1 мин.

ЦСКА проиграл без шансов. О выходе из группы можно забыть

Тоска.

Три недели назад ЦСКА дома разгромно уступил «МЮ», но, кажется, то поражение близко не приняли ни игроки, ни болельщики армейцев – все понимали, что решающие матчи в борьбе за выход в плей-офф впереди. «На мой взгляд, итог группового этапа решается не в пятом туре, а в третьем и четвертом. Поэтому двухматчевое противостояние с «Базелем» будет важным», – сказал Виктор Гончаренко накануне.

Субботняя победа над «Краснодаром» и то, как ЦСКА выбегал в контратаки, настраивали на позитив, но вчера хозяйкой «ВЭБ Арены» была тоска. «После поражений мы всегда сосредоточены на каком-то негативе. Говорить о том, что все плохо, неправильно», – слова Гончаренко уже после игры. Возможно, в целом у армейцев дела идут лучше, чем могли бы с такими кадровыми проблемами, однако в среду ничего хорошего в их игре не было. В том числе – из-за прекрасных взаимодействий игроков «Базеля» при позиционной обороне.

До перерыва команды почти поровну владели мячом (48% на 52% в пользу швейцарцев), но характер у этого владения был разным. ЦСКА редко оказывал давление без мяча на чужой половине поля, поэтому защитники гостей без проблем продвигались к центральной линии или даже за нее, после отдавая передачи вперед. При первой фазе атаки армейцев игроки «Базеля» выдвигались очень высоко и четко разбирали всех. Армейцы постоянно принимали мяч лицом к своим воротам, не имели возможности развернуться и пасовали назад. 

О беспомощности армейцев при билд-апе хорошо говорит количество передач назад от центральных защитников – в сумме рекордное для последних матчей.

В прошлом сезоне, когда у ЦСКА не получалось переходить центральный круг через передачи низом, либо, когда Гончаренко хотел минимизировать риск потерь на своей половине (как в апрельском матче с «Ростовом»), армейцы использовали диагонали Игнашевича на Фернандеса. Вчера их почти не было: во-первых, Сергей был самым центральным из трех защитников (слева диагонали на правый край эффективнее), а, во-вторых, русского бразильца грамотно опекал Петретта. До своей замены Игнашевич выполнил всего две длинные передачи на Фернандеса, лишь одна из них была направлена к штрафной «Базеля», но и она оказалась неточной. 

Карта передач Игнашевича.

Иногда пространство в правом полуфланге получал Миланов (Головин таких возможностей почти не получал ни справа, ни слева), но в среду болгарин допускал очень много брака (68% точности передач, хуже только Щенников). 

Некачественный выход в атаку привел и к первому голу в ворота Акинфеева. Алексей Березуцкий отдал рискованную передачу к центральному кругу, игроки «Базеля» ее легко перехватили, и после серии рикошетов мяч оказался у Джаки. Почему Игнашевич до конца решил пятиться назад (конечно, был риск передачи направо, но все равно удар оттуда был бы менее опасен, чем из середины), а не встречать хавбека швейцарцев – большой вопрос. Судя по послематчевой пресс-конференции, вопрос – и для главного тренера ЦСКА. 

«Когда ты не выдвигаешься на игрока, который выбегает, жди либо беды, либо того, что Акинфеев будет выручать», – прокомментировал первый мяч Гончаренко. В среду Акинфеев выручал армейцев так же, как он это делал в Лиссабоне и три недели назад против «МЮ», но этого хватило лишь для сохранения надежды на ничью до 90-й минуты. 

Почти все атаки армейцев во втором тайме шли через Натхо. За 45 минут Бибрас отдал 66 передач, однако большинство пасов израильтянина направлялись поперек поля. Вперед в финальную треть израильтянин отдал только 5 передач, 3 из них оказались неточными. Очень нелогичным был и удар полузащитника на 52-й минуте. Впрочем, с ударами беда вчера была у всех игроков ЦСКА – они нанесли всего 2 удара из штрафной (1 был заблокирован) и ни разу не попали в створ ворот. Единственный реальный момент случился после несогласованных действий Вацлика и Сухи, но Фернандес пробил выше перекладины. 

В связи с большими проблемами с доставкой мяча через центр, а также традиционного выдвижения в атаку Вернблума, армейцы могли рассчитывать на активную игру флангов и кроссы от Фернандеса и Щенникова. Не получилось, что признал и Гончаренко: «Те игроки, которые у нас поправились, еще не в очень хорошей форме находятся, поэтому того давления, которое нужно было создать, нам не хватило. Не шла фланговая игра, достаточно тяжело работали между линиями». 

Удивило даже не то, что кроссы у Щенникова не получались, а минимальное количество подач и прострелов от ЦСКА в целом. За всю игру армейцы сделали 6 кроссов (5 – с игры), 2 из них дошли до адресатов. 

Карта кроссов ЦСКА.

Это катастрофически мало для решающего матча в борьбе за место в плей-офф. Очевидно, что Гончаренко в последние полчаса сделал ставку именно на края (для создания ширины был выпущен Кучаев), но с правого фланга в конце игры не последовало ни одной передачи в штрафную, от Щенникова – лишь 3. Точной стала одна. 

Вместо попыток навала и ударов из удобных позиций в последние 10 минут ЦСКА пропускал контратаки, после которых Оберлен мог становиться лучшим бомбардиром Лиги чемпионов. «У нас были еще моменты, но в первом из них я слишком задумался, и то, что выглядело проще всего, стало осуществить сложно», – признался форвард. Теперь задуматься придется армейцам.

Проиграв «Базелю», ЦСКА практически потерял шансы на выход в 1/8 финала Лиги чемпионов. Теперь для этого нужно обыгрывать швейцарцев в гостях с разницей в три мяча (либо в два – от 3:1 и больше) и побеждать «Бенфику» дома. Во второе поверить можно, в первое – сложнее.

Да, команда Гончаренко была слишком пассивна, но «Базель» сумел произвести приятное впечатление своей организованностью и четкостью взаимодействий и при достаточно глубокой обороне в концовке, и при прессинге в начале, и при контратаках на протяжении всей игры.

Как бы хорош ни был «Базель», чувство тоски в среду вечером не покидало ни на секунду.

Вчера печаль брала свое начало с «ВЭБ Арены».  

Осталась ли вера?

Фото: РИА Новости/Александр Вильф