получает 9865.58 километров. Больше 6 тысяч миль в один конец. 

Хуанг предварительно изучил календарь: оказалось, на время его пребывания в Англии у «Ранкорна» было два матча – оба гостевые. Один пересекался с игрой «Ливерпуля» с «МЮ», так что этот вариант отпал. Чтобы попасть на другой, предстояло проехать под 90 километров по маршруту Ливерпуль – Сток-он-Трент. Но в планы вмешалась погода: «Надежда увидеть «Ранкорн» в деле не покидала меня всю поездку. Мы просмотрели 3-4 компании по аренде авто и детских кресел, но в итоге ничего не вышло: матч был запланирован на поздний вечер, целый день шел дождь, и нам пришлось сдаться».

О, нет. Это конец?

– Я рисковал опять разминуться с «Ранкорном», и единственное, что оставалось – это посетить домашний стадион, пускай в тот день и не было матча. Я открыл расписание клубного офиса и увидел, что он работает только вечером вторника и утром субботы. Это тоже мне не подходило. Поэтому я зарегистрировался в твиттере и попытался связаться с клубом. Я обозначил, что приеду в воскресенье. Настраивался на худшее. Ну, в любом случае, я желал хотя бы прогуляться вокруг стадиона с семьей. Моя жена поддерживала меня, даже зная, что речь не о большом европейском клубе вроде «Ливерпуля» или «Юнайтед», а всего лишь о полупрофессиональной команде из 9-го дивизиона.

Заготовленный мною архив о «Ранкорне» очень помог, особенно скриншоты из «менеджера». Я прикрепил их как доказательство. К моему удивлению, даже несмотря на то, что на них многое было написано на китайском, многие болельщики «Ранкорна» разобрались, в чем дело, и поверили в искренность просьбы. А ведь я толком не умел пользоваться твитером. Но это уже не играло никакой роли, так как клубный аккаунт «Ранкорна» быстро ответил мне. Вот чего я не знал, так того, кто же встретит нас у стадиона».

Я договорился о встрече на час дня, и я знал, как англичане ценят пунктуальность. Я испытывал благодарность уже за то, что мне ответили и согласились встретиться в нерабочее время. Поэтому я должен был сдержать обещание.

Тем утром мы рано проснулись. Интернет подсказывал, что мы всего в одной станции метро от нужной остановки. Было закрыто – наверное, из-за выходного. Тогда мы решили отправиться к Королевской площади в центре Ливерпуля – оттуда отъезжали по крайней мере два нужных нам автобуса. К сожалению, в тот же день в Ливерпуле проводился городской мини-марафон – множество улиц были заблокированы, а куча транспорта изменила маршруты. И хотя персонал подсказывал и направлял пассажиров, никто точно не знал, где нам лучше выйти. Между остановками всего один километр, но я с дочерью и сыном на руках проносился туда-сюда три раза. 

За время поисков Хуан посмотрел весь марафон. Наконец, вот, та остановка. Автобус должен приехать в 11.07. Но его все не было.

 – Он все же прибыл в 11.15. 8-минутная задержка стала пыткой. Ситуация виделась крайне сложной: мы точно не знали, откуда автобус отправляется. Уже в салоне я вглядывался в мобильную карту, боясь пропустить Ранкорн. Но из-за неточной навигации вы вышли не там, где полагалось. Тут мой мозг просто отключился.

На остановке своего автобуса дожидались местные, и я обратился за помощью. Получилось не очень удачно: я был напуган и взволнован, а ливерпульский акцент и так сложен для восприятия. Посыпались разные указания. Я решил следовать совету пожилого мужчины. Он спокойно сказал, что мне надо сесть вместе с ним и доехать до следующей. Прогулявшись по лесной тропинке, я должен был набрести на стадион. Он был настолько уверен, что я послушался: когда бы еще я повел семью в лес.

К счастью, путь был недолгим. Всего через 500 метров наткнулись на часовню. Я сфотографировал ее и показал «Ранкорну» в твиттере. Они ответили: «Вы очень-очень близко». Мы прошли вдоль улицы, пробрались через кусты, и перед нами простерлась лужайка. Вдали мальчишки играли в футбол. Самый высокий парень махнул нам рукой. Это был Марк. Было ясно, что он уже дожидался нас некоторое время. Я взглянул на телефон – 12.55. Мы успели, оставив позади 5 часов страданий. 

Хуанга встретил главный человек в клубе, но он об этом не догадывался

Хуанг не понял, что перед ним председатель «Ранкорна» собственной персоной. Тот сильно удивился, когда гость назвал счет последнего матча и поздравил с победой («Конечно, я знал результат, я-то планировал посетить игру»). Марк указал на домишко около стадиона и рассказал, что через две недели у «Ранкорна» будет новый офис. И извинился за беспорядок – эти переезды, ну вы понимаете.

Сын Хуанга спросил, можно ли выйти на газон и нанести парочку ударов. Марк охотно согласился и пригласил пройти в кабинет за мячом. Пока он возился с ключом, Хуан спросил, чем он занимается в клубе. Ведь это мог быть фанат или стадионный работник. Марк ответил: вообще-то он председатель.

– Когда мы вошли в офис, Марк вручил мне подготовленные клубом подарки. Так же, как у больших команд, у «Ранкона» есть клубный журнал и фирменная шапка. Меня же интересовала форма. Особенно домашняя, которую я помнил по игре. Марк дал майку с 4-м номером моему сыну, а я получил свой любимый 19-й… Но лишь гостевой комплект, так как не было подходящего домашнего. Я спросил, можно ли где-то купить форму «Ранкорна», но были выходные, а значит, магазины закрыты до понедельника.

Пока мужчины копошились в офисе, через незапертые ворота на стадион пробрались трое пацанов. Марк припугнул их, но все же разрешил поиграться на траве, как и сыну Хуанга.

Как это часто бывает, в урагане переживаний и спешке (все же надо было успеть на автобус), семья Вэньбиня кое о чем забыла. Когда они уже проезжали через реку Мерси, пришло сообщение от Марка: надо бы вернуться, вы оставили коробку с подарками в офисе. Уже было поздно.

– Мы и так получили гору приятных воспоминаний, а моему сыну достались значок и мяч. Но Марк пообещал переслать остальное в Китай. Спасибо ему и его дочери за доброту и терпение. Мы продолжаем общаться по электронной почте. Он рассказал, что мой визит стал большим событием для клуба. В твиттере все быстро разлетается, и болельщики из Японии, Словении, Бразилии и других стран связывались со мной, некоторые именитые издания попросили об интервью. Это было неожиданно для меня. После того, как про мое путешествие написали в Daily Mirror, материал перепечатали в китайских СМИ.

Так как я был очень занят на работе, я не смог ответить каждому в твиттере вовремя. Хотелось бы попросить прощения у всех читателей, которые любят футбол и футбольные «менеджеры».

***

 – Недавно я ездил в командировку в другой китайский город. Когда я представился, женщина-коллега спросила, тот ли я самый Хуанг Вэньбинь, который проделал путешествие в Ранкорн. Вот тогда-то я и понял: неважно, кто вы – футбольный фанат, любитель видеоигр или, возможно, вы не переносите ни то, ни другое – когда люди слышат рассказ о простых ребятах, преследующих мечты, многим это нравится, это их захватывает и вдохновляет.

Фото: из личного архива Хуанга Вэньбиня