4 мин.

Испанский стыд. Почему Примера в интернете не убедит «Матч ТВ»

Данил Тармасинов – о фейковой популярности Ла Лиги на телевидении.

КриштиануРоналду Фото: Alex Caparros/

gettyimages.com

 

Чемпионат Испании вернулся. Пока не в телевизоры, а в интернет, но он также доступен всем или почти всем фанатам. За него не нужно платить и даже регистрироваться во «ВКонтакте» – одна ссылка пропустит зрителей в мир «Барселоны» и «Реала». Отсутствие трансляций Примеры всегда предъявляли Тине Канделаки и Наталье Билан, будто это главный промах «Матч ТВ» и с возвращением испанского футбола спортивное телевидение в России сразу пойдет вверх.

У «Матча» хватает других проблем. С одной стороны, наличие всех европейских лиг из топ-5 – это имиджевая история. Для монополиста на рынке важно показать, что они контролируют ситуацию, что кейс с объединением двух спортивных холдингов затеяли не зря. Но с другой, общий рост доходов от рекламы на ТВ мало коснулся «Матча», компания просто не в состоянии потянуть запросы продавцов испанского чемпионата.

Публика, которая улюлюкает над Канделаки и Билан и сокрушается, что даже у интернета есть деньги на Ла Лигу, не понимает, насколько различается стоимость прав для сети и для телевидения. Можно сколько угодно тыкать отчетами о выравнивании ситуации, что интернет подтягивается по затратам на рекламу, но у телевизора сконцентрирована большая аудитория. За счет того, что каналов физически меньше (а спортивных в особенности), на них легче продавать коммерческие ролики и зарабатывать.

Нужно сказать, что TeleSport не совсем продала права на Примеру. Компания, скорее, отчаялась договориться с «Матч ТВ» и создала канал во «ВКонтакте», на который уже созывает народ. TeleSport – известный посредник на спортивном телерынке. Агентство Петра Макаренкозанималось трансляциями Кубка мира по хоккею, UFC, боя Флойда Мэйуэзера с КоноромМакгрегором, а ещё помогало РФС в реализации прав на матчи сборной России.

Паблик «Сила ТВ» в соцсети – первый опыт компании в собственном продакшне. И тут интересно то, почему TeleSport выбрал именно «ВКонтакте». Конечно, это крупная площадка с молодой аудиторией, но vk.com до сих пор остается большим пиратским островом. Компания делает шаги навстречу легализации контента, но над «контактом» всё ещё гордо развевается флаг с «Весёлым Роджером». Незаконные аудиозаписи и фильмы – одна из главных ценностей соцсети.

У трансляций Ла Лиги во «ВКонтакте» нет геоблока, матчи «Реала», «Барсы» и «Атлетико» можно смотреть и в России, и в Белоруссии, и в США, и в Испании. Известно, что в 2015 году боссы Примеры создали отдельный департамент по борьбе с пиратством. IT-шники написали софт, который следил за нелегальными стримами и незаконными хайлайтами игр чемпионата Испании. Только с одного сервиса DailyMotion программа снесла 45 тысяч роликов с фрагментами матчей. Но, видимо, до анализа «ВКонтакте» система ещё не добралась. Такая практика – именно отсутствие геоблока, а не трансляции в сети – не выглядит легальной и с трудом верится, что руководство TeleSport не знает об этом.

Тина Канделаки

 

Поэтому Канделаки с Билан не так уж не правы, когда говорят, что интерес к испанскому футболу в России небольшой. После первой трансляции в ВК агентство распространило хвастливые пресс-релизы о том, что число зрителей в интернете почти не отличалось от числа аудитории на «Матч ТВ». Но это совсем неверный подход к статистике. Социальная сеть считает за просмотр трансляции любой проигрыш видео. То есть юзер мог и не смотреть матч, а просто перейти по ссылке из твиттера Василия Уткина и всё равно стать частью футбольной аудитории.

TeleSport выгодно подсчитывать интерес публики именно так, без учета продвинутой статистики. Плюс премьера на «Сила ТВ» собрала больше зрителей как раз из-за эффекта новизны, уже на второй трансляции «Барселоны» рейтинги в ВК упали в два раза (1,6 млн человек на игре с «Бетисом» и 860 тысяч – с «Алавесом»). И опять же нужно помнить, что телеизмеритель Mediascope обсчитывает доли «Матч ТВ» только по России, а во «ВКонтакте» футбол смотрели чуть ли не по всему миру.

Трансляции Примеры в интернете не означают, что их не будет на «Матче». В TeleSport наверняка понимают, что заработают на перепродаже прав для телеэфира, ведь это основная задача агентства. Проблема «Матч ТВ» остается – нужно найти деньги для покупки. Хотя правда всё ещё за ними: испанский футбол в России не смотрят.

Данил Тармасинов - Eurosport.ru / БИЗНЕС Online