6 мин.

Герой, который не хотел быть героем. Памяти Ханса Шефера

Йохан Шефер, более известный миру как Ханс Шефер, был чемпионом мира 1954 года и одним из лучших нападающих своего времени. Это был величайший футболист в истории «Кельна». Он скончался вчера в возрасте 90 лет.

 

Он никогда не хотел быть героем, но разве удел героев – выбирать, хотят они ими быть или нет? Героями либо становятся, либо падают во вселенную безвестности. Когда Ханс Шефер вернулся из Швейцарии в родной Кельн в статусе действующего чемпиона мира, толпы народа встречали его у перрона железнодорожного вокзала родного города. Людей было так много, что он с трудом смог выйти из поезда и протиснуться сквозь толпу своих почитателей.

Примерно 7 километров, это расстояние от главного вокзала до тренировочной базы «козлов», Шефер ехал в кабриолете, под восторженные крики земляков, выстроившихся дисциплинированной вестфальской толпой по пути следования его автомобиля.

Когда Шефер в далеком 1964-м году на правах капитана «козлов» поднял первую в истории Бундеслиги салатницу над головой, ознаменовавшую факт, что «Кельн» стал первым победителем нового турнира, болельщики взяли его на руки и пронесли через весь стадион в Мюнстердорфе.

Вчера этого человека не стало. Пастух, ведущий стадо; человек, мнение которого в «Кельне» до самой его смерти значило очень много.

Тут необходимо пояснить некоторую игру слов. Дело в том, что Schäfer с немецкого языка переводится как «пастух». Это прозвище приклеилось к Шеферу с легкого языка радиорепортера Герберта Циммермана, который и придумал его во время прямой радиотрансляции эпохального матча 4 июля 1954 года. Шефер сделал в той игре дв еголевые передачи на Хельмута Рана, забившего решающий мяч в ворота венгров. История помнит об Ади Дасслере, который привез на тот ЧМ шипы, но забывает о «пастухе» «манншафт», который «выпас» победу сборной в том матче. Впрочем, в одном месте на берегах Рейна об этом будут помнить всегда.

Сам Шефер никогда не считал, что играл ключевую роль в той команде. «Если бы на моем месте был Хельмут, а на его я, то был бы точно такой же пас. Ту сборную отличала великолепная командная игра, и только она. Та победа – это победа всей команды», - делился своим мнением по вопросу сам виновник торжества десяток лет назад.

Шефер родился 19 октября 1927 года в рабочем городке Цолльсток в семье парикмахера из Пфальца, всегда был упрямым человеком, и именно поэтому в Кельне он получил прозвище «De Knoll» («бугор»). Но никто не воспринимал это прозвище уничижительно, напротив, все восхищались молодым человеком, который пережил ужасы мировой войны, работая помощником мастера на хлопчатобумажной фабрике. А после войны был футбол, и мы узнали Ханса Шефера под совершенно иным прозвищем.

Шефер быстро бежал, доминировал над соперником и точно бил по воротам. Однако запомнился он скорее не этим, а тотальным нежеланием проигрывать что бы то ни было. Его партнер по команде Карл-Хайнц Тилер однажды отметил: «Ханс Шефер имел в крови желание побеждать во всех матчах, где он играл». За «Кельн» Шефер сыграл в общей сложности 711 игр и забил 501 мяч. Для левого вингера, со временем адаптировавшегося к игре классическим полузащитником – отличные показатели.

В 1963-м году он был признан футболистом года в ФРГ, а год спустя, в возрасте 36 лет, стал первым чемпионом Бундеслиги в ранге капитана команды. За сборную он провел 39 официальных матчей, в которых забил 15 голов, а с 1957 по 1962 годы также был капитаном «Манншафт».

Впрочем, это лишь сухая статистика. Куда больше говорит о роли Шефера в команде и его характере как игрока, история происходившая с ним в течение всего знакового ЧМ-1954 года в Швейцарии. Он стал, говоря современным языком, настоящим мотиватором своей команды.

После поражения от Венгрии в групповом турнире именно Шефер за завтраком перед матчем с турками произнес знаковую фразу: «Мужики, возьмем же жизнь за яйца!» Немцы выиграли 7:2, а Шефер забил два мяча.

Именно Ханс забил решающий мяч в четвертьфинале против Югославии, которую привез на турнир звезда ЧМ в Монтевидео Александар «Тирке» Тирнаич. После матча он так охарактеризовал игру вингера «Кельна» и сборной Германии: «Этот Шефер просто потрясающе видит поле. Он играет с горящими глазами. Это то, чего так не хватает современному футболу».

В полуфинале против Австрии, где немцы устроили братьям по разуму культовый разгром 6:1, один из голов также забил Шефер.

«Чудо Берна». Первое золото Германии на мировых чемпионатах.

Говорят, незадолго до смерти, в узком кругу семьи и друзей, Шефер вспоминал о финальном матче против венгров в далеком 1954 году. Перед самым финалом он столкнулся в подтрибунном помещении с величайшим нападающим сборной Венгрии и европейского футбола Ференцем Пушкашом. Венгрия не проиграла ни одного матча на тот момент. «Ну что, вы сегодня в хорошем настроении?» - спросил Пушкаш у проходящего мимо Шефера.  «Скоро увидите», - процедил в ответ сквозь зубы Шефер.

Без «пастуха» Германия не стала бы чемпионом мира. Он был душой той команды. Человеком, отвечающим за атмосферу.

Именно этим он и стал заниматься в родном клубе «Кельн» после окончания карьеры игрока. Сначала он поработал помощником тренера, но через несколько лет, не без содействия президента «Кельна» Франца Кремера, стал в клубе «главным по подарочкам». Говоря современным языком, возглавил маркетинговое направление в клубе. Впрочем, тогда все только зарождалось, и в функции Шефера входил скорее вопрос о клубном тимбилдинге. Именно ему выпала честь своим авторитетом сглаживать острые углы в отношениях между членами ФК «Кельн».

Шефер долгое время ходил на каждую игру родного клуба, будучи на пенсии сидел в Совете клуба, но никогда никого не критиковал, справедливо считая, что это не его дело – критиковать. В 2015-м году он в последний раз принимал активное участие в кампании клуба по привлечению болельщиков.

«У меня все еще есть мечты», - сказал незадолго до своего 90-летия Шефер. – «Я хотел бы умереть за стаканом Kölsch на берегу Рейна».

Он умер во вторник во сне, в окружении своей семьи.

Одним из многих соболезнований поделился Хорст Эккель, игравший вместе с Шефером на памятном ЧМ: «Он был выдающимся игроком и важной частью команды, но также он был особенным человеком и хорошим другом».

Эккель остался последним из ныне живущих героев Берна.

А Ханс Шефер, как говорят, все же выпил свой последний Kölsch в понедельник вечером.

 

Автор текста:  lipecktraveller.