Происхождение Райо Вальекано. Сложности в борьбе за выживание. Часть I
Дисклаймер: из-за моей криворукости я случйно снес этот пост (впервые он был опубликован 4 ноября). Сейчас, чтобы не прерывать повествование возвращаю его на место.
В течение оставшихся 1920-ых годов Эль Райо постоянно боролся за сохранение существования. Многие небогатые команды в те времена исчезли из-за недостатка средств и отсутствия соревнований. 6 марта 1925 года Эль Райо поставил в известность все клубы, не состоявшие в федерации, что планирует организовать чемпионат, победитель которого будет награжден кубком. Был открыт период подачи заявок, которые должны были направляться Хулиану Уэрте уже по адресу улица Кармен, 31. Объявление было подписано новым секретарем клуба Элисео Паласиосом. К сожалению, больше упоминаний об этом чемпионате в прессе не встречается. Мы не знаем состоялся ли данный турнир в принципе, и, если да, кто стал победителем, был ли это тот же самый турнир на которой ссылались основатели клуба, когда их спрашивали о первом организованном клубом турнире, в котором приняли участие команды Экселсиор, Эрильяс и ещё одна команда с улицы Антонио Мендес (возможно Клуб Депортиво Марина с адресом в доме номер 80 на этой же самой улице).
В апреле месяце этого же года команда добилась несколько ярких триумфов, как например победа 3:1 над командой Идальга Испанья или победа со счетом 3:2 над Борондо. Оба этих матча состоялись на домашнем поле. 25 апреля 1925 года Эль Райо предложил командам, не входившим в федерацию, организовывать матчи на своем поле, в случае заинтересованности предложения должны были направляться секретарю клуба Элисео Паласиосу по адресу улица Жирона, 5. Тем не менее эти попытки придать клубу какую-либо стабильность остались безуспешными. Команды были вынуждены играть товарищеские матчи, или в лучшем случае, разыгрывать малозначительные трофеи, в основном связанные с районными празднествами. Проблема нехватка футбольной организации в небогатых мадридских кварталах стала проявляться в полный рост.
В рамках празднеств в честь Кармильской девы 18 июля 1925 года Эль Райо сыграл матч против Клуба Персеверансия, как мы помним первой команды из Пуенте де Вальекас, вступившей в федерацию. В матче разыгрывался серебряный кубок, предоставленный организаторами праздника. Встреча закончилась победой Райо со счетом 1:0, матч описывался прессой как «великолепный», игроки обеих команд «сражались с большой страстью в течение всего матча». Состав Райо был следующим: Перес, Карраско, Кафето, Уэрта, Лопес Буено I, Альварес, Санс, Бенавидес, Гонсалес, Лопес Буено II и Луис. Победу Райо принес центральный нападающий Гонсалес, забив «очень хорошим ударом головой». Список одиннадцати стартовых игроков команды значительно поменялся в сравнении с июлем прошлого года. Прошел только год, а из прошлогоднего состава на поле вышли только Кафето, Уэрта и Гонсалес. С другой стороны, в основной состав вошли два игрока сильно выделявшиеся на общем фоне: Рикардо Бенавидес, как мы видим указанный капитаном команды и Паскуаль Альварес. Можно сделать вывод, что увеличение числа команд в Мадриде привело к частой смене команд игроками.
Репортаж о матче, в котором Райо Вальекано завоевал один из первых своих торфеев, газета Ла Либертад, 19 июля 1925 года.
Кроме того, в случае Райо некоторые игроки и ключевые руководители были из одного армейского призыва и были вынуждены далеко уезжать для прохождения воинской службы. Временно покидать клуб были вынуждены такие важные как в делах управления клубом, так и на поле люди как Хосе Уэрта, Андрес Родригес Алсола и Паскуаль Альварес. Таким образом клуб страдал от очень тяжелого кризиса, гораздо более серьезного, чем это может показаться, если рассматривать данную ситуацию с позиции сегодняшнего дня. Это был тяжелый и долгий период, когда команда существовала с постоянным риском исчезнуть. Хуан Уэрта, бывший казначеем, покинул руководство клуба, передав свою должность брату Хулиану, бывшему президентом клуба. Как он говорил много лет спустя, в то время бюджет клуба насчитывал всего 250 песет (напомним, что только годовая аренда поля стоила 15 дуро, то есть 75 песет). Хорошо показывает тяжесть кризиса то, что имя команды почти исчезло из газетных публикаций: продолжали существование другие клубы, появлялись новые, но упоминаний команды с улицы Кармен не появлялось почти нигде. Последствием кризиса стало то, что Эль Райо сократил число своих команд, полностью отказывавшись от содержания юношеских команд.
2 января 1926 года Хулиан Уэрта до середины апреля был направлен в подразделение гражданской гвардии в Жироне. После возвращения из Каталонии его опять направляли в такие отдаленные от Мадрида места как Сантандер и Сан Себастьян. Таким образом он не мог совмещать свою работу с управлением клубом. В июле этого же года он женился, а в июне 1927 года был направлен в расположение 13-ый Наваррский комендантский полк, базирующийся в Гвадалахаре, где прослужил два года. После окончания службы он остался жить там и прожил там почти все время, кроме небольшого периода, когда он временно жил в Овьедо, до Гражданской войны. Окончательно пути клуба и его первого президента разошлись в 1926 году. В этом году Хулиана Уэрту на посту президента клуба сменил Хосе Монтойя Арриабас, игрок Эль Райо, а до этого, в 1924 году, капитан второй команды клуба Лас Калифорниас. Хосе Монтойя, бывший владельцем небольшой строительный фирмы. Он недолго возглавлял клуб и уже в этом же году уступил свой пост Гало Андресу, занявшему президентский пост до 1928 года. Новый президент вне своей футбольной деятельности во время Второй Республики [период c 1931 по 1939 года после низложения монархии до установления диктатуры Франсиско Франко] был казначеем отделения Республиканской Партии в Пуенте де Вальекас.
Рукводители Райо Вальекано на одном из собраний в 1920-ых годах
Эль Райо и Эль Персеверансия снова появились перед широкой публикой 18 июня 1926 года, когда в рамках празднеств в честь Кармильской девы разыграли серебряный кубок. Об этом есть упоминание в газете Ла Либертад, вышедшей за несколько дней до матча, при этом в объявлении было ошибочно указано, что обе команды входили в Футбольную Испанскую Федерацию Футбольных Клубов. Персеверенсия действительно была зарегистрирована, в то время как Эль Райо в тот период в федерацию ещё не входила. 2 августа Эль Райо встретился с клубом Депортиво де Энтревиас, в этот раз матч состоялся в рамках празднеств в честь Девы Марии Королевы Ангелов, святой покровительницы района Энтревиас, трофеем опять служил кубок из серебра.
8 октября 1927 года Эль Райо снова пригласил все общества незарегистрированные в федерации принять участие в «специальном чемпионате». Основной целью этой инициативы была попытка просто продолжить играть в футбол. Для того чтобы согласовать детали представители клубов приглашались на встречу 10 октября в 10 часов вечера. Собрание должно было состоятся по адресу шоссе Валенсия, 48 (сегодня Авенида де ла Альбуфера). Больше об этом чемпионате в прессе не было ни одного упоминания. Потихоньку новости об Агрупасьон Депортива Эль Райо, или просто об Эль Райо, становились все более эпизодическими. Футболу в бедных окраинах Мадрида чтобы выжить приходилось преодолевать множество препятствий, и некоторым командам, как например Эль Райо, было достаточно затруднительно найти подходящих соперников для проведения матчей. На самом деле то, что обществу удалось выжить в этот период было настоящим чудом, поскольку другие клуба Вальекаса, Спортинг Вальекано и Эль Рекена, были намного старше и обладали гораздо более высоким футбольным потенциалом.
В эти сложные времена пост президента клуба занимался несколькими людьми и сегодня мы не можем найти документов, в которых бы подтверждались устные сведения современников событий. По их утверждениям в 1928 году президентом клуба был избран Андрес Родригес Алсола и занимал этот пост до 1930 года. Есть письменные упоминания состава Эль Райо в 1928 году, наиболее часто упоминаемыми игроками были Анхель Лопес, Пако Вилья, Модесто Уэрта, Гузман, Николас, Хуан Уэрта, Форрахе, Кер, Мигель и Хоакин Родригесы и Клаурри. Об Андресе Родригесе Алсола вспомнили много лет спустя, когда Райо стал третьей командой в структуре Реал Мадрида, как о человеке, который в течение своего мандата зарегистрировал клуб в Главном Управлении Безопасности, таким образом придав клубу легальный статус. Как бы то ни было не сохранилось какой-либо копии документов или какого-либо упоминания об этой регистрации, что ставит под сомнения то, что Андрес Родригес Алсола действительно регистрировал клуб в официальных структурах.
Некоторые сегодняшние источники утверждают, что в 1929 – 1930 годах пост президента занимал Хавьер Перес. Все источники однозначно утверждают в 1930 году президентом был избран Хосе Антонио Санчес, занимавший свой пост до 1931 года, когда его сменил Анастасио Эрнандо Диас. Информация о том, кто возглавят клуб в период Второй республике так же является достаточно противоречивой. Некоторые наиболее возрастные сосио клуба утверждают, что в период с 1931 по 1936 годы президентом клуба был Анхель Мартинес Эль Кафето [кофейное дерево], но другие утверждают, что он занимал этот пост только в 1936 году. 26 мая 1935 года в его честь состоялся матч-чествование на стадионе, название которого по случайному совпадению было абсолютно таким же, как и его прозвище – Кафето. Поле Кафето было одним из старейших в Мадриде и обязано своим названием кофейной фабрике, существовавшей с середины XIX века и расположенной неподалеку. В анонсе матча в прессе были упоминания о Кафето как об бывшем игроке Эль Райо, но ничего не говорится о его возможном президентстве, таким образом мы думаем, что период его президентства ограничивается 1936 годом, или как максимум включает в себя период с последних месяцев 1935 года до начала Гражданской войны.
Продолжение