О клубах и сборных. Разница стилей на примере Жиру и Ляказетта
Оливье Жиру никогда не был лидером атаки "Арсенала" и сегодня он больше известен своими голами после выхода на замену. При этом в сборной Франции Жиру остается ведущим нападающим, который способен привести национальную команду к победам на будущем чемпионате мира. Теперь он вынужден конкурировать в клубе с новым ключевым форвардом Александром Ляказеттом, который даже не рассматривается всерьез штабом сборной. О том, почему существуют такие ситуации, размышляет аналитик ESPN Майкл Кокс.
С момента своего появления в "Арсенале" в 2012 году Оливье Жиру вынужден сражаться за место в основе с другими форвардами, которые, скажем так, отличаются своим стилем игры.
По прибытии в лондонский клуб Жиру был представлен Венгером как альтернатива основному бомбардиру команды Робину Ван Перси - более современному и технически одаренному форварду. Но последующий отъезд голландца в "Юнайтед" означал, что именно Жиру должен стать де-факто "девяткой" канониров, однако было очевидно, что его физические данные заметно отличались от тех, что привык видеть Венгер в своих ведущих страйкерах.
Имея такого форварда, французский тренер постоянно искал кого-то более мобильного на роль главного нападающего. В 2013 году он пытался подписать Луиса Суареса, годом позже пригласил Алексиса Санчеса и Дэнни Уэлбека, а затем, в 2016 году, он попытался совершить трансфер Джейми Варди, прежде чем обратить внимание на Лукаса Переса. Кроме того, на протяжении всей "арсенальской" карьеры Тео Уолкотт нередко использовался в больших играх в качестве наконечника острия, например, в финале Кубка Англии в 2015 году, который был выигран у "Астон Виллы".
Этим летом Венгер подписал Александра Ляказетта, который в матче первого тура против "Лестера" открыл счет своим голам ударом головой, но в целом проявил себя как игрок "первого этажа" - быстрый нападающий, мгновенно принимающий решения, старающийся активно искать свободные зоны в защите соперника.
Можно сказать, что Жиру снова был понижен в должности после того, как провел вторую половину прошлого сезона, пытаясь убедить себя, тренера и публику в том, что он является игроком, способным находиться в стартовом составе. Сегодня его конкурент - более быстрый, молодой форвард, и эта конкуренция обостряется еще и потому, что Ляказетт - его соотечественник.
Почему это интересно? Потому что на международном уровне Жиру является едва ли не ключевым форвардом сборной Франции (более 25 голов за команду), в то время как Ляказетт даже не был включен в состав сборной на родном Евро в 2016 году и ни разу не вышел на поле в текущем отборочном розыгрыше к чемпионату мира 2018 года; Жиру - главный форвард сборной, а Кевин Гамейро сегодня - его сменщик на лавке.
Дидье Дешам очевидно считает, что Жиру - лучший игрок на этой позиции для сборной, а Венгер уверен, что Ляказетт улучшит игру "Арсенала". Этот пример идеально иллюстрирует не только различие в футбольном мышлении тренеров, но и то, насколько отличаются в современном мире клубный и международный футбол.
Можно утверждать, что уровень элитного клубного футбола значительно выше, чем тот, который демонстрируется ведущими сборными, но сегодня речь идет и о различии стилей, которое стало ярко выраженным. Клубный футбол, особенно в АПЛ, характеризуется скоростным движением на поле, что, в свою очередь, подразумевает два противоположных смысла.
Первый связан с интенсивностью прессинга, с давлением, которое используют команды на поле. Есть различия между тем, как разные тренеры используют это способ воздействия на соперника, но так или иначе, основное внимание на протяжении последних лет делалось на безграничной сплоченности игроков, пытающихся вернуть владение мячом так скоро, как это возможно.
Такой футбол крайне редко можно встретить на уровне сборных. На Евро-2016 многие команды отсиживались на своей половине поля, делая ставку на компактность и глубину оборонительных линий, лишь местами демонстрируя описанный выше стиль: своей победе над Испанией в 1/8 итальянцы обязаны именно потрясающему прессингу.
Второй смысл, который вкладывается в слово "скорость" на клубном уровне, заключается в сочетании различных видов прессинга при быстром темпе игры в пас. Команды определенно играют более динамично, атакующие футболисты активнее и быстрее меняют свое положение на поле, но при этом такое движение отрепетировано, предусмотрено заранее. Игроки знакомы друг с другом, причем порой на уровне инстинктов, что позволяет обмениваться передачами в более чистой и замысловатой манере.
Но вернемся в этом контексте к Жиру. Он рассматривается как выдающийся футболист, способный изменить ход встречи выходом с лавки, и тот же матч против "Лестера" подтвердил это снова. Но когда француз начинает матч в составе "Арсенала" с первых минут, у команды возникают проблемы с проникновением в штрафную соперника, хотя Жиру хорош при кроссах и здорово принимает мяч на границе этой площади спиной к воротам. Открывания между защитниками, в свою очередь, не являются его специализацией. И хочется отметить, что крайне редко можно встретить в современном футболе нападающего, который с такой болью пытается принимать мячи в каналах между игроками обороны соперника. Между тем, еще одна проблема Жиру заключается в том, что он и Месут Озил не особо устраивают друг друга.
Немецкий плеймейкер нуждается в центрфорварде, который бы открывался под его разрезающие передачи, когда как французу нужен классический десятый номер, находящийся неподалеку и добывающий для него моменты. В каком-то смысле Озил и Жиру, хотя и очень разные в позиционном смысле, на самом деле очень похожи: самоотверженные игроки поддержки, а не решительные "финишеры".
И здесь приходит Ляказетт, который и должен совершать те стремительные наскоки, те внезапные движения в штрафной. Француз хорош как связующее звено в атаке, при этом он развит физически, чтобы успевать после подыгрыша отрабатывать в штрафной в качестве ударного нападающего. Он более типичный форвард для "Арсенала", чем Жиру.
В сборной Франции ситуация совсем иная. Хотя Жиру в ней - ключевой нападающий, но основное действующее лицо в атаке - это Антуан Гризманн, который часто действует в роли второго форварда, используя Оливье в качестве некой приманки, способной придержать мяч, оттянуть на себя защитников и освободить зону под партнера.
К тому же соперники сборной Франции зачастую не стремятся контролировать игру первым номером, они не чувствуют в себе уверенности при продвижении вперед, вместо этого оставаясь около собственной штрафной, потому что так безопаснее. При такой игре подходит классический таргетмен по типу Жиру, и тот получает много игрового времени в сборной.
Множество примеров можно привести о том, как традиционные "девятки" расцветают именно на международном уровне, нередко не пользуясь популярностью у тренеров в своих клубах, но являясь ударной силой в сборной. Вспомним бразильца Фреда на последнем чемпионате мира, а также Эмиля Хески в сборной Англии, который завершал карьеру в национальной команде на чемпионате мира в тот момент, когда забил за "Астон Виллу" всего три мяча за сезон.
В Португалии достаточно долго такими футболистами были Уго Альмейда и Элдер Поштига, а в сборной Германии, пусть не таргетменом, но классическим центрфовардом, который был вынужден доказывать клубу свой уровень через матчи сборной, - Мирослав Клозе. Возвращаясь к матчу Испании и Италии на минувшем Евро, вспомним, что в составе "Скуадры Адзурры" трудилась целая пара аналогичных нападающих Эдер-Пелле.
Ни один из описанных выше не был и не является сегодня игроком мирового класса, никто из них не играл ведущую роль в действительно элитных клубах, но у тренеров национальных сборных свое, может и старомодное, видение футбола, и они твердо считали, что каждый из этих игроков способен приносить пользу на международном уровне.
В этой связи та история Оливье Жиру, которая началась с приходом Ляказетта в "Арсенал", по сути является главой, лишний раз иллюстрирующей современный футбол, который по-прежнему делится на клубный и международный - это разные стили и методы. Не будет удивительным, если в конце сезона Ляказетт приведет клуб к какому-либо титулу, а Жиру в составе сборной выиграет чемпионат мира. Учитывая противоречивость ситуации, это было бы чем-то необычным, но вполне в духе времени.
Вполне не плохой прием.Жалко что то же самое не могу с правым флангом сделать. Хотя, когда Санчес вернется, Ляказетта переведут как раз в правый фланг (надеюсь на это).