В «Барселоне» хотят сменить власть. У оппозиции есть лидер
Худшее лето в современной истории «Барселоны» значительно ослабило позиции президента клуба Жозепа Бартомеу. Это привело не только к оскорблениям в интернете, но и ко вполне серьезному политическому процессу – сейчас болельщики «Барселоны» подписывают бумаги с требованием выразить Бартомеу вотум недоверия. Фактически это означает досрочную отставку всего руководства.
Кто пытается сместить президента «Барселоны»?
Главный оппозиционер – Агусти Бенедито (53 года). Он родился в Барселоне и до начала нулевых управлял крупным семейным автомобильным бизнесом. Сейчас Агусти руководит компанией, которая помогает каталонским предпринимателям покорять зарубежные рынки (в первую очередь латиноамериканские). Так что деньги и управленческий опыт у него есть.
Как и многие каталонцы, Бенедито в юности влюбился в команду Йохана Кройффа. Единственная проблема: предпринимательское мышление никогда не позволяло ему ходить на стадион просто так – еще с девяностых годов Агусти всячески пытается влиять на жизнь вокруг клуба. Бенедито начинал со скромного молодежного движения, требующего от боссов «Барселоны» тотальной прозрачности, а в 1998 году присоединился к Жоану Лапорте в проекте Elefant blau, главной целью которого был вотум недоверия давнему президенту Жозепу Нуньесу. Но страшно опытный руководитель «Барсы», который к тому моменту правил уже целых 20 лет, без особых проблем справился с внешней угрозой и ушел сам в 2000-м.
Лапорта стал президентом «Барселоны» только на следующих выборах в 2003-м. Агусти – один из забытых героев той президентской кампании, он помогал в разработке целого пакета реформ, нацеленного на открытость и усиление власти сосьос (членов клуба). После победы Бенедито попал в две профильные комиссии – по спорту и социальным активностям «Барселоны», – однако со временем его отношения с Лапортой испортились. В 2009 году Агусти подал в отставку и практически сразу сказал, что будет бороться за власть в «Барселоне», чтобы наконец-то сделать так, как хочет он сам.
На первых выборах он проиграл Сандро Роселю и стал вторым (14% голосов), а в 2015-м занял только третье место (вслед за Бартомеу и Лапортой, с 7% голосов).
Бенедито точно был самым радикальным кандидатом. Его отличала крайне жесткая антикатарская риторика, направленная на отказ от любых контрактов с шейхами, а в идеале – от титульных спонсоров вообще («Футболка должна оставаться чистой»). «Все знают, что Катар финансирует исламистский терроризм, они поддерживают «Исламское государство» (запрещенная в России террористическая организация – прим. Sports.ru). «Барселона» не может быть на стороне таких людей. Сейчас мы получаем от них 35 миллионов евро в год, но я откажу им, даже если они предложат 100», – обещал Бенедито.
Еще Агусти утверждал, что «Барселона» слабо работает над стратегией развития: якобы высокие доходы обусловлены только победами в Лиге чемпионов и азиатскими контрактами, тогда как при грамотной работе с болельщиками можно построить гигантский интернациональный бренд.
Бенедито собирался привести в «Барселону» мощнейшего спортивного директора Мончи (в этом году перешел из «Севильи» в «Рому») и Поля Погба (он запросил 12 миллионов евро в год).
Что не устраивает Бенедито?
В первую очередь он ненавидит Бартомеу за темную историю с трансфером Неймара: «Жозеп принял обвинения в налоговом нарушении и согласился заплатить штраф в размере 5,5 миллиона евро. Это сделано только для того, чтобы спасти себя и Сандро Роселя от тюрьмы. Только это повод для немедленной отставки», – говорил Агусти.
Кроме того, его раздражает ослабленная работа на трансферном рынке и отсутствие грамотной стратегии: молодых испанских звезд забирает «Реал», воспитанников академии в составе все меньше, клуб непоследователен в выборе новичков и теряет одну из главных звезд.
Неудачные результаты прошлого сезона, поражение от «Реала» в Суперкубке и невероятная истерика болельщиков после продажи Неймара позволили Бенедито поднять свой рейтинг.
Как выглядит борьба за власть?
Нужно понимать устройство «Барселоны», которая не принадлежит какому-то конкретному человеку или компании. Каталонский клуб представляет собой зарегистрированную ассоциацию, в которой нельзя купить никакую долю – можно лишь стать сосьос (и за это нужно платить взносы).
Сейчас у «Барселоны» около 111 тысяч сосьос с правом голоса (то есть совершеннолетние и зарегистрированные больше года).
Бенедито использует единственный легальный способ для внеплановой смены власти – вотум недоверия. Сначала он запустил интернет-агитацию (хэштег в твиттере, сайт votdecensura2017.cat), а в сентябре взялся за дело по-серьезному. Общий бюджет кампании – 200 тысяч евро.
На стартовом этапе Бенедито нужно за 14 рабочих дней собрать подписи 15% сосьос. То есть почти 16,6 тысячи человек должны сказать: да, мы хотим, чтобы в клубе прошел референдум.
Если все подписи будут признаны подлинными, «Барселона» будет обязана провести полноценное голосование с вопросом «Хотите ли вы выразить вотум недоверия президенту Жозепу Бартомеу?». Для отставки потребуются 66,7% голосов – проще говоря, две трети.
Бенедито и «Барселона» сейчас спорят относительно оформления документов с первичными подписями. В клубе считают, что голосование должно продлиться до 19 сентября (14 рабочих дней – включая субботы), а Бенедито полагает, что у него есть время до 2 октября (поскольку он забрал документы только 12 сентября, а субботы считает выходными).
Основное место сбора подписей – «Камп Ноу» перед домашними матчами. За первые две игры (с «Эспаньолом» и «Ювентусом») люди Бенедито собрали 6,6 тысячи подписей. Но есть еще и стационарные пункты – в самой Барселоне, в пригородах и даже в Жироне.
До 2 октября у «Барселоны» остались 2 домашних матча и игра в Жироне, а до 19 сентября – всего одна домашняя игра. Поэтому Бенедито так принципиален – ведь за одну игру он точно не соберет необходимое количество голосов.
А вотумы уже бывали?
Вотумы недоверия выдвигались дважды – оба раза они проходили этап сбора подписей, но застопорились на голосовании. Нуньес отбился от Лапорты в 1998 году, а второй случай был уже с самим Лапортой. В 2008 году он был очень близок к импичменту: 60% сосьос высказались за отставку, и не хватило всего 7% голосов. Позже вотум Лапорте попытались выдвинуть и члены высшего совета клуба: 8 из 17 ушли в отставку, а для импичмента было необходимо, чтобы ушли 13 человек.
Что случилось дальше – вы знаете. Возвращение Гвардиолы и лучшая команда в истории футбола.
Если вдруг импичмент случится, кто будет президентом «Барселоны»?
В случае импичмента назначаются досрочные выборы. Но в других обстоятельствах – как, например, было с Роселем по делу Неймара – до конца срока работает вице-президент.
Бенедито не хочет становиться главным – он, по всей видимости, помирился с Лапортой и поддержит его на возможных выборах.
Но для этого еще нужно выгнать Бартомеу.
Жоан Лапорта
Фото: REUTERS/Albert Gea, Gustau Nacarino; twitter.com/agustibenedito; Global Look Press/Daisuke Nakashima/AFLO
Автор, исправь)
Ух, с огнем играешь, Максимилиан.